По коллекции регистрационных номерных знаков Веломузея можно изучать географию родной страны. Вот этот номерок представляет самую отдаленную окраину Российской Империи – город Троицкосавск, расположенный на границе с Монголией. Номер необычен по своему исполнению – он изготовлен из цинкового сплава методом литья. Технология довольно дорогая и для номерных знаков обычно не использовалась. На табличке против обыкновения не указан год выдачи – похоже, что Городская Управа Троицкосавска велосипеды регистрировала не ежегодно, как в большинстве российских городов, а бессрочно. Этот факт, как и технология изготовления знака позволяет выдвинуть предположение о том, что велосипедистов в этом городе было очень мало. Гордая цифра «1», указанная на табличке предполагает, что номерок был выдан непростому человеку – вероятно, главному энтузиасту велосипедной езды в Троицкосавске.
История Троицкосавска Иркутской губернии весьма интересна и необычна для Российской Империи. Сейчас город называется Кяхта и является административным центром Кяхтинского района Республики Бурятия. Город Троицкосавск основан как пограничная крепость в 1727 году. В XVIII-XIX веках город был важнейшим перевалочным центром международной торговли чаем, практически – «чайными воротами России». Имя Троицкосавска и его торговой слободы Кяхта было известно далеко за пределами Российской империи – Кяхта была единственным в мире поселением миллионеров. В 1862 году в слободе насчитывалось 276 купцов и 165 торговых домов. В уездной Кяхте проживало два десятка миллионеров, а совокупный капитал кяхтинских предпринимателей составлял в 1855 году более 160 миллионов рублей, что делало Кяхту крупнейшим торговым и финансовым узлом государства. И это при общем населении чуть более четырех тысяч человек! Кяхта была известна любому предпринимателю Европы, Америки и Азии, а экономику сибирской слободы изучал и упоминал в своих трудах сам Карл Маркс. Чай возили караванами из Китая через монгольские степи в Маймачен – китайский поселок по другую сторону границы от Кяхты. Там совершались сделки и товар перевозили в Кяхту, откуда уже упакованный в тюки чай везли в Иркутск, а после – в Центральную Россию.
Интересно, что Кяхта была единственным российским городом, находившемся на самоуправлении, что привело к интересному результату. При фантастических налоговых поступлениях, (в расчете на одного жителя Кяхта платила в 150 раз больше налогов, чем в среднем по империи), почти четверть городского бюджета тратилась на образование: в маленьком городке на окраине империи насчитывалось девять (!) учебных заведений, в том числе: реальное училище, женская гимназия, женское приходское училище, четырехклассное городское училище. В 1862 году здесь начала выходить первая в Забайкалье печатная газета – «Кяхтинский листок». Процветанию города положил конец технический прогресс - в начале 1900-х годов завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и основной грузопоток пошел по ней, а кяхтинская чаеторговля быстро пришла в упадок.
Обратите внимание на публикации, посвященные регистрации велосипедов в Российской Империи и СССР: