Найти в Дзене

Охота на ведьм: Друденхаус и другие примечательные подробности

Альбрехт Дюрер "Ведьма" ок. 1500
Альбрехт Дюрер "Ведьма" ок. 1500

Миф о том, что инквизиция охотилась на ведьм в средние века, более менее разрушен. Те, кто интересуется вопросом, знают, что у Церкви в это время были вопросы по-важнее. Еретики: катары, альбигойцы, богумилы, патарениты, бегарды, дольчиниане... Можно было бы продолжать и дальше, но смысла нет. Ещё разборки с германским императором и французским королём. Хватало забот. Не до сельских колдуний было.

Гонения начались в XV веке. И была это инициатива "снизу", с мест, так сказать. Светская власть и князья церкви реагировали на эти инциденты скептически, а часто и враждебно: "Какие ещё ведьмы? Совсем сдурели что ли?" Энтузиастам расправ над неповинными женщинами пришлось многое претерпеть. Подробнее тут.

"Ведьмы, вызывающие дождь" Париж. Национальная библиотека. Ок.1489
"Ведьмы, вызывающие дождь" Париж. Национальная библиотека. Ок.1489

В XVI веке охота на ведьм периодически вспыхивает, затухает, потом снова разгорается. А настоящий её апогей пришёлся на XVII век. Это уж точно никакое не Средневековье.

Такие обстоятельства приводят в изумление: в XVII веке зарождается современная экспериментальная наука. Знание требует доказательной базы. Работают Декарт, Паскаль, Кеплер, Тихо Браге. Рядом же пачками жгут на кострах женщин по весьма диким обвинениям.

Судить о реальных масштабах охоты на ведьм сейчас достаточно трудно. Не всех осуждённым выносился смертный приговор. Исследователи называют цифру в 50 тысяч казнённых. Скорее всего, они учитывают только попавших под официальное расследование, а я уже отмечал, что часто инициатива шла от народа.

Односельчанам не нужен был инквизитор, чтобы разобраться с ведьмой. Хватало осинового кола. Сейчас археологи обнаруживают на старинных кладбищах любопытные захоронения. Тело лежит в земле лицом вниз, конечности переломаны, а в рот вколочен булыжник. Если оживёт, то выкапываться будет в другую сторону. По этой же причине ломали кости. Камень мешал укусам и заклинаниям.

Альбрехт Дюрер "Четыре ведьмы" Нюрнберг. Национальная библиотека. 1497
Альбрехт Дюрер "Четыре ведьмы" Нюрнберг. Национальная библиотека. 1497

Посчитать погибших от самосуда невозможно. Одним из косвенных признаков размаха охоты на ведьм -- появление специальных тюрем для ведьм и колдунов.
В начале XVII в Бамберге открывается Друденхаус (Дом духов). Туда на время следствия заключали подозреваемых в колдовстве и сношениях с Врагом рода человеческого. В здании размещалось 26 одиночных и 2 больших камеры. Стены дома снаружи и внутри покрывали цитаты из Библии на немецком и латыни. Пыточная была рядом, иногда пытали и в тюрьме. Подобные заведения существовали и в других немецких городах.

Охота на ведьм становится массовым явлением для Германии, Швейцарии и Нидерландов в XVII веке. Почему?

Ганс Бальдунг Грин "Шабаш ведьм" Нюрнберг. Национальная библиотека. 1510
Ганс Бальдунг Грин "Шабаш ведьм" Нюрнберг. Национальная библиотека. 1510

Погода

А вернее, климат. В XV веке начинается "малый ледниковый период". Хронисты отмечают небывало морозные и длинные зимы, затяжные ливни летом, позднюю весну и снегопады в июле. Неурожаи, голод, эпидемии как следствия климатических изменений. Кто мог всё это устроить? Только Сатана и его слуги. Раньше на эту роль годились евреи и прокажённые (об их якобы заговоре). Однако, к XV веку почти все лепрозории опустели -- эпидемия закончилась, а крупные иудейские общины получили привилегию гето (звучит дико, но в это время гето -- это привилегия)и евреи не особенно мозолили глаза почтенным бюргерам. Вот тут то и назначают новых виноватых -- ведьм!

В XVI веке климат начал понемногу стабилизироваться, чтобы драматически ухудшиться в XVII веке. Стало ещё холоднее, чем в XV. Для понимания -- зимой замерзал пролив Босфор. Ненависть к ведьмам растёт.

Ход времени

XV-XVII века -- это окончание Средневековья и начало Нового времени. Общество меняется. В ничтожество приходят рыцарские рода, растёт расслоение среди крестьян, разоряются банки. Мало того, идёт Реформация и религиозные войны. И католики, и протестанты показывают себя не с лучшей стороны и дискредитируют религию. У простого человека возникают проблемы с жизненными ориентирами.

Распространение книгопечатания и грамотности

Книги стали гораздо доступнее, а грамотных больше. Потому широкое распространение приобретают различные трактаты и памфлеты против ведьм. Как ни странно, но грамотность играла на руку мракобесию.

Итак, природный катаклизм наложился на общественный и они усилили друг друга. Сознание средневекового человека и так не отличалось спокойствием и чистотой, а тут ещё и получило новый удар.

Прискорбно, но массовые истерии обычно лечат массовыми казнями.