Найти тему

Плохие руководители: чем они плохи и как оказываются руководителями? Реальный кейс

🤔 Существуют ли глупые, бездарные руководители? Уверен, что каждый из вас (и не однажды) имел дело с такими субъектами. Более того, для большинства сотрудников именно вынужденные касания с руководителями, по личностным или профессиональным качествам не соответствующими занимаемой должности, являются самой большой проблемой и потенциальной причиной для увольнения.

☝ Но «плохой руководитель» - слишком общая фраза. Кто за ней скрывается? Невротик, использующий подчиненных для вымещения накопленного негатива? Безграмотный менеджер, который волею случая оказался на высокой должности, и теперь выдвигает бредовые идеи и требования перед сотрудниками?

Какие конкретно качества характеризуют «плохого руководителя»? Чего ему не хватает, чтобы стать «хорошим»?

Прочитал, что Роберт Хоган и Роберт Кайзен, специализирующиеся на вопросах лидерства, считают, что плохой руководитель страдает не отсутствием необходимых компетенций, а напротив, наделен лишними. Проблемные характеристики находятся в области взаимодействия с людьми, точнее, выражаются в неспособности создавать команды. При этом человек вполне может быть умным, талантливым и честолюбивым. А вот руководить не способен.
Причиной «неспособности создавать команды» называют нарциссизм, пассивность, тревожность, излишнюю осторожность, скептицизм и другие персональные качества.

Но главный вопрос: как такие «неподходящие» люди оказываются в кресле руководителя, если, судя по всему, им категорически запрещено вставать у руля?

И тут я понял, что был в моей компании кейс, который наилучшим образом проиллюстрирует ответ!

В прошлом году я искал менеджера по продажам. В компанию пришла девушка, которая произвела на меня, как на руководителя, просто фантастическое впечатление. Абсолютно все в ней: презентабельная внешность, манера речи, продемонстрированные в тестовый период навыки, интеллектуальность, жесткость, цепкость - свидетельствовали, что мне повезло найти грамотного, перспективного специалиста.

😏 Первое время дела и правда шли хорошо. Новая сотрудница делала продажи, что не могло не радовать. Одновременно она дала понять, что довольно амбициозна и готова к продвижению по карьерной лестнице. Я был не против, тем более, что объективно, по всем показателям, в том числе и личностным качествам, она «тянула» на руководителя. Более того, способность четко диктовать свои цели и условия я тоже считаю одним из ключевых лидерских качеств.

Я дал ей возможность попробовать себя в качестве руководителя отдела продаж. Кстати, с самого начала не задалось, потому что она вроде «хотела», а я пытался сделать процесс передачи полномочий и ответственности поступательным и мягким. Но умело скрываемые психологические проблемы приводили к регулярным несовпадениям в точках зрения.

Через пару месяцев стали появляться первые тревожные звоночки. Например, она могла заявить мне, как первому руководителю, определяющему вектор движения компании, что отказывается исполнять приказ. Или категорически не согласна с моей позицией. Причем это присутствовало не в форме обсуждения, что я всегда приветствую и поощряю, а в виде ультиматума без объяснения причин. Странно? Безусловно!

👉 Дальше-хуже. Будучи менеджером, на котором зациклена львиная доля поступающих заявок и непосредственное руководство другими продавцами, она могла позволить себе выпасть из процесса по личным делам на пару недель, хотя обещала вернуться через несколько дней. В результате мы, естественно, теряли клиентов и деньги.

Понимаю, бывает всякое. Иногда случаются ситуации, реально требующие личного присутствия и участия человека. И здесь важно то, как сотрудник позиционирует свое отсутствие. Если он выражает объективное понимание, что, так как на нем завязаны ключевые процессы в компании, он подводит своего руководителя и просто по-человечески извиняется – это одна ситуация.

У нас было по-другому. После длительного, незапланированного и, что больше всего возмутило, скрытого от меня отсутствия моя сотрудница заявила: «Я – специалист высокого уровня, и не обязана согласовывать свои отвлечения от работы!»

То есть фактический срыв бизнес-процессов и потеря прибыли компании по ее прямой вине (с себя я тоже ответственности не снимаю, ведь сделал ставку не на того игрока) она абсолютно не приняла на свой счет. Роль руководителя, видимо, оказалась выше морально-волевых качеств и просто вскружила голову. Человек уверовал (кстати, безосновательно) в собственную уникальность и неприкосновенность. Об этом свидетельствовали все невербальные признаки.

😑 Да и вербальные тоже, ведь она открыто заявила о желании руководить. Но… сломалась после первых же сложностей. Произошла стандартная ситуация: стажеры-продавцы оказались некомпетентными, и после обучения не пошли работать дальше. Все. Этого оказалось достаточно, чтобы еще вчера рвавшаяся руководить дама решила, что будет только продавцом.

Я понял, единственное, что руководит ее словами и движениями, - невроз. Она нервничала сам, заставляла нервничать меня и наверняка людей, которыми недолгое время пыталась руководить.

Человек, имеющий классический невроз, не способен справиться не столько с трудностями, сколько с собой при столкновении с этими трудностями. Первые же неудачи вводят его в депрессию, подавляемая ранее тревожность поднимает голову, превращаясь в маниакальный страх неудачи.

Вот так эгоцентризм, который не позволял признать ошибки, да и вообще неспособность управлять командой привели к тому, что, продержавшись полгода, сотрудница была уволена.

Данный кейс научил меня тому, что блестящее первое впечатление и чрезмерная самоуверенность кандидатов – губительны для дальнейшей работы. И именно так, пользуясь впечатлением о себе, но не истинными профессиональными и личными характеристиками, появляются «плохие руководители».

Они умело маскируют критические характеристики:

  1. Нарциссизм – за уверенностью и харизматичностью.
  2. Высокомерие – за авторитетностью.
  3. Излишнюю возбудимость – за энтузиазмом.
  4. Перфекционизм – за старательностью.
  5. Пассивность – за мудростью.

Теперь я понимаю, что многие руководители получают посты, благодаря тем качествам, из-за которых потом и терпят неудачу.

Сталкивались с «плохими руководителями»? Чем они были плохи?

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!

С любовью к Вам, Денис Шилкин