Найти тему
Общество. Человек. Ты

Крестовые походы. Искра порождает пламя

Эта статья посвящена событиям, непосредственно предшествующим Первому Крестовому походу. До того момента, как многотысячные армии и толпы религиозно-настроенных нищих крестьян покинули Европу ради освобождения Иерусалима от мусульман, война между Востоком и Западом уже ярко вспыхнула в Малой Азии; а кризис, который обрушился на Византийскую империю, и стал той искрой, что породила пламя 300-летней войны.

Византийская империя в XI веке представляла собой государство, сотканное из противоречий.

1. После серьезного ослабления двух предшествующих веков из-за народных восстаний и нападений мусульманских народов и Руси, Восточная Римская империя вновь стала укрепляться на полуострове Малая Азия и Балканах. Этому способствовали окончательное завоевание Болгарии (не без содействия Святослава Игоревича, киевского князя и отца Владимира Крестителя), и раскол мусульманского мира из-за политических и религиозных расхождений. С другой стороны, после смерти могущественного императора Василия II (при котором и была крещена Русь) начался политический кризис, причиной которому являлась частая смена императоров вплоть до полного исчезновения правящей Македонской династии.

2. Византия вновь стала богатейшим государством в Европе, которое контролировало почти всю восточную часть торговых путей Средиземного моря, но стала "страдать" от типичной феодальной раздробленности - наместники и ставленники самостоятельно управляли своим регионом, пытаясь добиться автономии или полной независимости (особенно в тех местах, где было усилено влияние мусульманского мира).

3. Империя по-прежнему оставалась оплотом христианского мира в Восточной Европе и Ближнем Востоке, но "Великая схизма" 1054 года - раскол христианской церкви на католицизм и православие - отсекла Византию от союзных европейских сил против Востока. Разнородность этнических групп, верований, языков и культур в населении страны только усиливала кризис государства.

Византия к 1025 году. Часть побережья Восточного Средиземноморья находилась еще под частичным контролем христиан.
Византия к 1025 году. Часть побережья Восточного Средиземноморья находилась еще под частичным контролем христиан.

Необходимо учитывать и сложный "узел противоречий", который охватил весь мусульманский мир к XI веку, ведь к моменту активизации борьбы Запада и Востока Арабского халифата давно не существовало. Мусульманское движение было также расколото, как и христианство. Существовали две основные силы, оказывающие наиболее серьезное политическое влияние на Ближнем Востоке: сунниты, представленные династией Аббасидов, и шииты из династии Фатимидов. Несмотря на единого для них халифа (религиозного предводителя), они вели борьбу за власть, как противоборствующие силы.

Суть конфликта была не только в территориальных претензиях друг к другу, а в религиозном первенстве - кто из наследников Мухаммада достоин возглавлять мусульманский мир? Сунниты допускали передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признавали законность правления первых четырёх праведных халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (а значит и их потомков). Шииты считали, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда — Фатимы (отсюда Фатимиды). Разногласия религиозного характера опустим, как несущественные для темы статьи.

Центром Аббасидского государства был Багдад, а у Фатимидов - Египет и юг Восточного Средиземноморья
Центром Аббасидского государства был Багдад, а у Фатимидов - Египет и юг Восточного Средиземноморья

Были и другие политические военные силы, вступившие в конфликт: таинственные турки-сельджуки (кочевые тюркоязычные племена, которые под властью вождя Сельджука пересекли реку Сыр-Дарья и завоевали Восточный Иран и Афганистан) и армянские государства Багратидов и Арцунидов (располагавшиеся на границе между христианской Византией и мусульманской территорией Аббасидов еще с древнеримских времен).

На карте зеленым и ярко-желтым обведены пограничные территории армян, подвергающиеся нападению со всех сторон
На карте зеленым и ярко-желтым обведены пограничные территории армян, подвергающиеся нападению со всех сторон

У границ с Византией находились аль-тугуры - система областей с милитаризованным населением, ориентированным на джихад (борьбой за мусульманскую веру). Кочевые племена турок-сельджуков стали временными союзниками суннитов-Аббасидов против шиитов-Фатимидов (Египта), в основном как вспомогательная военная сила (так часто использовали неразвитых кочевников на востоке), но вскоре они стали полуоседлым организованным государством с иранской и исламской военной организацией. Затем они вытеснили на юг шиитов-Фатимидов и заняли всю территорию современного Ирака и Ирана.

Турки-сельджуки
Турки-сельджуки

Из-за ослабления Фатимидов Византия разорвала с ними дипломатические отношения, а имя сельджукского султана теперь поминалась в молитвах мечети Константинополя - так империя признала могущество своего великого врага - турок. К концу 1060-х гг. в Византии правила вдовствующая императрица Евдокия, которая искала себе супруга не только аристократических кровей, но и с выдающимися полководческими навыками, пока ее малолетний сын-наследник Михаил VII Дука подрастал, чтобы вступить в свои права. Один из знатных полководцев империи - Роман Диоген, прославившийся походами на печенегов и балканских племен - был достойным кандидатом в мужья. Он был обвинен в заговоре против императрицы, но потом прощен, при условии вступления в брак с Евдокией. Роман IV - теперь так его титуловали - занялся обороной восточной границы государства от турок, укрепляя свои владения на территории армян, особенно в районе озера Ван.

Монета с изображением Романа IV Диогена
Монета с изображением Романа IV Диогена

Вместо укрепления провинциальных крепостей Малой Азии, и повышения их обороноспособности, Роман Диоген решил атаковать турок-сельджуков и Аббасидов при Манцикерте - армянском городе севернее озера Ван, чья территория находилась под протекторатом мусульманского мира, и там создать новую границу империи. Именно в этом месте сельджукский султан Алп-Арслан нанес свой удар по византийским гарнизонам.

-7

В это же время (1070 год) шериф Мекки - священного города мусульман - отвергает власть Фатимидов (шиитов), и переходит на сторону Аббасидов (суннитов), впустив войска турок-сельджуков в святая-святых. Государство Фатимидов в Египте переживало сильнейшую засуху, что привело к гибели трети их населения, поэтому оно на время теряет свои позиции на Востоке. Этот исторический перелом восточного мира скажется на будущих Крестовых походах.

Мекка
Мекка

Здесь стоит также кратко отметить предводителя мусульманских войск Алп-Арслана. Это выдающийся полководец стал символом мусульманского могущества после победы над Византией и завоеванием верхнего Ирана. Алп-Арслан - это не имя, а титул "Героический лев". Его настоящее имя покажется современному читателю слишком сложным. Попробуйте прочитать вслух без запинки: Мухаммед ибн Дауд Чагри, известный как Зийа ад_Дин ва Адуд ад-Даула ва Тадж ал-Милла Абу Шуджа Мухаммад Алп Арслан ибн Дауд.

Алп-Арслан, кадр из турецкого сериала
Алп-Арслан, кадр из турецкого сериала

Пока византийские войска готовились к длительному крупномасштабному походу на Манцикерт, султан Апп-Арслан осадил два крупных ближневосточных города: Эдессу (будущую христианскую державу) и Алеппо (современная территория Сирии, где сейчас идет кровопролитная война с 2013 года). Когда султан услышал о приготовлениях византийцев, он снял осаду и с разнородным, набранным из местных племен войском устремился в Иранский Азербайджан, чтобы привлечь на свою сторону местные независимые племена курдов. Также сердцем его армии были гулямы - элитные воины-рабы.

Озеро Ван на территории современной Турции
Озеро Ван на территории современной Турции

В августе 1071 года Роман Диоген передвигался с войском по разоренной турками земле, к Манцикерту. Он разделил свои войска на две части, чтобы атаковать крепости Манцикерт и Ахлат одновременно, что являлось его первым стратегическим просчетом. Вторым была недостаточная информированность о передвижениях армии турок. Войска Романа проиграли сражение при Ахлате, турецкие силы сохранили там стратегическое преимущество. Зато гарнизон крепости Манцикерт сдался византийцам почти без боя. Узнав о провале операции по захвату Ахлата, император выдвинул свои войска через потухший вулкан Сюпхандаг, пока не столкнулся с организованной армией Алп-Арслана, чего он совершенно не ожидал (плохая разведка). Развернув войска в боевой порядок, две огромные армии стали медленно сближаться. Послы Алп-Арслана в лагере Романа Диогена после предложения мира были жестоко оскорблены: старого багдадского судью ибн ал-Мухаллабана заставили совершить проскинезу (это поклон с целованием земли у ног императора), а затем выдвинули туркам невозможные условия капитуляции. Византийский крестовый поход начинался с роковой самоуверенности.

На карте под номером 14 - битва за Ахлат, над 25 номером - битва у Манцикерта
На карте под номером 14 - битва за Ахлат, над 25 номером - битва у Манцикерта

Алп-Арслан при столкновении армий стал затягивать центральные банды (так именовались византийские полки) к своему лагерю, устраивая бесчисленные засады для правого и левого фланга византийский войск. В итоге армия Романа Диогена растянулась и потеряла боевой порядок. После неудачных сигналов с помощью флагов многие византийские военачальники посчитали, что император либо убит, либо попал в плен. В армии Романа началась паника. Роман попытался отступить, чтобы навести порядок в войсках, но Алп-Арслан, отбросив лук, взяв в руки саблю и булаву, призвал свою армию к атаке, и первым ринулся в битву. Византийская армия распалась, Роман Диоген с немногочисленными воинами попал в окружение и стал яростно сражаться в рукопашной. Турки смогли захватить его в плен, а византийцев обратить в хаотичное бегство.

Окружение императора Романа Диогена. Слева на коне - Алп-Арслан
Окружение императора Романа Диогена. Слева на коне - Алп-Арслан
Среди же прочих воинов вне укреплений лагеря, захлестнутых волною паники, стоял разноголосый вопль, господствовало беспорядочное бегство, и никто там не сказал нужного слова... Наконец, турки хлынули на нас отовсюду! Поэтому каждый, сколь у него нашлось рвения, или стремительности, или сил, вверил бегству собственное спасение...
Михаил Атталиат, свидетель битвы при Манцикерте, 1071 г.

Император Роман был серьезно ранен, и в беспамятстве лежал на земле среди трупов, когда его обнаружили. Когда его доставили к султану, Алп-Арслан потребовал выкуп в полмиллиона золотых, 360 тысяч ежегодной дани, а также передачу власти над Антиохией (будущей крестоносной державы), Эдессой (тоже), Иераполем и Манцикертом. Роман согласился, но когда вернулся в Константинополь, узнал, что его свергла аристократическая оппозиция, и поставила на престол сына императрицы Евдокии Михаила VII Дуку. Началась гражданская война, которая разорила и ослабила Византию. Смена нескольких императоров привела к падению династии. Турки смогли вторгнуться на территорию Центральной Анатолии, и терзали страну постоянными набегами. Проигравший борьбу за трон Роман Диоген постригся в монахи, но затем его ослепили, и заперли в подвалах монастыря, где он умер от ран.

Алексей I Комнин, основатель новой династии с 1081 года. Византийская мозаика
Алексей I Комнин, основатель новой династии с 1081 года. Византийская мозаика

В результате гражданской войны к власти пришел представитель и основатель новой династии Алексей I Комнин. Император начал долгую безнадежную войну с франками за юг Италии, а проиграв ее Роберту Гвискару (норманнскому правителю) и потеряв эти земли, своей неудачей подверг страну натиску венецианских и генуэзских купцов и пиратов. Изнурительное противостояние с турками в Малой Азии привело к появлению воинственных турецких государств - эмиратов в непосредственной близости от Константинополя: Румского султаната в центральной Анатолии во главе с Кылыч-Арсланом, и борющейся за независимость туркменской группы племен Северо-Восточной Анатолии династии Данишмендидов. Византию "подтачивали" внутренние политические распри, например, как восстание "Лже-Диогена". Самозванец объявил себя "чудом выжившим" сыном Романа IV Диогена, и вел долгую борьбу за власть против Алексея Комнина. Между прочим, восстание Лже-Диогена поддержал киевский князь Всеволод, сын Ярослава Мудрого, и посылал русские полки в помощь повстанцам, при участии сына Владимира Мономаха. Это было последнее участие Руси в борьбе с Византией. В войне активно участвовали половцы под предводительством Тугоркана. Восстание было подавлено, Лжедиоген был пленен, и ослеплен, Русь отвела войска задолго до поражения повстанцев. Турки же готовились к новой атаке на империю.

Состояния границ к 1090-м годам. Предшествующие события описаны выше.
Состояния границ к 1090-м годам. Предшествующие события описаны выше.

В сложившейся ситуации Михаил Комнин решил обратиться за помощью к "братьям-христианам" в Европу, чтобы их силами устранить нарастающую для империи угрозу турецкого завоевания. На церковный собор католической Церкви в Пьяченце в марте 1095 года прибыли византийские эмиссары с просьбой оказать помощь войсками в борьбе против армий Ислама. Это обращение состоялось как нельзя кстати: развивающиеся западно-христианские государства были населены воинственными, честолюбивыми и фанатичными жителями, а Папа Римский срочно нуждался в поддержке масс из-за борьбы за Святой Престол с Антипапой. Уже на протяжении десятков лет паломники-христиане проторенной дорогой совершали пеший путь в священный город Иерусалим, чтобы своими глазами увидеть место распятия Христа. Многие священнослужители и верующие знали, что Иерусалим захвачен "сарацинами" - мусульманами. Масла в огонь подливал харизматический проповедник Пётр Пустынник, который на своем осле совершил паломничество в Иерусалим, и видел всё своими глазами. Он зажигал крестьянские толпы яркими речами о том, что необходимо немедленно спасти священный город и Гроб Господень.

Пётр Пустынник призывает народ к спасению Иерусалима
Пётр Пустынник призывает народ к спасению Иерусалима

Папа Римский Урбан II в ноябре 1095 года на Клермонском соборе во Франции обратился к народу (в первую очередь франкскому рыцарству) с призывом освободить христиан Востока от мусульманского рабства и отвоевать Иерусалим. Он говорил медленно и громко, делая паузу между каждым предложением, чтобы люди передавали друг другу его слова. Когда он говорил об ужасах, что испытывают христиане от мусульман, народ рыдал, когда он призывал к отмщению - народ ликовал. Таковы были люди Средневековья. Таковыми во многом они остаются и по сей день. Вот отрывки выступления Папы:

«Народ франков!.. От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, да и ранее весьма часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, иноземное племя, чуждое Богу, народ, упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный Богу духом своим, вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем. Персы частью увели христиан в свой край, частью же погубили постыдным умерщвлением. А церкви Божьи они либо срыли до основания, либо приспособили для своих обрядов. Они оскверняют алтари своими испражнениями. Они обрезают христиан и обрезанные части кидают в алтари или в купели для крещения. Они рады предать кого-нибудь позорной смерти, пронзая живот, лишая детородных членов и привязывая их к столбу. Потом они гоняют свои жертвы вокруг него, и бьют плетью до тех пор, пока из них не выпадают внутренности и сами они не падают наземь. Иных же, привязанных к столбам, поражают стрелами; иных, согнув шею, ударяют мечом и таким способом испытывают, каким ударом можно убить сразу. Что же сказать о невыразимом бесчестии, которому подвергаются женщины, о чем говорить хуже, нежели умалчивать? Греческое царство уже до того урезано ими и изничтожено, что утраченное не обойти и за два месяца. Кому выпадает труд отомстить за все это, исправить содеянное, кому как не вам? Вы люди, которых Бог превознес перед всеми силою оружия и величием духа, ловкостью и доблестью сокрушать головы врагов своих, вам противодействующих?

Поднимайтесь и помните деяния ваших предков, доблесть и славу короля Карла Великого, и сына его Людовика, и других государей ваших, которые разрушили царства язычников и раздвинули там пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые, и святые места которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются. О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!.. Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет млеком и медом.

Иерусалим – это пуп земли, край, самый плодоносный по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил ее деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в полоне у его врагов и используется народами, не ведающими Господа, для языческих обрядов. Он стремится к освобождению и жаждет освобождения, он беспрестанно молит о том, чтобы вы пришли ему на выручку. Он ждет помощи от вас, ибо, как мы уже сказали, пред прочими сущими народами вы удостоены Богом замечательной силой оружия. Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе Царствия Небесного!.. (крики народа: "Так хочет Бог! Так хочет Бог!") Тот, кто решит совершить это святое паломничество, и даст о том обет Богу, и принесет ему себя в живую, святую и весьма угодную жертву, пусть носит изображение креста Господня на челе или на груди. Тот же, кто пожелает, выполнив обет, вернуться домой, пусть поместит это изображение на спине промеж лопаток. Тем самым такие люди выполнят заповедь Господню, которую он сам предписывает в Евангелии: «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня».

Клермонский собор 1095 года. В центре - Урбан II
Клермонский собор 1095 года. В центре - Урбан II

Преисполненные религиозным энтузиазмом, мужчины и женщины Европы всех сословий начали готовиться к Великому походу на Восток. В Западных странах начались массовые погромы нехристианских районов и поселений, особенно пострадали евреи. Нищие и бродяги стали сбиваться в большие потоки людей, медленно бредущие на Восток. Короли, феодалы, богатые купцы стали снаряжаться в долгий путь не только ради божественного промысла, но и ради денег, власти, земель, возможностей, и прощения грехов. Великая и страшная эпоха Крестовых походов началась...

Продолжение следует...