Вы объясняете человеку, на какой линии метро в Москве живёте. Как вы это скажете?
Постепенно традиция мигрирует от официального ("Арбатско-Покровская") к понятному и изначально заложенному названию по цветам (синяя).
Но уже сейчас 15 линий, и в ход пошли бирюзовые, салатовые, а с приходом МЦД — и вовсе цвет мяты, папайи, фуксии и прочего. Уже не так понятно. Поэтому сейчас всё мигрирует к номерам — как было и в Питере сколько себя помню.
Всё же "пересадка со второй линии на Д3" легче запоминается, чем "едешь по фуксиевой, переходишь на бирюзовую".
Вначале было просто
Цвета первых линий московского метро соответствовали основным цветам RGB-кодировки: красный, зелёный, синий. Плюс коричневый, который получается при смешении всех трёх красок, поэтому его получила объединяющая Москву кольцевая линия.
Так же устроена передача цветов на старом телевизоре или в печатных машинах.
Это, кстати, стало не последним по значимости доводом: схемы должно быть легко печатать и различать цвета на них.
Филёвская линия была по сути дублирующей Арбатско-Покровскую (синюю). Это обозначили и цветом — голубым.
Потом пошли по оттенкам
Впрочем, бывают фломастеры в наборах по шесть базовых цветов, а бывают и больше — и вроде все более или менее справляются с более тонкой градацией. Вот и метростроевцам пришлось выбирать цвета, которые, с одной стороны, можно было бы назвать просто и всем понятно, с другой — они не превращались бы в другие даже при печати на плохой бумаге, пластике или при выцветании схемы.
И вплоть до 1980-х годов перебирали основные цвета и оттенки, которые легко было назвать и при этом правильно понять: оранжевый, жёлтый, сиреневый...
Фантазия и основные цвета кончились на Серпуховской линии. Она стала серой.
Независимо от печатной техники эти цвета распознавались, но было уже не так просто. Уже надо было уже внимательно следить и не путать жёлтую ветку с оранжевой, синюю с голубой и зелёную с салатовой.
И тут появились МЦК и МЦД
С Московским центральным кольцом нашли изящное решение: оно на схемах обозначено двумя тонкими красными линиями, как железная дорога на всех планах и картах.
С диаметрами дело пошло сложнее. Во-первых, надо иметь в виду перспективу: это сейчас их планируется сделать пять, но если город продолжит расти, транспорт будет расти тоже.
Во-вторых, цвета-то реально закончились.
В общем, цвета-то выбрали — и они почти не сливаются с цветами линий метро, но стало понятно, что надо что-то делать глобально.
Так Москва стала переходить к распространённой много где в мире числовой нумерации линий, выходов и пр.
Линия МЦД — в цветном параллелограмме с буквой D, метро — в цветном кружке с буквой М.
Пока так. А что будет ещё лет через пять — увидим. Но вроде цифр-то должно надолго хватить.