Найти тему

Москва-Сити или история о неполучившихся небоскрёбах

Оглавление

Амбициозный проект нового делового центра, в котором бы воплотились мечты постсоветского человека о стеклянных небоскрёбах по 100 этажей, — таким был проект Москвы-Сити на начальных этапах. А двигали его именно чиновники, которые стремились во всем кого-то зачем-то превзойти, не обращая внимания на бизнес и сложившуюся деловую застройку в центре.

Много много машин и плитки, а деревьев почти нет
Много много машин и плитки, а деревьев почти нет

Концепция и ее проблемы

Для начала давайте разберемся, что не совсем так было в изначальной концепции проекта. Сложившаяся в Москве застройка подразумевает четкое разделение районов по функционалу: спальные, торгово-деловые. Все торгово-деловые районы сосредоточены в центральной части города, а в остальном городе можно увидеть лишь объекты торговли и услуг, а также редкие офисные центры, которые начали появляться в последнее время. А деловой центр сложился полностью эволюционным путём, как и должно происходить в нормальном городе. Однако проблема была в том, что в центре новые офисы воткнуть уже места почти нет, а исторические здания подходят далеко не всем компаниям, поэтому строятся новые офисы за пределами центра, образуя новые "микроцентры" деловой активности. Вместо того, чтобы продолжать развитие в этом направлении и делать всё возможное, что только может сделать город, для того, чтобы новые офисы не просто удачно вписывались в застройку, но и были знаковыми объектами однообразных районов, власти решили создать очередной "мегапроект" — куча небоскребов на небольшой территории на окраине центральной части города.

Чтобы понять, почему создание таких деловых центров не особо правильно с точки зрения городского развития, можно просто посмотреть, как много офисов занято в "Сити". Оказывается, что чуть больше половины. А позволить себе офисы в таких зданиях могут лишь единичные компании, а все остальные по-прежнему ищут себе пространство вне Сити. Просто существует такая аксиома: "Город может эффективно развиваться только эволюционно". В переводе на наш конкретный пример, можно сказать так: если не существует кучи башен и центров деловой активности, помимо существующих, то незачем создавать новые без прямого запроса потенциальных инвесторов и арендаторов пространств.

Территория Сити

Несмотря на то, что территория Москвы-Сити должна была стать вторым центром города, у нее этого не получилось именно из-за территории. Комплекс очень удачно расположен: тут и метро, и МЦК, и МЦД недалеко, однако всё это не играет никакой роли, если до него нельзя удобно дойти пешком или доехать на велосипеде. Среда между башенками крайне некачественная: деревья вроде есть, но их явно недостаточно, площади просто представляют из себя памятники плитке, никакой уличной жизни там нет совершенно. Также весь бизнес, который направлен на взаимодействие с пешеходами, находится в ТЦ, что можно считать провалом всего комплекса. Также тут полностью отсутствуют большие зеленые зоны: нет ни одного сквера, а набережная представляет из себя взлётную полосу. Хорошая новость в том, что сейчас ее собрались переделывать, так что посмотрим, как получится.

-2

Что не так с башнями

Мне кажется, что по теме небоскребов уже достаточно сказали. Однако давайте ещё раз, коротко и тезисно:

  • Разрушают панораму исторического города (поэтому небоскребов нет в Европе)
  • Слишком дорогие
  • Слишком большая концентрация людей на одной точке — транспортные проблемы
  • Необходимость окружать башни пустым пространством, чтобы их освещало солнце (нормы по инсоляции)
  • Большая нагрузка на инфраструктуру, сосредоточенная в одной точке (имеется в виду нагрузка на городские службы, энергосети и прочее)
Башенки и "общественные пространства" вокруг них
Башенки и "общественные пространства" вокруг них

Именно по этим причинам, большинство развитых городов отказались от строительства небоскребов. Это касается в первую очередь, конечно же, европейских городов, где ценность исторического центра непоколебима. Однако небоскребы появляются и там, но только в виде единичных проектов, которые проходят тщательную экспертизу на предмет того, насколько новый объект впишется в существующий пейзаж и не будет ли конфликтовать с историческими архитектурными доминантами.

Узкий тротуар и запаркованная проезжая часть
Узкий тротуар и запаркованная проезжая часть

Вывод: за эти годы Москва Сити стала знакомым объектом столицы и, несмотря на все проблемы, неплохо вписалась в архитектурный облик города. Однако до того момента, когда этот комплекс небоскребов действительно станет частью городской ткани, еще далеко, и необходимо сделать огромную работу по перепланировки территории и пересмотру ее приоритетов.