Или деревянные церкви вообще не отапливались?
Зима на Севере долгая, а морозы нешуточные. Минус тридцать у нас в Архангельской области - обычное дело. Зимой в деревнях спозаранку топятся печки, из каждой трубы дым столбом поднимается.
Тогда почему ни на одной церковной крыше нет дымовой трубы? Нет трубы - значит, нет и печки?
Как выдерживали прихожане долгие, порой многочасовые службы , когда на улице трескучие морозы? Мороз не мороз, а ходить в церковь было принято обязательно всей семьёй, с маленькими детьми. Маленькие мальчики, как и взрослые мужчины, должны находиться в храме с непокрытой головой. А как окунать младенца в купель при крещении в промёрзшем помещении????
В каменных церквях вопрос с отоплением был решён сотни лет назад. Если поискать в Интернете, можно найти множество материалов на эту тему.
Я тоже писала об отоплении Соловецкого монастыря в статье "Мощные стены Соловецкого монастыря. Как их прогревали?" Принцип один и тот же - печное отопление (а другого в те времена не знали) и циркуляция нагретого воздуха по выложенным в каменных стенах каналах.
Расскажу коротко: в подвальной части каменной церкви размещалась камера, в которой горел очаг, нагревая воздух. Нагретый воздух по каналам, расположенным в кладке стен, поднимался наверх, обогревая стены. Этого тепла хватало для обеспечения положительной температуры в вышерасположенном помещении. Пройдя по каналам, воздух через небольшие отверстия выходил наружу. К этому моменту он уже остывал, так что парение на морозе было почти не заметно. Ну, а дым от очага отводился через дымоходы в незаметное место на заднем фасаде либо в отдельно стоящее маленькое здание с трубой на крыше. Так что дымовая труба у каменных церквей всё-таки была, просто она была скрыта. Иногда трубы выводились и на крышу, но тщательно маскировались. Например, труба делалась в виде башенки с маленькой луковкой наверху.
А как же деревянные церкви, которых у нас в Архангельской области множество? В деревянных стенах не сделать каналы! Отапливать печкой огромное помещение с высотой около десятка (а то и больше) метров не только накладно, но и опасно в пожарном отношении. На этот вопрос практически все статьи дают один и тот же, невнятный и скомканный ответ: дескать, помещения в деревянных церквях нагревались пламенем горящих свечей. дыханием прихожан и (та-дам!!) горячей любовью к Богу.
Действительно, в часовнях и маленьких церквушках, которые были раньше практически в каждой северной деревне, никакого отопления не было.
Небольшая высота, а следовательно и небольшой объём молельного помещения позволял поддерживать температуру воздуха на несколько градусов выше, чем снаружи, именно за счёт горения свечей и дыхания прихожан. Несколько градусов при минус тридцати..... Этого было достаточно для того, чтобы поставить свечку, совершить молитву, попросить совета перед принятием трудного решения. Сами служители церкви жили в небольшом домике с печным отоплением рядом с церковью.
Но как обеспечить комфортные условия в церкви вот таких размеров?
Или вот в такой церкви головокружительной высоты?
На праздничные многочасовые службы прихожане из ближних и дальних деревень съезжались в центральное село, где была большая красивая церковь с колокольней или даже церковный ансамбль, состоящий из нескольких церквей, колокольни, трапезной, жилых помещений.
Характерными для Русского Севера являлись ансамбли - «тройки», состоящие из колокольни и двух церквей - летней и зимней. Их возникновение было продиктовано суровыми климатическими условиями. Летняя церковь предназначалась для богослужений с Пасхи до Успения, зимняя – от Успения до Пасхи.
Летняя церковь – традиционно самая крупная постройка ансамбля, с богатым убранством и полным иконостасом.
Зимняя церковь была гораздо меньше по размерам, имела печь для отопления и двойное остекление оконных проёмов. К зимней церкви непременно примыкала обширная трапезная.
Обе церкви обычно соединялись галереями, однако в зимнее время вход в летнюю церковь был возможен только в исключительных случаях. Без перепадов температур богатое убранство летней церкви, роспись стен и потолков лучше сохранялось.
До наших дней на Русском Севере сохранилось пять ансамблей-"троек", три из них находятся в Архангельской области. Один из них - Почозёрский храмовый комплекс XVII - XVIII вв. в деревне Филипповская Кенозерского Национального парка.
Слева - летняя (холодная) шатровая церковь 1700 г. Происхождения Честных Древ Христовых. Она соединена галереей и переходами с теплой зимней церковью Обретения Главы Иоанна Предтечи и трапезной (в центре), а через нее переходом с шатровой колокольней (справа). Как видите, размеры зимней церкви в разы меньше летней и обеспечить комфортную температуру в ней вполне возможно и не слишком накладно.
А это вид Почозёрского ансамбля со стороны летней церкви.
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что вам было интересно. Просигнализируйте мне об этом в комментариях или поставьте пальчик вверх
Все фотографии в статье сделаны мной в Архангельской области.