Найти в Дзене
Киноамнезия

Пауло Коэльо: почему перестали читать романы бразильского прозаика

Оглавление

Его "Алхимик" и "Одиннадцать минут" стали литературными хитами для поколения next.

Мои нулевые я не могу представить без трёх вещей: группы Тату, «Властелина колец» и романов Пауло Коэльо. Для меня настоящим откровением стали "Одиннадцать минут", "Алхимик", "Дьявол и Сеньорита Прим". Эти книги бразильского прозаика я зачитывал до дыр. Может это делал зря? Многие литературные критики сегодня уверены: тяга к творчеству писателя – признак литературного дурновкусия. Я попытался понять, почему мы перестали читать Пауло Коэльо.

Для многих романы Пауло Коэльо стали кринжовыми
Для многих романы Пауло Коэльо стали кринжовыми

Литература бывает разная

С творчеством Пауло Коэльо я познакомился на первом курсе. Однокурсники нахваливали роман «Алхимик». Основные его преимущества – многогранный философский мир, который приправлен глубоким смыслом. Я решил почитать попсовый роман и пропал на два дня. Читал я «Алхимика» перед сном, в автобусе, на переменах. Меня поразила мысль о том, что ты счастлив тогда, когда сердце и разум не противоречат друг другу: чтобы постичь этот дзен, нужно пройти длинный и сложный путь.

Далее я взял в руки «Одиннадцать минут» и погрузился в мир простой девушки Мэри, которая проводит экскурсию по закоулкам мира жриц любви. Я долго думал над тем, на что мы готовы ради одиннадцати минут удовольствия – столько, по мнению Коэльо, длится волшебство, когда в темной комнате встречаются мужчина и женщина.

Пауло Коэльо. Фото из открытых источников
Пауло Коэльо. Фото из открытых источников

Далее я решил прочитать роман «Дьявол и сеньорита Прим». Здесь Коэльо по-новому взглянул на природу добра и зла. За нетривиальную историю роман стал популярен у любителей потустороннего. Его не читал только ленивый студент.

Прошло время. От былой славы Коэльо не осталось и следа. Почему? Некоторые критики сегодня считают, что раскрученный «Алхимик» бразильского прозаика - «бессмысленная философия». Его можно уместить в одну фразу: «Если чего-то сильно хотеть, то ты это рано или поздно получишь».

С такой точкой зрения я не согласен. «Алхимик» всегда будет для меня особенным. Книга возвращает меня в нулевые, где всё было по-другому. От того она с годами становится всё ценнее.

Также я считаю, что незаслуженно хейтят роман «Вероника решает умереть». Депрессивные признания девушки-подростка вызвали гнев у многих читателей. Больше всего их возмутил сюжетный ход Коэльо: девушку из обеспеченной семьи он поместил в психбольницу, где она обрела свое счастье. Вероника вышла из подростковой депрессии благодаря кучке душевнобольных людей. Вот это поворот!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Простота – главный козырь Коэльо. Он излагает сложные философские мысли максимально простым языком. Все, что вам нужно – просто открыть книгу и начать читать. Мир Коэльо не отпустит, пока вы не дойдёте до последней страницы.

Романы для бабушек

Однако большинство читателей сегодня считают иначе. Они уверены: Коэльо издает романы для бабушек. Почему? У него очень много клишированных персонажей, герои совершают предсказуемые поступки. Такие истории интересны только старушкам.

Поэтому многие любители философской литературы уверены: романы Коэльо переоценены. Они недостаточно хороши для такой огромной фанатской базы, которую имеет писатель.

Как может быть популярен прозаик, который банальные вещи выдает за открытия. Только готовые к самообману должны взахлеб читать книги прозаика. Но его романы остаются популярными, несмотря на жесткую критику.

Обложка к роману "Алхимик". Фото из открытых источников
Обложка к роману "Алхимик". Фото из открытых источников

Хейтеры нашли секрет успеха прозаика: оказывается, Коэльо пишет то, о чем хотят слышать люди. В его романах нет фактажа. В них - плацебо, которое заставляет чувствовать читателя счастливым: «Любят, потому что любят. Для любви не нужна мотивация».

Ещё один жирный минус - романы бразильского писателя слишком религиозны. Материальное стало гораздо сильнее духовных потребностей – отсюда и такая реакция на мысль о том, что все мы являемся частью вселенной.

Поэтому многие сегодня уверены: Коэльо гуру для малограмотных людей. Они не понимают, что романы бразильского писателя поверхностны. Им не хватает литературных знаний, чтобы осознать, насколько плохо пишет бразильский прозаик.

Я думаю, что причина нелюбви к романам Пауло Коэльо кроется в популярности писателя. Открывая его книгу, читатели ждут оскароносного сюжета, харизматичных героев и неожиданной концовки. У них слишком завышенные ожидания, от чего и наступает тотальное разочарование, когда они доходят до финала.

Пауло Коэльо. Фото из открытых источников
Пауло Коэльо. Фото из открытых источников

Лично для меня Пауло Коэльо навсегда останется мейнстримовским писателем, который научил читать хорошие книги. Его творчество для меня - словно хиты «Руки Вверх», которые я иногда слушаю только потому, что устал от однотипных современных синглов. Поэтому кто бы что ни говорил, а романы бразильского прозаика всегда будут стоять на моей полке. Поверьте, на этих книгах никогда не будет пыли.

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!

Для чтива:

"Большая грудь, широкий зад": неизвестный Китай, о котором должен знать каждый

Забытая фантастика: три причины, почему аниме про Гайвера и Спауна круче фильмов

«Они жаждут»: почему этот роман о вампирах так и не был экранизирован