Найти тему
Фонотека в кармане

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 1

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Мне интересно сочинять музыку, которую я хочу услышать.

Так характеризовал свой подход к творчеству Фрэнк Винсент Заппа, американский композитор, человек, прослывший культовой фигурой в музыкальных кругах. Несмотря на обширность музыкального наследия, оно остаётся закрытым для широкой публики. Пластинками Заппы редко фигурирую в чартах "самых-самых", его музыку не крутят по радио, а музыкальная пресса вспоминает о нём только в особых случаях. Его имя вряд ли будет одним из первых, которое услышит пытливый ум, погружающийся в океан музыкального наследия прошлых лет. Нашедшего же запповский музыкальный клад ждёт увлекательнейшее путешествее, но обращаться с находкой нужно крайне аккуратно. Уж очень у маэстро разносторонний подход к музыке, и если музыкальных консерваторов это может отпугнуть, то у жаждущих чего-то нового и необычного глаза загорятся жаждой новых исследований.

В 9 случаях из 10 первое, что слушатель узнаёт о Фрэнке Заппе - его титул гитарных дел мастера, к которому он относился достаточно скептически.

"Вы считаете себя прежде всего гитаристом?" - "Нет, я считаю себя композитором, главный инструмент которого - гитара".

ЧАСТЬ 1

Фрэнка Заппы нет с почти 30 лет (скончался 4 декабря 1993 года), но его наследие всё ещё представляет интерес для любителей музыки. В этой статье, которая будет разделена на несколько частей, я хочу немного рассказать о творческом пути американского композитора, порою прибегая к его собственным словам, взятым из многочисленных интервью. А в виде приложения добавлю перечень из десяти альбомов Фрэнка, которые я рекомендую послушать в первую очередь, и список книг на русском языке, с которыми рекомендую ознакомиться, если данная статья вызвала у вас интерес к неординарной личности Заппы.

Юный Фрэнк
Юный Фрэнк

У родившегося 21 декабря 1940 года в городе Балтимор (США) Фрэнка Винсента Заппы с ранних лет появилась страсть к химии. Но после нескольких «неудачных» опытов, неуёмная энергия мальчика направилась в более безопасную область - музыкальную.

В начале 50-х такого явления, как «музыка для молодёжи» ещё не существовало, поэтому дети слушали то, что слушали их родители.

У нас было очень немузыкальное семейство - вспоминает Заппа.

Уже в нежном возрасте у Фрэнка проявилась его неуёмная, хотя ещё им самим неосознанная, тяга к собственному пути, которая столкнула его с музыкой современных композиторов, в частности Эдгара Вареза, Игоря Стравинского и Антона Веберна, любовь к коим он пронёс через всю жизнь.

Первой его пластинкой стал альбом Вареза Complete Works Of Edgard Varese, Volume 1, которой он проверял друзей и знакомых "на прочность". Но ещё до того, как Фрэнк начал погружаться в музыку в звуковом воплощении, его заинтересовал её наглядный образ, а именно - нотная запись.

Мне нравилось, как музыка выглядит на бумаге. Меня восхищало то, что звуки можно увидеть, и то, что человек, знающий скрытый смысл нот, может взглянуть на лист и музыка зазвучит. Мне это казалось волшебством.

Именно тогда Фрэнк выработал один из главных постулатов своей жизни – «Музыка должна быть услышана». Но понимал он и то, что путь от нотной записи, до её звукового воплощения очень тернист.

В США создаётся ситуация, когда, может быть, существует множество композиторов, которые могут сказать великие вещи, но у них никогда не будет возможности услышать исполнение своей музыки. Как только они заканчивают писать какую-нибудь вещь, им приходится упрашивать оркестры её сыграть. В каком-то смысле, именно так я и попал в рок-н-ролльный бизнес. Я сообразил, что единственный способ сыграть мою музыку - это организовать собственную группу и сочинять для неё.

Помимо современных композиторов Заппа черпал вдохновение из ещё одного бездонного родника - ритм'н'блюза.

Некоторые из любимых музыкантов Фрэнка:

Мне нравились как звучат гитарные блюзовые соло, я ждал выпуска пластинок с записью гитарных соло, но они всегда оказывались слишком короткими. Мне хотелось играть собственные сольные партии - длинные, поэтому я самостоятельно выучился играть на гитаре.

Именно отсюда «растут ноги» Заппы-гитариста. Ритм'н'блюз был вторым столпом, на котором зиждилось композиторское наследие музыканта.

Третьим, хоть и наименее представленным, но всё же важным, была музыка в стиле doo-wop.

Я люблю такую музыку, и мне хотелось, чтобы в моём каталоге были примеры такого стиля.

В 2009 году был выпущен сборник Frank Zappa's Jukebox: Songs That Inspired The Man, в котором представлена подборка композиций тех исполнителей, которыми вдохновлялся Заппа.

Завершающим элементом запповского образа была репутация едкого сатирика, которая несколько обременяла композитора. Фрэнк уверял, что он пишет тексты от скуки или заработка ради.

Большинство людей в Америке не выносит инструментальную музыку - потому что в ней нет слов. Они полостью ориентированы на слова. К сожалению, они хотят слышать слова о ситуациях "парень-девушка", потому что они на этом воспитаны.

Сам Заппа считал свои тексты посредственными, но раз уж они были нужны, то за словом он в карман не лез. В его лирике причудливо смешались отклики на политические и социальные явления, юмор школьных туалетов и скабрёзные гастрольные истории. За период с 1966 по 1969 годы все эти четыре элемента получили своё развитие, но пока мы вернёмся в середину 60-х.

Первыми музыкальными опытами Заппы стали саундтреки к малобюджетным фильмам. Отрывки этих записей можно услышать на альбоме The Lost Episodes (1996). Тех денег, что зарабатывал Фрэнк, хватало максимум на то, чтобы не умереть с голоду. Ещё одним источником дохода были ночные клубы и рестораны, где Фрэнк с группой музыкантов играл стандарты тех лет. Постепенно музыкальная палитра этих выступлений стала разбавляться композиторскими находками самого Заппы, что зачастую приводило к лишению ангажемента. Но курс был задан и постепенно у музыкантов начала образовываться своя аудитория. А аудитория хочет слышать своих любимцев не только на концерте, но и на пластинке. Нужно было искать издающую фирму.

Через всю жизнь Фрэнк пронёс неприязнь к мажор-лейблам, но середина 60-х была тем временем, когда пропасть между новыми музыкальными веяниями и мейнстримом отсутствовала. Менеджер группы Хэрб Коэн навёл на своих подопечных одного из штатных продюсеров MGM/Verve - Тома Уилсона. Уилсон, недавно закончивший работу над дебютом The Velvet Underground, был открыт новому, и запповская группа The Mothers of Invention (далее - Матери) ему явно приглянулась. Правда тогда группа называлась просто The Mothers.

Почему ваша группа так назвалась? - Не знаю. Мы выбрали название в День матери.

Но когда дебютная пластинка уже должны была лечь на прилавки, боссы выпускающей фирмы углядели в названии The Mothers какой-то, только им ведомый, подтекст, поэтому в срочном порядке пришлось провести ребрендинг.

Продолжение следует…..

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 2

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 3

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 4

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 5 (приложения)

Подписывайтесь на канал, будет интересно.