С момента официального закрытия границ между Вьетнамом и Россией из-за пандемии прошло уже больше года. Многие русские экспаты вернулись домой на эвакуационных рейсах. В то же время, я вижу, как русские наслаждаются жизнью в Нячанге при отсутствии работы. Среди них осталось немало моих друзей – семейных пар с маленькими детьми. Недавно я пообщался с отцом такого семейства, которое осталось во Вьетнаме.
Заработки в интернете
Главный вопрос, который волнует большинство экспатов – как заработать в период отсутствия туристов. Некоторые русские влачат жалкое существование, приторговывают пирожками на рынках Нячанга. За такую деятельность они зарабатывают не более 5$ в день. Семьёй на эти деньги прожить просто невозможно.
Мои друзья стоят на уровень выше таких торговцев. Они работают в интернете, причём зарабатывают деньги в долларах. Муж и жена зарегистрировались на американской платформе, занимаются ретушью фото. В Екатеринбурге у них осталась квартира, которая также приносит им немалую часть дохода.
Я спросил, хватает ли им на жизнь, но друг оставил вопрос без ответа.
Реакция вьетнамцев на пандемию
Вьетнамцы показали феноменальную реакцию на глобальную пандемию уже с первых дней после её начала. Все границы закрылись буквально за один день, правительство ввело строжайшие ограничения. Подобная реакция дала свои плоды уже спустя несколько месяцев.
Число новых случаев коронавируса в мире увеличивалось с геометрической прогрессией. Во Вьетнаме регистрировалось не более 2 – 5 новых случаев в день. На протяжении целого года эта страна оставалась самой безопасной в мире. Многие русские семьи остались здесь ради здоровья своих детей.
В июне 2021 года новый штамм коронавируса значительно испортил статистику. Вьетнамцы отреагировали на рост заболеваний незамедлительно. Уже в июле власти ввели строжайший локдаун, и эпидемия опять пошла на спад.
Такой статистикой не может похвастать Россия, США и ни одна из европейских стран.
Как изменилась жизнь
Несмотря на ограничения, экономика Вьетнама пострадала незначительно. В стране, как и раньше функционируют фабрики, крупные финансовые центры. Туризм занимал не более 10% от ВВП. При отсутствии отдыхающих, убытки терпят лишь небольшое количество населения.
В то же время, русские экспаты ранее работали именно в туризме, многие из них обеднели. Те, кто смог перестроиться под новые реалии, оказались победителями, и сегодня чувствуют себя достаточно комфортно.
Мои друзья относятся именно к таким экспатам, и я могу только порадоваться за них. В любом случае, мы все считаем жизнь в этой стране лучшим решением.
Планы на будущее
Я нередко задумывался, что будет после повторного открытия границ, по завершении пандемии. Никто не может ответить на этот вопрос наверняка. Большинство соотечественников считает, сразу по возвращении туриндустрии в страну, востребованность в новых русскоговорящих кадрах будет феноменальной.
Каждый, кто остался здесь и пережил пандемию окажется в нужном месте в нужное время. По возращении туризма в страну, туроператорам понадобятся сотрудники, повсеместно откроются новые рестораны, магазины. Восстановление туристической отрасли будет длиться не менее 1 – 2 лет. Перед экспатами откроется множество новых возможностей. Они смогут существенно опередить тех соотечественников, которые хлынут в страну на ПМЖ.
Я считаю, если человек прожил во Вьетнаме уже более 5 лет, ему не стоит менять локацию. Адаптация в России также займёт немало времени. Возврат к прежнему образу жизни будет под силу далеко не каждому. Именно поэтому, глава семейства сказал, они смогут пережить пандемию, и их дела пойдут в гору.