Способны ли избалованные «экшеном» иностранные зрители понять и оценить такую глубоко философскую вещь, как «Сталкер»? Как показывают множество положительных отзывов, лишь малая толика которых приведена здесь, вполне себе да. Остальных же клонит в сон. Ну, как обычно, опять же — каждому свое.
"Не «смотри» - из своего опыта"
Многие рецензенты этого фильма затрагивают важные моменты, но существенное качество его оценили лишь немногие.
«Сталкера» нельзя просто смотреть, его нужно пережить. Те, кому он кажется слишком долгим или скучным, обычные наблюдатели. "Сталкер" похож на древний духовный или исцеляющий ритуал. Он предлагает вам возможность войти в процесс и, присоединяясь к каждому шагу, позволяет тщательно продуманному ритму работать на вас, прийти к точке трансформации.
Каждый человек по-своему понимает этот фильм, потому что то, что находится в комнате, у каждого из нас разное. У каждого из нас есть самое сокровенное желание, обычно бессознательное, вокруг которого вращается вся наша жизнь. Он определяет все наши решения и отношения с людьми, вещами, обществом. И, как ясно показывает фильм, наше побуждающее желание довольно часто не то, что мы думаем, и не то, что мы хотим.
Правильно посмотренный фильм поможет вам по-новому осознать себя. Вы можете узнать что-то, чего не хотели бы знать. Это случилось со мной... и все же я предпочел узнать. Другие могут выбрать другой вариант. Другие могут даже не отправиться в путешествие в свою личную Зону, и в этом случае этот фильм покажется длинным и скучным, как чья-то мечта.
Переживание этого фильма было поворотным моментом в моей жизни. Это глубоко изменило меня. Как и древние ритуалы, это то, чем должно заниматься искусство, настоящее искусство, а Тарковский - величайший мастер.
/Wynalter-1 (10 баллов из 10)/
"Краткий комментарий к мотивам и метафорам в этом шедевре"
Этот фильм основан на фантастическом романе братьев Стругацких под названием «Пикник на обочине». Несмотря на очень упрощенную повествовательную и драматическую структуру (все действие происходит всего за один день и только в трех местах: дом сталкера, бар, где герои встречаются, и Зона), это шедевр Тарковского и, вероятно, всего киноискусства.
Нужно понимать, что этот фильм сенсационен не своим действием, а своими метафорами и мотивами. Например, мотив дома, который присутствует во всех его фильмах («Жертвоприношение», «Андрей Рублев», «Иваново детство», «Ностальгия» и др.), также присутствует в «Сталкере», как и все, что находится вне дома. Это означает и весь мир, который был разрушен и стал малопригоден для жизни человека. Как и весь мир, дом Сталкера уродлив и убог. И он часто удаляется в Зону и обретает покой в этом опасном, но живом и полном чудес пространстве. Зона, знак внеземного или божественного (очевидно враждебного) присутствия на Земле, остается единственным местом, пригодным для дыхания для человека, потому что человек еще не достиг могущества, чтобы испортить ее.
Наличие там «желающих добра» говорит само за себя. Время в этом фильме так же важно, как и во всем искусстве Тарковского. Ритм фильма задает протекающее в нем время. Длинные его рамки выражают отношение между действием и созерцанием, между значением этого момента и смыслом истории. Несмотря на отсутствие ретроспективы, линейный поток кадров не подразумевает ни субъективной, ни объективной характеристики времени. Если вы заметили, в Зоне они движутся только по кривым: «Здесь кратчайший путь не прямой», - говорит Сталкер своим товарищам. Во всяком случае, это лишь некоторые из причин, по которым я считаю, что это шедевр киноискусства. Тем, кто оценил этот фильм ниже чем "отлично", я бы порекомендовал посмотреть его снова ... и снова ... и снова. (Я из Румынии :))
/karnevil9-1 (10 баллов из 10)/
"Скучная, бессмысленная хрень"
Я сидел, каждую минуту терпеливо ожидая, что что-нибудь случится. Но это был один из самых ошеломительно скучных фильмов, которые я когда-либо видел. Мне нравятся медленные и вдумчивые фильмы, но здесь был какой-то хаос, Сталкер упомянул правила, а они их никогда не соблюдали. Я не могу понять, как можно было увидеть что-то хорошее в этом фильме, хотя мне понравилась собака.
/Ghoulem-829-703912 (1 балл из 10)/
"Лекарство от бессонницы"
Гениальный, умный, научно-фантастический в лучшем виде... Вот что я слышал о «Сталкере» до того, как взял напрокат DVD и посмотрел его. Я возлагал большие надежды. И, честно говоря, эти ожидания каким-то образом оправдались.
Бывает, что мы должны приспосабливаться и находить другое применение тому, что нас окружает. Камень можно использовать в качестве оружия или же пресс-папье и украшений, ну вы поняли. В этом ключе я бы сказал, что нашел идеальное применение для такого фильма. Это урок кино? Нет! Это урок рассказывания историй? Нет! Это хорошо созданная научно-фантастическая история? Нет!
«Сталкер» - прекрасное лекарство от бессонницы. Он работает, надежен и, что самое главное, не вызывает привыкания. Лучше и быть не может! Пятнадцать минут его просмотра - и ты будешь спать как младенец!
«Сталкер» и подобные ему фильмы демонстрируют, почему искусство, художники и «вычурные вещи» абсолютно бесполезны и даже вредны для общества. У них нет ни воображения, ни творческой силы. Они думают, что "ничто", пустота, скука, имеют значение.
Ничего не происходит, это потрясающе. Это все равно, что смотреть на пустой холст или черный квадрат... И я думаю, что это проблема, я знаю людей, множество людей, которые думают, что смотреть на пустой холст многозначительно, поучительно.
Недаром столько восторженных отзывов о Сталкере.
Было бы интереснее наблюдать, как растет трава, по крайней мере, вы бы смотрели на что-то живое.
Из плюсов (да, есть плюсы): режиссура отлична. Но, опять же, этого недостаточно, чтобы спасти смотрибельность Сталкера. Это в данном случае можно сравнить с упаковкой от пустой подарочной коробки.
/trans_mauro (1 балл из10)/
Пикник на обочине: что думают зарубежные читатели
Понравилась статья? Жмем "палец вверх" и подписываемся на канал, чтобы узнавать больше интересного о том, что думают о нас, нашей политике и культуре за рубежом!