Истинный любитель рок-музыки обязательно задавался вопросом о происхождении рок-н-ролла. Его рождению в Америке в 1950-х способствовало несколько культурных элементов. В этой статье разберём один из них. Как белые подростки среднего класса повлияли на развитие рок-н-ролла?
Отправимся в начало 1950-х, когда в Америке воцарилась особая атмосфера благодаря изобретению понятия "подросток". Да-да, социальная группа тинэйджеров существовала не всегда. Кажется странным, но до 1950-х годов в американской культуре действительно не было такой отдельной сущности. Переходный период между детством и взрослой жизнью никак не отмечался. До появления рок-музыки на рынке не было товаров и услуг, ориентированных именно на подростков.
В конце Второй мировой войны в американском обществе возникло новое и значимое явление: поп-культура, посвященная исключительно подросткам. В то время как от предыдущих поколений ожидалось, что они войдут во взрослую жизнь сразу после окончания средней школы, в 1950-х белым подросткам из среднего класса разрешалось избегать ответственности взрослых дольше, чем любой другой группе в истории. У них появилась мода, музыка, танцы, фильмы, журналы и множество жаргонных терминов, которые принадлежали исключительно им. Отчасти это явление возникло из-за относительной политической стабильности и благосостояния страны в пост-военные годы: у подростков были деньги, чтобы тратить их на досуг и излишества.
Родители, оправляющиеся от потрясений войны, больше внимания уделяли семейной жизни, здоровью, образованию и счастью своих детей. Дети, родившиеся незадолго до американского участия в войне (декабрь 1941 года), стали первыми, кто получил такое внимание. К 1955 году многие из них уже учились в средней школе. Эти подростки хотели музыку, которая звучала бы не так, как у родителей или старших братьев и сестер. Слушать ритм-энд-блюз было не просто запретным удовольствием для белых подростков, родители были крайне негативно настроены по отношению к такой музыке из культуры "чёрных". Это стало актом социального бунта - способом противостоять ассимиляции во взрослый мир обязанностей и обязательств. Таким образом рок-н-ролл стал саундтреком подросткового периода.
Хорошей иллюстрацией атмосферы 50-х служит фильм Джорджа Лукаса «American Graffiti» 1973 года.
В то же время подростковая преступность стала серьезной проблемой для взрослых. Несколько фильмов отражают этот социальный конфликт, закрепляя образ бунтарской молодёжной культуры и создавая почву для процветания рок-н-ролла:
1. «The Wild One» с Марлоном Брандо (1953), в котором героя Брандо спрашивают, против чего он бунтует, а тот отвечает "Не знаю, а какие есть варианты?". Восстание ради восстания - это так присуще подросткам.
2. «Rebel Without a Cause» с Джеймсом Дином (1955) – идея трагической гибели молодого бунтаря, которая закрепляется смертью Дина.
3. «Blackboard Jungle» с Гленном Фордом (1955).
Интересно, что в первых двух фильмах нет прямой связи с рок-н-роллом, так как в них совсем другая музыка. Но в титрах третьего, об опасностях подростковой преступности в условиях городской средней школы, звучит песня Билла Хейли "Rock Around the Clock".
Успех фильма, который фактически привел к молодёжным беспорядкам в некоторых кинотеатрах как в Америке, так и в Великобритании, поднял песню Хейли на вершину поп-чартов. Это ознаменовало важный момент в становлении рок-н-ролла. "Rock Around the Clock" не только стал одной из лучших поп-пластинок 1955 года, но и её включение в фильм, посвященный преступности среди несовершеннолетних, закрепило ассоциацию рок-музыки с подростковым бунтом, который отныне станет частью идентичности рока.
Благодарю за интерес к моим статьям!
Добро пожаловать в @rocknrolltherapy, если любите рок!