Мошенники используют новые схемы и стали красть больше со счетов россиян! О распространенных сегодня способах обмана и как не попасться на удочку злоумышленникам – читайте в нашем материале.
Украденная сумма со счетов россиян в январе-марте 2021 выросла в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, сообщает ЦБ. В январе-марте 2021 года число мошеннических действий увеличилось на 40% и достигло 237 тыс., согласно статистике Центробанка. При этом доля социальной инженерии по всем операциям уменьшилась с 64% до 56,2%.
В ЦБ полагают, что рост объема и количества мошеннических операций связан с активным переходом россиян на удаленный формат взаимодействия с торговыми организациями и ритейлом.
Специалисты Банка России заявили, что в настоящее время почти перестала работать известная схема мошенников «звонок из банка». Сегодня, согласно статистике банка, преступники находят новые способы. Самый распространенный – «звонок из правоохранительных органов».
Мы уверены: предупрежден – значит вооружен. Поэтому расскажем вам о самых распространённых схемах мошенничества и объясним, как действовать, чтобы не потерять личные деньги или средства своей компании.
Схема №1
Реквизиты мошенника вместо реквизитов реального контрагента
Что происходит?
1. Мошенник взламывает электронную почту клиента банка или контрагента и отправляет с неё счёт с другими реквизитами.
2. Мошенник взламывает почту сотрудника (например, директора или менеджера) и направляет счёт с фальшивыми реквизитами на оплату в бухгалтерию. Может добавить даже пометку «Срочно! Оплатить».
3. Мошенник отправляет счёт с подложными реквизитами на оплату с емейла, который немного (на одну букву или символ) отличается от настоящего адреса контрагента.
Если вы не проверили реквизиты или электронный адрес, не уточнили информацию о платеже, вероятно, компания направит средства мошенникам.
Как этого избежать?
Проверяйте адрес электронной почты, с которого поступил счёт на оплату.
Чтобы запутать вас, мошенники могут создать почту, очень похожую на почту контрагента, но с небольшими изменениями:
· поменять порядок символов в имени почтового ящика: было «IvanovII@pochta.ru», стало «II.Ivanov@pochta.ru»;
· заменить буквы на цифры: было «IvanovII@pochta.ru», стало «Ivan0vII@pochta.ru» или «IvanovII@p0chta.ru»;
· сократить имя почтового ящика: было «IvanovII@pochta.ru», стало «Ivanov@pochta.ru»;
· использовать другой почтовый сервис (доменное имя): было «IvanovII@pochta.ru», стало «IvanovII@email.com»;
· использовать похожее имя почтового сервиса (доменного имени): было «IvanovII@pochta.ru», стало «IvanovII@pochta.com» или «IvanovII@pochta.ru.cc»;
Обращайте внимание на дату регистрации компании. Мошенники обычно пользуются организациями, которые зарегистрированы несколько месяцев назад.
Если есть сомнения в данных контрагента или его реквизитах, свяжитесь с партнёром по номеру из первого письма, где вы впервые обменивались контактами, или из первоначальной версии договора. Мошенники могут вас запутать и отправить новый договор с другими реквизитами.
Используйте расширенные настройки безопасности почты:
· двухфакторную авторизацию для входа в почту;
· оповещение о входе в свой аккаунт с нового устройства;
· оповещение о входе в свой аккаунт из другого региона.
Ситуация 2
Предложение от «агента» крупной компании
Что происходит?
1. Мошенник создаёт сайт с выгодным сезонным предложением и представляется оптовым закупщиком крупного импортёра или его дочерней компанией.
2. Вы находите сайт в поиске, связываетесь с «поставщиком» и заключаете договор на оплату товаров или услуг.
3. Не проверив контрагента, вы переводите деньги злоумышленнику.
Как этого избежать?
Ознакомьтесь с отзывами и другими данными в интернете об организации, с которой хотите заключить договор или у которой хотите купить продукт.
На сайтах производителей есть списки дистрибьюторов и дочерних организаций. Если новый поставщик утверждает, что связан с крупной компанией, поищите его в соответствующем списке, прежде чем заключать договор.
Ситуация 3
Звонок от «сотрудника службы безопасности»
Что происходит?
1. Мошенник звонит вам, представляется сотрудником службы безопасности банка и сообщает, что произошла попытка хищения средств.
Для их сохранности он предлагает вам:
Вариант 1. Предоставить доступ к компьютеру или телефону с личным кабинетом.
Вариант 2. Установить программу для удалённого управления вашим устройством.
Вариант 3. Перевести средства в «защищённую ячейку» по реквизитам, которые он сообщит.
2. Вы делаете что-то из того, о чём попросил «сотрудник службы безопасности», и деньги попадают на счёт мошенника.
Как этого избежать?
Установите на мобильный телефон программу, которая сверит номер звонящего с базой контактов мошенников (Kaspersky WhoCalls, Яндекс, 2ГИС).
Сразу завершите разговор, если в момент входящего звонка вам:
· задают вопросы о персональных данных: номерах карт, пароле из СМС, паспортных данных, последних совершённых операциях, кодовых словах;
· говорят, что для сохранности ваших денег нужно установить дополнительное ПО или перевести средства на другой счёт.
О других схемах мошенничества – вирусе в фишинговом письме, «выгодном предложении» и «компании-клоне» мы расскажем на днях. Подписывайтесь на наш канал, чтобы ничего не пропустить.
Вам также может понравиться:
Где лучше всего работать на удалёнке? Топ-10 стран
Самые прибыльные компании России по итогам 2020 года