На крупных современных предприятия эстакады по праву являются основными объектами Общезаводского хозяйства.
✔️Во-первых, они как кровеносная и нерная системы обеспечивают коммуникации всего производства
✔️Во-вторых, они могут стоить более 10% от общего количества капитальных затрат на проекте.
Соответственно, встаёт резонный вопрос балансировки различных вариантов конструктивного исполнения эстакад с целью снижения САРЕХ.
Предлагаемый ко вниманию подход реализован на одном из крупнейших промышленных обьектов РФ и учитывает
особенности региона, такие как:
✅ сейсмичность
✅ геологические свойства территории
✅ климатические особенности региона
✅ логистические ограничения по доставке и наличию материалов на месте строительства.
Для большей объективности следует добавить, что для такого сравнения необходимо использовать текущие цены на рынке конструктивных материалов, в первую очередь черного металла, но в данном расчете мы это не учитывали в связи с высокой волантильностью рынков.
Ну и конечно учтены требования законодательства в плане применения ТР, но об оптимизации конструктива и фокусах нормотворчества РФ немного позже.
Для сравнения конструктива эстакад был принят одинаковый элемент, сохраняющий устойчивость на прогрессирующее обрушение и являющийся в целом типовой повторяемой частью.
Эстакада разделена на элементы:
📍Кабельный этаж, металический, модульный.
📍Трубопроводная эстакада
📍Фундаментная часть
📍Лестницы и переходы в модульном исполнении.
Начнем с самого капиталоемкого - трубопроводной эстакады.
Рассматриваем сравнение трех вариантов исполнения - металлическое, бетон первый ярус и полностью бетонное исполнение колонн эстакады. При этом траверсы, пролетные строения и связи во всех вариантах металлические. Для конструктивов в бетонном исполнении рассматриваются монолитный и сборный вариант железобетона, что в сумме дает пять различных конструктивных примеров для сравнения.
На представленных ниже иллюстрациях приведён конструктив и сравнительный анализ каждого варианта. А также стоимость в тыс. Руб в текущем уровне цен.
Перейдём к фундаментной части.
Здесь конструктив во многом зависит от геологических условий, но при прочих равных проведено сравнение основания с опорой на забивные сваи и фундамента на естественном основании. При этом для фундамента на естественном основании выделено три варианта в зависимости от способа разработки котлована.
В качестве вывода следует указать следующее:
для крупных обьектов с высоким уровнем капитальных затрат следует обязательно проводить вариантную проработку основных конструктивных элементов зданий и сооружений и учётом условий, указанных выше.
Возможно, с учётом ваших условий, оптимальный конструктив будет другим, но это позволит осознано подходить к балансировке капитальных вложений инвестора и иметь понятное объяснение принятых решений.
Определение оптимального варианта конструктива технологических эстакад наиважнейшая часть проектирования любого крупного предприятия. Это позволит обеспечить оптимальные капитальные затраты на стадии строительства и операционные затраты на стадии эксплуатации, что несомненно является элементом VE всего предприятия в целом.