Найти тему
Андрей Мятиев

Экспонат коллекции Веломузея – велосипедный регистрационный номер начала ХХ века из города Троицкосавска на монгольской границе.

По коллекции регистрационных номерных знаков Веломузея можно изучать географию родной страны. Вот этот номерок представляет самую отдаленную окраину Российской Империи – город Троицкосавск, расположенный на границе с Монголией. Номер необычен по своему исполнению – он изготовлен из цинкового сплава методом литья. Технология довольно дорогая и для номерных знаков обычно не использовалась. На табличке против обыкновения не указан год выдачи – похоже, что Городская Управа Троицкосавска велосипеды регистрировала не ежегодно, как в большинстве российских городов, а бессрочно. Этот факт, как и технология изготовления знака позволяет выдвинуть предположение о том, что велосипедистов в этом городе было очень мало. Гордая цифра «1», указанная на табличке предполагает, что номерок был выдан непростому человеку – вероятно, главному энтузиасту велосипедной езды в Троицкосавске.

История Троицкосавска Иркутской губернии весьма интересна и необычна для Российской Империи. Сейчас город называется Кяхта и является административным центром Кяхтинского района Республики Бурятия. Город Троицкосавск основан как пограничная крепость в 1727 году. В XVIII-XIX веках город был важнейшим перевалочным центром международной торговли чаем, практически – «чайными воротами России». Имя Троицкосавска и его торговой слободы Кяхта было известно далеко за пределами Российской империи – Кяхта была единственным в мире поселением миллионеров. В 1862 году в слободе насчитывалось 276 купцов и 165 торговых домов. В уездной Кяхте проживало два десятка миллионеров, а совокупный капитал кяхтинских предпринимателей составлял в 1855 году более 160 миллионов рублей, что делало Кяхту крупнейшим торговым и финансовым узлом государства. И это при общем населении чуть более четырех тысяч человек! Кяхта была известна любому предпринимателю Европы, Америки и Азии, а экономику сибирской слободы изучал и упоминал в своих трудах сам Карл Маркс. Чай возили караванами из Китая через монгольские степи в Маймачен – китайский поселок по другую сторону границы от Кяхты. Там совершались сделки и товар перевозили в Кяхту, откуда уже упакованный в тюки чай везли в Иркутск, а после – в Центральную Россию.

Интересно, что Кяхта была единственным российским городом, находившемся на самоуправлении, что привело к интересному результату. При фантастических налоговых поступлениях, (в расчете на одного жителя Кяхта платила в 150 раз больше налогов, чем в среднем по империи), почти четверть городского бюджета тратилась на образование: в маленьком городке на окраине империи насчитывалось девять (!) учебных заведений, в том числе: реальное училище, женская гимназия, женское приходское училище, четырехклассное городское училище. В 1862 году здесь начала выходить первая в Забайкалье печатная газета – «Кяхтинский листок». Процветанию города положил конец технический прогресс - в начале 1900-х годов завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и основной грузопоток пошел по ней, а кяхтинская чаеторговля быстро пришла в упадок.

Обратите внимание на публикации, посвященные регистрации велосипедов в Российской Империи и СССР:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!