Эти уютные переулки в двух шагах от Чистых прудов: Кривоколенный, Архангельский, Потаповский, Сверчков… Хотите посмотреть, как они выглядели более ста лет назад?
Тогда отправимся на фотопрогулку! Дореволюционных снимков известно не так много, но они занятные.
Маршрут:
Начнем с Кривоколенного! Первая фотография сделана с крыши дома №5 – это тот самый дом, который упоминает товарищ Жеглов.
В паспорте у него не написано, что он бандит, а наоборот, написано, что он гражданин, живет по какому-нибудь Кривоколенному 5, прописка у него имеется. Так что возьми его за рубь за двадцать.
Но нас сейчас интересует не Кривоколенный №5, а вид с его крыши на Кривоколенный №12.
Мы видим фабрику знаменитого Владимира Феррейна – хозяина дореволюционной фармацевтической империи. Фабрика работает в левом трехэтажном здании, а в двухэтажном доме на переднем плане живет сам Феррейн. Фортуна переменчива, и скоро старичок утратит все.
По легенде, после революции Феррейн устроился работать в свою собственную компанию кладовщиком…
На этом месте в XVIII веке находилась штаб-квартира московских масонов, где в тайной типографии Николай Новиков печатал тайные издания для членов ложи. Здесь же, «в доме на Чистых прудах», жил молодой Карамзин.
Оба дома были надстроены и превратились в закрытую территорию. До самого недавнего времени в этот двор невозможно было попасть.
Большой квартал между Кривоколенным переулком, улицей Мясницкая и Чистопрудным бульваром занимает Московский почтамт. На дореволюционных снимках он запечатлен и с непарадной стороны.
Сто лет назад здесь находились рельсы… Еще одна фотография двора почтамта:
А вот и сами почтальоны во дворе:
Фотография Почтамта изнутри:
Так выглядели «офисные помещения» на рубеже XIX и XX века.
Вернемся в наш Кривоколенный переулок! На перекрестке с Архангельским стоял вот такой дом:
Снимок был сделан в промежутке между 1890 и 1910 годом. Если это начало 90-х, то тогда в доме живет знаменитый Поленов. Автор «Московского дворика» теперь работает над «Золотой осенью» и «Ранним снегом».
Если же дом сфотографировали в 1900-х, то тогда здесь живет Александр Бари – предприниматель, друг и компаньон знаменитого инженера Шухова. Большинство своих уникальных проектов Шухов создал именно в конторе и на заводе Бари.
Войдем внутрь особняка!
Вот столовая в доме Бари вскоре после смерти предпринимателя. На стене я узнаю его портрет. Не правда ли, довольно скромная обстановка для «акулы капитализма»?
А вот хоронят Александра Вениаминовича. Видите, какое столпотворение?
Бари много делал для рабочих своего завода – бесплатно кормил их на работе, платил больничные и даже пенсии вдовам. Поэтому он пользовался популярностью.
Кстати, дом Бари (№11/13с1) не исчез. Просто он вырос вверх: над двумя изначальными этажами (крепка была старая кладка!) в середине XX века построили еще три.
Традиционный пункт программы – Меншикова башня.
До революции ее фотографировали чаще, чем какое-либо другое здание в этом районе. Правда, удачно снять ее – довольно сложно.
Вот соперница Ивана Великого вблизи:
Впрочем, Меншикова башня – к счастью! – практически не изменилась. А ведь были планы уничтожить и ее («почтамту, понимаете ли, места не хватает»).
Шагаем дальше! Про мостовые Москвы, Лондона или Парижа любители «желтизны» пишут невежественную чушь – улицы покрывал-де слой навоза, пятнавшего дамские платья… Однако улицы на фотографиях – чисты, без следов жизнедеятельности лошадей… а знаете почему?
С улицы все сметали эти трудолюбивые люди. Дворник (не только дворы убиравший!) – есть очень важная фигура в старых мегаполисах. Их были тысячи и тысячи.
Вот дворник во дворе Архангельского переулка.
Лавочка в ампирном доме на углу Сверчкова (Малого Успенского) и Девяткина переулков:
Кстати, этот дом прекрасно сохранился!
А это – знаменитые палаты в Сверчковом переулке, тоже дошедшие до наших дней.
Может быть, снимок сделан до революции, а может быть – после, в 20-х годах (не удалось установить).
Здесь можно учуять XVII век, хотя очевидно, что палаты сильно перестроены.
А вот как они выглядят в наше время, уже после реставрации:
Кстати, это одно из самых важных для истории нашего города зданий. После 1812 года здесь работала «Комиссия для строений в Москве», которая полностью определила облик восстающего из пепла города.
Наша прогулка постепенно приближается к концу! Остался только Потаповский (Большой Успенский) переулок. В 1912 году в нем появилось небольшое архитектурное чудо,
Доходный дом Заварской (арх. Семен Дорошенко и Иван Кондратенко).
В Москве не так мало неоготических зданий, но много ли вы видели – неороманских? Вот и я – нет…
К счастью, этот дом дошел до наших дней.
И, наконец, утраченное!
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на углу Покровки и переулка, который до 1922 назывался, в честь храма, Большим Успенским.
Первая дореволюционная прогулка по переулкам от Мясницкой до Покровки.
Оглавление со всеми моими статьями.
Читайте также:
Дореволюционная фотопрогулка у Чистых прудов (Кривоколенный, Сверчков, Архангельский, Потаповский переулки)
Нескучная прогулка по Петроверигскому переулку
Что бы подумал древний грек, взирая на архитектуру классицизма?