Продолжаем подробно рассматривать экспонаты недавно открывшегося в Москве на ВДНХ музея «Мечта Москвича».
В самом первом зале на вращающемся стенде в импровизированных «джунглях» находится легендарный советский автомобиль, который хорошо будет знаком каждому из вас.
Сопроводительная табличка, а также номерной знак гласят, что это «Москвич-400/420». Но что, если я вам скажу, что модель указана неверно?
Сюрприз вышел
Мне удалось раскопать историю конкретно этого экземпляра. Он находится в полностью аутентичном состоянии, заводской краске и никогда не реставрировался.
Как же ему удалось сохраниться? Оказывается, всё это время он был частью «Музея АЗЛК», а потом «Музея московского транспорта», того самого, что долгое время располагался на Рогожском валу, а теперь переезжает в новое здание.
На страничке музея чётко указано, что это «Москвич-401/420» 1955 года выпуска, т.е. модернизированная версия ранней модели.
Его кузов окрашен в один из самых распространённых цветов того времени — слоновая кость.
Я также нашёл фотографии именно этого экземпляра из старого «Музея АЗЛК» (того самого, что похож на летающую тарелку).
Посмотрите, вот он стоит рядом с КИМ-10-50. А вот с другого ракурса.
Кстати, на второй фотографии отлично видно, что несмотря на то, что на номерном знаке указано 400/420, сопроводительная табличка чётко даёт нам понять, что это «Москвич-401/420».
Почему сотрудники нового «Музея Москвича» были так неаккуратны и не проверили информацию, поверив цифрам на номерном знаке — я не знаю.
Но факт остаётся фактом: на сопроводительной табличке нет ни одного упоминания о том, что перед нами модель 401.
Более того, характеристики автомобиля указаны неверно ввиду ошибочного определения модели.
Но оставим занудство на следующие статьи. Лучше расскажу вам чем вообще отличался «Москвич-401» от «Москвича-400».
Как же отличить 401-й?
Выпуск «Москвича-401» стартовал в 1954 году и продолжался до 1956 года, после чего ему на смену пришла принципиально новая модель «Москвич-402».
Основным отличием, из-за которого в первую очередь пришлось поменять индекс автомобиля, стал новый мотор.
Если 400-й оснащался двигателем М-400 рабочим объемом 1074 кубических сантиметров и мощностью 23 л.с., то 401-й получил модернизированный мотор М-401, у которого с того же объёма удалось снять на 3 лошадиных силы больше (26 л.с. при 4000 об/мин).
Новый двигатель получил изменённую головку блока цилиндров с вертикальным расположением свечей зажигания вместо наклонного.
Кроме этого, тут использовался новый распредвал, гильзы цилиндров, поршневые кольца и навесное оборудование, новые впускной и выпускной коллектора.
Степень сжатия достигала величины 6,27.
При этом надо понимать, что «Москвич-400/420» модернизировался на протяжении всего срока своего выпуска.
Так, несколько раз менялась комбинация приборов, появилась крышка на перчаточном ящике, изменились размеры подшипников задних полуосей, использовали разные карбюраторы и многое другое.
Но именно двигатель стал «последней каплей», которая привела к смене индексации модели.
Тут надо понимать, что в советской автопромышленности того времени именно двигатель зачастую определял индекс модели.
Одновременно с новым мотором «Москвич-401» получил модернизированную трёхступенчатую коробку передач с изменёнными передаточными числами.
С одной стороны новые передаточные числа лучше подходили под дорожные условия, а с другой стороны — были более оптимальными для двигателя с возросшей мощностью.
Кроме этого, 2-я и 3-я передачи получили синхронизаторы, а вот 1-я так и осталась несинхронизированной.
Визуальных различий между «Москвичом-400» и «Москвичом-401» практически нет. И всё же по некоторым элементам определить модель можно.
Например, руль получил открытые металлические спицы, обод из пластмассы синего, коричневого, белого или серого цветов и кнопку сигнала того же цвета. У «400-го» руль был немного другим.
«Москвич-401» избавился от множества недостатков своего предшественника, а еще его конструкцию облегчили при помощи точечной оптимизации различных элементов.
Переходная версия
Немногие знают, что в 1956 году производилась переходная модель, известная как «Москвич-401А1».
Её главным отличием был двигатель «402Б1». Он представлял собой дальнейшую модернизацию «401-го» мотора — вынужденная мера ввиду затягивания процесса разработки совершенно нового двигателя для «Москвича-402».
За основу взяли блок от «Москвича-401» и увеличили диаметр цилиндров, что привело к росту рабочего объёма до 1220 кубических сантиметров и увеличению мощности до 35 л.с.
В 1956 году «Москвич-401» полностью уступил место новому «Москвичу-402».
Всего с 1946 по 1956 годы было выпущено 247 439 машин этого семейства всех модификаций, из них 216 606 седанов и 17 742 кабриолета.
Несмотря на то, что модели уже больше полувека, массовое распространение делает эту модель одним из самых популярных ретро-автомобилей в России.
Причем цены не так уж и кусаются: идеально восстановленные образцы обойдутся в 1—1,2 миллиона рублей, в то время как «болванки» для дальнейшей реставрации можно купить за 100—150 тысяч рублей.
Ну а найти автомобиль в формате «капсулы времени» (как выставленный в музее экземпляр) вряд ли получится. Так что перед нами действительно уникальная возможность увидеть, как «Москвич-401» выглядел в оригинале.
Вот только пусть руководство музея поправит всё же сопроводительную табличку. Обидно как-то даже...