Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Капсула времени: этот «Москвич-401» ни разу не реставрировали, но выглядит он шикарно

Оглавление

Продолжаем подробно рассматривать экспонаты недавно открывшегося в Москве на ВДНХ музея «Мечта Москвича».

В самом первом зале на вращающемся стенде в импровизированных «джунглях» находится легендарный советский автомобиль, который хорошо будет знаком каждому из вас.

Сопроводительная табличка, а также номерной знак гласят, что это «Москвич-400/420». Но что, если я вам скажу, что модель указана неверно?

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Сюрприз вышел

Мне удалось раскопать историю конкретно этого экземпляра. Он находится в полностью аутентичном состоянии, заводской краске и никогда не реставрировался.

Как же ему удалось сохраниться? Оказывается, всё это время он был частью «Музея АЗЛК», а потом «Музея московского транспорта», того самого, что долгое время располагался на Рогожском валу, а теперь переезжает в новое здание.

На страничке музея чётко указано, что это «Москвич-401/420» 1955 года выпуска, т.е. модернизированная версия ранней модели.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Его кузов окрашен в один из самых распространённых цветов того времени — слоновая кость.

Я также нашёл фотографии именно этого экземпляра из старого «Музея АЗЛК» (того самого, что похож на летающую тарелку).

Посмотрите, вот он стоит рядом с КИМ-10-50. А вот с другого ракурса.

Кстати, на второй фотографии отлично видно, что несмотря на то, что на номерном знаке указано 400/420, сопроводительная табличка чётко даёт нам понять, что это «Москвич-401/420».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Почему сотрудники нового «Музея Москвича» были так неаккуратны и не проверили информацию, поверив цифрам на номерном знаке — я не знаю.

Но факт остаётся фактом: на сопроводительной табличке нет ни одного упоминания о том, что перед нами модель 401.

Более того, характеристики автомобиля указаны неверно ввиду ошибочного определения модели.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Но оставим занудство на следующие статьи. Лучше расскажу вам чем вообще отличался «Москвич-401» от «Москвича-400».

Как же отличить 401-й?

Выпуск «Москвича-401» стартовал в 1954 году и продолжался до 1956 года, после чего ему на смену пришла принципиально новая модель «Москвич-402».

Основным отличием, из-за которого в первую очередь пришлось поменять индекс автомобиля, стал новый мотор.

Если 400-й оснащался двигателем М-400 рабочим объемом 1074 кубических сантиметров и мощностью 23 л.с., то 401-й получил модернизированный мотор М-401, у которого с того же объёма удалось снять на 3 лошадиных силы больше (26 л.с. при 4000 об/мин).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Новый двигатель получил изменённую головку блока цилиндров с вертикальным расположением свечей зажигания вместо наклонного.

Кроме этого, тут использовался новый распредвал, гильзы цилиндров, поршневые кольца и навесное оборудование, новые впускной и выпускной коллектора.

Степень сжатия достигала величины 6,27.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

При этом надо понимать, что «Москвич-400/420» модернизировался на протяжении всего срока своего выпуска.

Так, несколько раз менялась комбинация приборов, появилась крышка на перчаточном ящике, изменились размеры подшипников задних полуосей, использовали разные карбюраторы и многое другое.

Но именно двигатель стал «последней каплей», которая привела к смене индексации модели.

Тут надо понимать, что в советской автопромышленности того времени именно двигатель зачастую определял индекс модели.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Одновременно с новым мотором «Москвич-401» получил модернизированную трёхступенчатую коробку передач с изменёнными передаточными числами.

С одной стороны новые передаточные числа лучше подходили под дорожные условия, а с другой стороны — были более оптимальными для двигателя с возросшей мощностью.

Кроме этого, 2-я и 3-я передачи получили синхронизаторы, а вот 1-я так и осталась несинхронизированной.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Визуальных различий между «Москвичом-400» и «Москвичом-401» практически нет. И всё же по некоторым элементам определить модель можно.

Например, руль получил открытые металлические спицы, обод из пластмассы синего, коричневого, белого или серого цветов и кнопку сигнала того же цвета. У «400-го» руль был немного другим.

«Москвич-401» избавился от множества недостатков своего предшественника, а еще его конструкцию облегчили при помощи точечной оптимизации различных элементов.

Переходная версия

Немногие знают, что в 1956 году производилась переходная модель, известная как «Москвич-401А1».

Её главным отличием был двигатель «402Б1». Он представлял собой дальнейшую модернизацию «401-го» мотора — вынужденная мера ввиду затягивания процесса разработки совершенно нового двигателя для «Москвича-402».

За основу взяли блок от «Москвича-401» и увеличили диаметр цилиндров, что привело к росту рабочего объёма до 1220 кубических сантиметров и увеличению мощности до 35 л.с.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1956 году «Москвич-401» полностью уступил место новому «Москвичу-402».

Всего с 1946 по 1956 годы было выпущено 247 439 машин этого семейства всех модификаций, из них 216 606 седанов и 17 742 кабриолета.

Несмотря на то, что модели уже больше полувека, массовое распространение делает эту модель одним из самых популярных ретро-автомобилей в России.

Причем цены не так уж и кусаются: идеально восстановленные образцы обойдутся в 1—1,2 миллиона рублей, в то время как «болванки» для дальнейшей реставрации можно купить за 100—150 тысяч рублей.

Ну а найти автомобиль в формате «капсулы времени» (как выставленный в музее экземпляр) вряд ли получится. Так что перед нами действительно уникальная возможность увидеть, как «Москвич-401» выглядел в оригинале.

Вот только пусть руководство музея поправит всё же сопроводительную табличку. Обидно как-то даже...

Авто
5,66 млн интересуются