Найти в Дзене
Baiki rusicha.

Поговорим немного: О когда-то НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНЕ ТАШКЕНТА

Тема как всегда подброшена читателем под ником Артур. Сегодня постоянные читатели страничек хорошо с ним знакомы. Сам отдыхал когда-то в этой бане, не скрою впечатлений много и... Интересна история создания проекта бани, поэтапное реализация в построении данного, интересного во всех отношениях, сооружения. Самое удивительное построили в1982 году и 2000 просто раскатали и все. Уникальность этого строения была во многом а сам автор архитектор Андрей Косинский, много замечательных идей сумел реализовать и подарить городу. Страничка о нем имеется на сайте. Немного истории о устройстве Восточных бань и...

Главный архитектор Коканда … приехал и привез проект такого странного неказистого сооружения. Меня вызвали сверху и сказали: «Он будет руководить, а ты эту работу делай. Обеспечь его людьми», – и так далее. Я дал людей, взял заказ. А этот главный архитектор Коканда не едет руководить и не едет. Время идет, сроки подпирают. И я тогда сам стал эту баню делать. Мы вдвоем с моим инженером-сантехником объездили практически весь Узбекистан, и можно сказать, что на собственном теле испробовали и проверили все температурные режимы, которые там были в банях. Выяснилось, что для того, чтобы получить прохладу, в бане нужна была одна очень интересная деталь. Традиционные восточные бани перекрывались куполами, дальше это сооружение засыпалось землей, чтобы обеспечить достаточную теплоизоляцию.

-2

Немного о специфике баня - хаммом - «потеющий дом». Восточные бани, бани жаркого климата, потомки римских терм - прохладные. В них нет плавательных бассейнов, нет горячих парных. Мыльные представляют цепь помещений с постепенным поднятием температуры от +25° в раздевальных и при входе в мыльные помещения и до +40° в самой горячей мыльной. Пол и суфы – мраморные скамьи и диваны для мытья и массажа - обогреваются снизу, из подвала. Их температура на 10 градусов выше температуры воздуха. Прогретое на такой суфе (+50°) тело с радостью принимает восточный массаж в центральном подкупольном мыльном зале при средней (в ряду мыльных) температуре воздуха. Помещения для релаксации при уличной температуре +50° - прохладные, те же 25 градусов. Там – чай со сладостями. Как же это достигалось в традиционных постройках? До ХХ века бани-хаммомы заглублялись в грунт на два-три метра. Перекрытые куполами мыльные помещения для теплоизоляции засыпались землей. Для освещения в куполах оставлялись небольшие круглые отверстия. Отопление решалось через подвал, пол и каменные лежанки – «суфы». Под дальним мыльным помещением размещался очаг. Над ним - котел с горячей водой. Продукты горения выбрасывались в воздух через подвал и вытяжную трубу с противоположного конца здания: чем дальше от котла, тем прохладнее. Грязные сточные воды удалялись вдоль стен при помощи открытых гидролотков – своеобразных арыков: сквозь горячий подвал вывести их наружу было невозможно. Очень мало света. Очень грязная вода. Скользкие мокрые стены.

Очевидно, что так строить было нельзя. Здесь пришел на память древний опыт сохранения прохлады воды на открытой жаре. Воду оставляли в неполивных керамических сосудах – «хумах» – прямо на открытом солнце! Вода испарялась сквозь поры, оставляя сосуд слегка влажным. Он как бы «потел», и за счет испарения оставлял воду прохладной. В бане был применен тот же прием. Гидроизоляции в керамике куполов и сводов не было. Это позволило за счет испарения воды сквозь поры покрытий получить необходимые температуры различных мыльных. Интересно - что рассчитать все это никто не мог, потому что не было таких методик.

-3

Поэтому мы сначала выстроили одну половину бани и проверили работает ли наше решение. А потом уже достроили ее до конца. Для прогрева была применена газовая огневоздушная пушка, о ней мы еще поговорим, размещенная в центре нагрузок. Продукты сгорания удалялись через керамические трубы, расположенные на разной глубине в керамзите над железобетонным перекрытием подвала, обогревая полы и суфы. Чтобы получить топку, мы решили сделать в полу электрическую систему отопления по типу современных полов с подогревом.

…Когда мы сделали электрический подогрев и понесли «на шестой этаж» – так у нас называлось показать Рашидову (Шараф Рашидов, Первый секретарь ЦК КП УзССР) и другому вышестоящему начальству, – нам сказали: «Нет. Вот пускай как в старину – чтобы топилось огнем». Мы долго спорили. Спрашивали: какая вам разница, что там внизу, под полом это тепло дает – огонь или электричество? На третьем «свидании» с властью один секретарь горкома нас убедил так:

– Вот вы говорите: какая разница. А чай вы все любите пить?

– Да, все любим, – говорим.

– Чай из чайника, вскипяченного на газовой плите, все пили?

– Да, – говорим.

– Есть разница?

Мы согласились, что есть, конечно. Особенно если самовар топят шишками. И после этого разговора мы придумали вот эту систему: сделали огневоздушную пушку, сделали керамические трубы в толще пола. Сквозь них прогнали продукты горения – а все это рассчитать было просто невозможно, – и, таким образом, получили помещения с разной температурой.

-4

-5
-6
-7
-8

Получилась ли архитектура хаммома «национальной»? В связи с ее обликом меня много упрекали в «некритическом заимствовании элементов архитектуры прошлого», «архаизме», «подражательстве», «откровенной стилизации» и многих других грехах. Положа руку на сердце, могу сказать: никаких заимствований и стилизаций там нет. Более того, для меня этот проект был своего рода протестом против всех местных традиций. Архитектура Востока – интерьерна. Снаружи - только заборы (дувалы), глухие стены домов и резные входы – пештаки, ворота или двери. Улицы перекрыты от солнца тростником. Вся фантастика арок, решеток, орнаментов, куполов, керамики и так далее, как правило, видна только изнутри! Азия не знала сводов (они не выносят сейсмику). Азия не знала плоских куполов – вспомните купола Шер Дор. В этой постройке вся традиционная архитектура Азии оказалась как бы вывернутой наизнанку, обращенной фасадами к улице, став современным ответом времени на зов места.

-9

Пожалуй, к ташкентским работам Косинского больше всего подходит чересчур расхожая в советское время, но точная фраза о «совмещении традиции и новаторства». В самом знаменитом реализованном проекте Косинского — национальной бане «Хамом» в Ташкенте — он придумал суперсовременную систему охлаждения, этакий «умный хамам», вполне традиционный снаружи. Здание часто называют «потеющий дом». «Я построил баню в Ташкенте, которая обошла потом прессу всего мира как уникальное архитектурное решение. И вот на крыльце этой бани кто только меня не учил архитектуре», — вспоминал Андрей Станиславович. Как уже высказывался искусствовед, историк искусства Борис Чухович: «Его критиковали постоянно, но это его не останавливало. Мне кажется, что эту критику он воспринимал как свидетельство жизненности своих идей: серость никого бы не интересовала и не мотивировала бы на отклик».

-10
-11

Если посмотреть на план бани, то можно увидеть лабиринт, где помещения в зависимости от близости к источнику отопления более или менее прогреты. В самом горячем из них — сорок градусов по Цельсию. В куполах, облицованных керамикой, оставлены крупные швы для испарения влаги. Это и обеспечивает охлаждение. В результате перекрытие постоянно увлажняется и остывает.

-12
-13

Сейчас на месте бани многоэтажная стоянка для приезжающих на стадион Джар и на базар Чорсу. ЕС

Ну вот традиционно присаживайтесь, Артур умеет закрывать странички, попейте чаю  и ...
Ну вот традиционно присаживайтесь, Артур умеет закрывать странички, попейте чаю и ...

Тема сегодняшней странички, задана снимками, присланными Артуром, ему и за все отвечать. Надеюсь у вас есть, чем поделиться, об этом когда-то действительно, спокойно можно сказать, уникальном строении города.

Всего Вам доброго, дорогие читатели и славного окончания недели.

ashkentsshosh.uz/arhitektor-andrey-kosinskiy-stroitelstvo-tkogo-hamama/

https://mytashkent.uz/2016/12/02/natsionalnaya-banya-hamom/