Найти в Дзене

«Нейтан спешит на выручку» — выдающийся комедийный сериал о том, как разыгрывать людей

Пранк-комедия давно уже стала чем-то привычным: на том же ютубе сейчас пранками называют практически всё, что угодно, связанное с розыгрышами по заветам Валдиса Пельша. В кино же комедия, выстроенная полностью на обмане участников, встречается, кажется, не так часто. Главным пранкстером мира кинематографа, пожалуй, Можно считать Сашу Барона Коэна, чей «Борат» в своё время сумел вывести из себя даже целую страну. Коэн едко иногда и злобно подшучивал над американцами, и вовсе не стеснялся в своём шоу «Who is America» издеваться над политиками всласть. Другим заметным творцом в том же стиле можно назвать Эрика Андрэ, чей юмор строится ещё на большем трэшовом подходе к розыгрышам (о чём свидетельствует, например, его недавняя комедия «Bad Trip»). Тем не менее в сериальном комедийном мире особняком стоит один выдающийся проект менее известного у нас канадского трикстера Нейтана Филдера под названием «Нейтан спешит на выручку». Филдера по праву считают королём кринж-комедии, поскольку его умение создавать неловкие ситуации, в которых даже зритель у экрана чувствуется себя неуютно, не поддаётся никаким сравнениям. Однако, в отличие от упомянутых выше комиков, Филдер, подшучивая над людьми, делает это абсолютно беззлобно, а самым интересным в его розыгрышах является то, что главной жертвой всех шуток становится по итогу сам Нейтан, но обо всём по порядку.

«Нейтан спешит на выручку» — сериал о том, как вымышленный Нейтан Филдер в исполнении реального Нейтана Филдера в образе бизнес-консультанта пытается помочь владельцам маленького бизнеса самыми разными безумными идеями. Например, во втором эпизоде второго сезона чтобы увеличить доходность сувенирного магазина, он убеждает владельца сделать вид, что в его обиталище снимают фильм. Таким образом ему получится заманить клиентов под видом массовки для фильма в этот магазин, чтобы по сценарию заставить их сделать покупки, но продажи провести реально. Или же, к примеру, в том же втором сезоне, но уже в пятой серии Филдер использует закон о пародиях, чтобы раскрутить местную кофейню, которую он превращает в «Тупой Старбакс», копируя полностью дизайн известного кофешопа. А в шестом эпизоде четвёртого сезона он предлагает сервису по ремонту компьютеров нанять на работу асексуалов, чтобы убедить пользователей в сохранности их личных данных, ведь асексуалы, в отличие от рядового владельца, не захотят заглядывать в скрытые на компьютере личные папки с пикантным содержимым.

Сезон 4 эпизод 6
Сезон 4 эпизод 6

Как можно увидеть, такая неловкая комедия Филдера строится здесь на смущении и неумении людей отказывать бизнес-консультанту, ведь бизнесмены искренне верят в то, что даже самая безумная выдумка этого человека с дипломом действительно сыграет по крайней мере хорошую пиар-службу. Вдоволь насмеяться над нелепостью происходящего выйдет легко, благо, каждый эпизод шоу представляет собой невероятную изобретательную выдумку его автора. Однако, что примечательно, Филдер не выступает тут, словно тот же Саша Барон Коэн, как наблюдатель, создающий условия для раскрытия истинного человеческого нутра, который таким образом оставляет и нас быть теми же наблюдателями. В шоу же Филдера Нейтан является полноценным героем своего сериала — настоящим живым человеком, бьющимся с собственными комплексами и ищущим чего-то большего.

Сезон 4 эпизод 4 («Анекдот»)
Сезон 4 эпизод 4 («Анекдот»)

Именно эта деталь — тонкая сквозная линия самого героя Филдера — отличает данный сериал от любых других подобных произведений. На протяжении всего шоу Филдер (как персонаж) выступает перед нами самым неловким человеком в мире, отчаянно ищущим друзей, поскольку больше не хочет страдать от одиночества. Он говорит неловкие фразы, сближается с людьми больше, чем того они хотят, и всячески пытается убедить хоть кого-то пообщаться и вне шоу. Тем самым Филдер (уже как творец) совершает самый человеческий из возможных для пранкстера поступков: он переводит внимание с жертвы розыгрыша на себя, дабы зритель, что мог посмеяться именно над незнакомым человеком, случайно попавшему в розыгрыш, внезапно перемещался со стороны Нейтана на сторону самого разыгранного, вместе с которым он бы смущался и посмеивался уже над самим трикстером. Для человека, чья задача, по идее, целиком зациклена на том, чтобы жертва была главным центром истории, подобный подход действительно смотрится чем-то необычным и интересным, поскольку переводит шоу из ряда серии розыгрышей в связное произведение о поиске себя. Герой Филдера через все 32 эпизода сериала проходит некую собственную арку развития, где он, проваливаясь в тщетных попытках с кем-то сблизиться раз за разом, постепенно начинает двигаться вперёд, учась на своих ошибках. А мы, увязываясь всё больше и больше в этом странной версии нашего мира, проникаемся им и сопереживаем ему, несмотря на всё то странное действо, что он творит с бедными, ничего не понимающими людьми.

Знаменитый «Тупой Старбакс» из 5 серии 2 сезона.
Знаменитый «Тупой Старбакс» из 5 серии 2 сезона.

В какой-то момент грань между Филдером-героем и Филдером-творцом стирается окончательно, и мы до конца так и не можем разобраться, где заканчивается один, а где уже начинается другой. Очевидно, что Нейтан стирает эту границу сознательно, дабы зритель неразрывно ощущал себя в извращённой версии реального мира, в которой искренний Филдер-консультант пытается безумными идеями помочь людям и не видит в этом ничего плохого. Более того, Филдер, к слову, для стирания этой самой грани даже посвящает целый эпизод шоу («Анекдот») розыгрышу над собой, где он, как реальная канадская звезда Нейтан Филдер, отправляется на вечернее ток-шоу Джимми Киммела, чтобы там прорекламировать своё же шоу. Однако он опасается, что у него не найдётся смешной истории (как у других звёзд) для рассказа зрителям, а потому он выдумывает череду странных событий и реально её воплощает, дабы никто впоследствии не поймал его на лжи. Очевидно, что Киммелл на проект звал настоящего Филдера, однако и здесь Нейтан подмял реальность под свой вымысел, дабы превратить всё (включая и самого Киммелла) в часть своей неловкой шутку, заставляя уже нас самих сомневаться в правдивости мира вокруг. 

В каждом эпизоде Филдер детально расписывает свой план по спасению очередного бизнеса
В каждом эпизоде Филдер детально расписывает свой план по спасению очередного бизнеса

Вообще умением корректировать реальность под свои нужды Филдер оваладел мастерски: многие его эпизоды в итоге выливаются в реальное освещение новостями или интернетом его поступков, розыгрышная суть которых вскрывалась для людей лишь после выхода шоу на экраны. Например, во второй серии первого сезона Филдер снимает нелепую вирусную рекламу зоопарка, дабы привлечь новых посетителей, и выкладывает этот ролик на ютуб. В действительности этот ролик реально становится вирусным, а множество людей верят в происходящее в нём. Более того, выдуманный для эпизода про закон о пародиях «Тупой Старбакс» становится популярным настолько, что у него образовываются очереди, а у его создателя берут интервью журналисты. Наверное, это звучит как идеальный пример пранка, вышедшего из под контроля. Однако с Филдером практически невозможно угадать, в какой момент этот пранк вышел из под его контроля и выходил ли вообще, поскольку Нейтан и его команда, очевидно, продумывают концепцию каждого пранка долгое время, как и тратят неимоверные усилия на его подготовку, а потому конечная цель Филдера с границами его выдумки останутся загадкой. Так, в одном из самых известных эпизодов шоу («The Hero») Нейтан решается сделать героем обычного парня Кори. С помощью продуманного плана ему удаётся убедить не просто убедить родных парня и телевидение в реальности поступка молодого человека, но и даже более того — у Филдера получается убедить нравящуюся парню девушку дать Кори шанс на отношения. А в пятом эпизоде третьего сезона под названием «Smokers Allowed» канадец и вовсе будто устраивает свою версию фильма Чарли Кауфмана «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где с помощью театральной постановки, которую он устраивает в баре, Филдер планирует обойти закон на курение в помещениях. То есть как и с героем самого Нейтана, реальность и вымысел здесь сходятся в одно единое и нерушимое целое, что, без сомнений, достойно самого большого восхищения.

В третьем эпизоде четвёртого сезона Нейтан объявляет войну Уберу, чтобы помочь таксисту Энди
В третьем эпизоде четвёртого сезона Нейтан объявляет войну Уберу, чтобы помочь таксисту Энди

Особенно восхищение вызывает финал шоу, который представляет собой целую настоящую документалку, где Нейтан помогает двойнику Билла Гейтса, которого он использовал в своих пранках на протяжении шоу, отыскать давно утерянную стариком любовь. «Finding Frances» в этом плане становится закономерным финалом всего пути Нейтана. Это не просто цепляющая история несчастной судьбы Билла Хита (неГейтса), а полноценное завершение арки Нейтана-героя. Серия очень красиво подчёркивает ту самую суть сериала, выраженную в помощи другим, но выводит происходящее на новый уровень в раскрытии поднимаемой темы, где уже не сильно понятно, над чем тут можно смеяться, а над чем уже придётся плакать. Нейтан в финале в очередной раз переворачивает игру, делая обычного эпизодический персонажа для смеха живым человеком со своей трагедией. Да, человека не идеального и со своими тараканами, но человека очень понятного в своих печалях. Именно в этот момент «Nathan for you» окончательно становится чем-то большим, чем могло казаться до этого: Филдеру удавалось за шоу обманывать новостников, всех людей вокруг, всю аудиторию Джимми Киммела, включая самого ведущего и, по сути, удавалось пранковать даже весь мир. Это всё явно заслуживает почёта, но финал, уходящий от пресловутого розыгрыша, при этом сохраняющий черты абсурдности происходящего, и пронизанный искренностью самого Нейтана, заслуживает подобного восторженного отношения вдвойне.

Билл и Нейтан
Билл и Нейтан

С подобным королевским финалом «Nathan for you», копая уже глубже, чем в начале сериала можно было подумать, оставляет всех нас по итогу наедине с вопросами о том, что в этой жизни важно, и как нам со всем этим справляться. Приятнее ли быть, скажем, преуспевающим владельцем бизнеса, успешным актёром или же просто хорошо чувствовать себя счастливым человеком? А может и тем, и другим? Как этого добиться и как не упустить свой шанс? Над этими вопросами все четыре сезона бился сам Филдер, с ними он оставляет и нас самих. Но, продолжая свою сериальную линию помощи нуждающимся, Филдер тем самым помогает и нам не забывать о важных человеческих истинах: даже обманывая весь мир вокруг, надо быть честным с самим собой и не бояться быть этим собой, ведь тогда любой «wizard of loneliness» сможет стать настоящим героем с самой лучшей историей для любого вечернего ток-шоу. Таким образом, подобное уважительное отношение автора к своему творению и его участникам выводит шоу Филдера, ломающего всевозможные законы жанра, далеко за горизонты простых пранков, делая «Нейтан спешит на выручку» не только одним из самых смешных, но и самых умных комедийных сериалов в истории. 

Подписывайтесь на канал, впереди ещё больше интересных обзоров на сериалы и фильмы.