Найти тему
CFO-Russia.ru

Как обезопасить свои деньги от мошенников (Часть 1)

Мошенники используют новые схемы и стали красть больше со счетов россиян! О распространенных сегодня способах обмана и как не попасться на удочку злоумышленникам – читайте в нашем материале.

Украденная сумма со счетов россиян в январе-марте 2021 выросла в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, сообщает ЦБ. В январе-марте 2021 года число мошеннических действий увеличилось на 40% и достигло 237 тыс., согласно статистике Центробанка. При этом доля социальной инженерии по всем операциям уменьшилась с 64% до 56,2%.

В ЦБ полагают, что рост объема и количества мошеннических операций связан с активным переходом россиян на удаленный формат взаимодействия с торговыми организациями и ритейлом.

Специалисты Банка России заявили, что в настоящее время почти перестала работать известная схема мошенников «звонок из банка». Сегодня, согласно статистике банка, преступники находят новые способы. Самый распространенный – «звонок из правоохранительных органов».

Мы уверены: предупрежден – значит вооружен. Поэтому расскажем вам о самых распространённых схемах мошенничества и объясним, как действовать, чтобы не потерять личные деньги или средства своей компании.

Схема №1

Реквизиты мошенника вместо реквизитов реального контрагента

Что происходит?

1. Мошенник взламывает электронную почту клиента банка или контрагента и отправляет с неё счёт с другими реквизитами.

2. Мошенник взламывает почту сотрудника (например, директора или менеджера) и направляет счёт с фальшивыми реквизитами на оплату в бухгалтерию. Может добавить даже пометку «Срочно! Оплатить».

3. Мошенник отправляет счёт с подложными реквизитами на оплату с емейла, который немного (на одну букву или символ) отличается от настоящего адреса контрагента.

Если вы не проверили реквизиты или электронный адрес, не уточнили информацию о платеже, вероятно, компания направит средства мошенникам.

Как этого избежать?

Проверяйте адрес электронной почты, с которого поступил счёт на оплату.

Чтобы запутать вас, мошенники могут создать почту, очень похожую на почту контрагента, но с небольшими изменениями:

· поменять порядок символов в имени почтового ящика: было «IvanovII@pochta.ru», стало «II.Ivanov@pochta.ru»;

· заменить буквы на цифры: было «IvanovII@pochta.ru», стало «Ivan0vII@pochta.ru» или «IvanovII@p0chta.ru»;

· сократить имя почтового ящика: было «IvanovII@pochta.ru», стало «Ivanov@pochta.ru»;

· использовать другой почтовый сервис (доменное имя): было «IvanovII@pochta.ru», стало «IvanovII@email.com»;

· использовать похожее имя почтового сервиса (доменного имени): было «IvanovII@pochta.ru», стало «IvanovII@pochta.com» или «IvanovII@pochta.ru.cc»;

Обращайте внимание на дату регистрации компании. Мошенники обычно пользуются организациями, которые зарегистрированы несколько месяцев назад.

Если есть сомнения в данных контрагента или его реквизитах, свяжитесь с партнёром по номеру из первого письма, где вы впервые обменивались контактами, или из первоначальной версии договора. Мошенники могут вас запутать и отправить новый договор с другими реквизитами.

Используйте расширенные настройки безопасности почты:

· двухфакторную авторизацию для входа в почту;

· оповещение о входе в свой аккаунт с нового устройства;

· оповещение о входе в свой аккаунт из другого региона.

-2

Ситуация 2

Предложение от «агента» крупной компании

Что происходит?

1. Мошенник создаёт сайт с выгодным сезонным предложением и представляется оптовым закупщиком крупного импортёра или его дочерней компанией.

2. Вы находите сайт в поиске, связываетесь с «поставщиком» и заключаете договор на оплату товаров или услуг.

3. Не проверив контрагента, вы переводите деньги злоумышленнику.

Как этого избежать?

Ознакомьтесь с отзывами и другими данными в интернете об организации, с которой хотите заключить договор или у которой хотите купить продукт.

На сайтах производителей есть списки дистрибьюторов и дочерних организаций. Если новый поставщик утверждает, что связан с крупной компанией, поищите его в соответствующем списке, прежде чем заключать договор.

Ситуация 3

Звонок от «сотрудника службы безопасности»

Что происходит?

1. Мошенник звонит вам, представляется сотрудником службы безопасности банка и сообщает, что произошла попытка хищения средств.

Для их сохранности он предлагает вам:

Вариант 1. Предоставить доступ к компьютеру или телефону с личным кабинетом.

Вариант 2. Установить программу для удалённого управления вашим устройством.

Вариант 3. Перевести средства в «защищённую ячейку» по реквизитам, которые он сообщит.

2. Вы делаете что-то из того, о чём попросил «сотрудник службы безопасности», и деньги попадают на счёт мошенника.

Как этого избежать?

Установите на мобильный телефон программу, которая сверит номер звонящего с базой контактов мошенников (Kaspersky WhoCalls, Яндекс, 2ГИС).

Сразу завершите разговор, если в момент входящего звонка вам:

· задают вопросы о персональных данных: номерах карт, пароле из СМС, паспортных данных, последних совершённых операциях, кодовых словах;

· говорят, что для сохранности ваших денег нужно установить дополнительное ПО или перевести средства на другой счёт.

-3

О других схемах мошенничества – вирусе в фишинговом письме, «выгодном предложении» и «компании-клоне» мы расскажем на днях. Подписывайтесь на наш канал, чтобы ничего не пропустить.

Вам также может понравиться:

Где лучше всего работать на удалёнке? Топ-10 стран

Самые прибыльные компании России по итогам 2020 года