6 лет назад не стало одного из величайших артистов всех времён - сэра Кристофера Френка Карандини Ли. Говорю это без доли сомнений, ибо перечень заслуг этого человека перед миром искусств поражает воображение и бьёт рекорды в нескольких позициях. Сэр Ли был не просто великим актёром, сыгравшим более чем в 270 полнометражных фильмах, но также и блистательным певцом, чей голос сотрясает душевные струны подобно звону колоколов готических соборов.
Незабываемый тембр Кристофера Ли был замечен и по достоинству оценен кинематографистами ещё в середине 70х. Он неоднократно записывал музыкальные композиции для фильмов, в которых снимался, некоторые оперные и эстрадные композиции для радио и ТВ, а также начитывал аудиокниги.
Но наиболее тяжёлой поступью командор Британской Короны зашагал по аллее музыкальной славы после знакомства с тяжелым металлом. В 2004 году совместно с пауэр-метал группой Rhapsody of Fire они записали композицию The Magic of the Wizard's Dream, которая лично по моему мнению, является безусловным хитом на все времена и с большой долей вероятности придётся по вкусу даже аудитории, далёкой от металла.
Ощутив вкус к тяжёлой музыке, сэр Кристофер принимает участие в новых коллаборациях с известнейшими металлистами, такими как Manowar и Inner Terrestrials, и уже в 2010 году выпускает собственный симфоник-метал альбом Charlemagne: By the Sword and the Cross, обновив тем самым мировой рекорд, и став самым возрастным метал-исполнителем в истории. В 2012 году Ли решает облачиться в метал полностью, и выпускает утяжелённую версию Charlemagne - Omens of Death. Оба альбома были встречены критиками и слушателями очень тепло, и даже заработали несколько музыкальных наград.
В записанных за долгую карьеру музыкальных композициях, Кристофер Ли демонстрировал поразительный вокальный диапазон. В сети до сих пор нет достоверной информации, каким типом голоса он обладал, однако на YouTube есть видеоролик, в котором пользователь постарался собрать нарезку из фрагментов композиций, где Ли демонстрирует предельные возможности своего голосового аппарата.
Видео взято с канала Rodney Razorshorts
Как видно из видео, сэр Ли уверенно чувствует себя в баритональном регистре вплоть до предельных нот первой октавы. Именно там его голос приобретает максимальную полётность и демонстрирует мощную тембристость и богатство обертонов.
Однако, когда он опускается ниже малой октавы, очень хорошо слышно, что большая октава даётся ему без каких-либо усилий и голос опускается вплоть до контроктавы, которая по силам не всем басам. Так в чём же дело?
Лично я считаю, что Кристофер Ли - это драматический баритон редкой красоты, чей голос в силу продолжительного и продуктивного старения (в его случае это выражение вполне уместно) опустился естественным образом, позволив ему извлекать ноты басового диапазона без каких-либо усилий.
С уходом сэра Кристофера не осталось всемирно известных артистов, отличившихся на поприще эстрады или рока, обладавших такими исключительными данными, и увы, пока ничто не указывает на то, что они в ближайшее время появятся, ибо спрос на подобные голоса в светской музыке удручающе низок. Остаётся лишь надеяться на то, что однажды эта тенденция переломится, и низкие голоса будут востребованы не только на клиросе в храме.
Фотографии взяты на сайте Wikimedia Commons