Часто можно услышать, что видеоигры из-за своей жестокости влияют на психику подростка и в конечном итоге служат чуть ли не главной причиной преступлений. Исследования же показывают обратное – игры способствуют социализации и снимают напряжение.
School shooting, равнодушие, злость – вина игр?
Поиск возможной связи между увлечением играми и агрессией в реальном мире начался, естественно, после «Колумбайна». Одно из первых исследований по теме авторства Пола Линча показало, что на более психически нестабильных подростков видеоигры влияют больше, чем на обычных.
Другой исследователь – Крейг Андерсон, профессор психологии из университета Айовы занимается этим вопросом с начала нулевых. По его мнению, шутеры вызывают негативные эмоции, ухудшают социальные навыки, показывают детям, как работает агрессия изнутри.
Игры – не главная причина
Параллельно с исследованиями, говорящими о связи игры-насилие, начали появляться работы с критикой этой точки зрения. Оказалось, что факторов, приводящих к агрессии, гораздо больше, и игры – не самый важный из них.
• 2008 год, исследования Кристофера Фергюсона: насилие в семье влияет на ребенка больше видеоигр, какими бы жестокими они ни были.
• 2014 год, работа Фергюсона и Мальте Элсона: внешние факторы играют большую роль, дети, пережившие насилие в семье, ведут себя враждебней ровесников, даже не находясь в стрессовой ситуации
• 2019 год, Джозеф Хилгард, профессор Иллинойского университета: ни один из 275 испытуемых, которым предложили поиграть в шутер, не был склонен к насилию больше, чем обычно.
• 2019 год, исследование Мельбурнского университета: насилие в играх не влияет на реальное поведение игрока, агрессию скорее вызывают состязательные игры
Польза компьютерных игр
«Игроки не то что преступлений не совершают и на улице не болтаются, они даже дома у себя не шумят» – говорит российский политолог Екатерина Шульман.
И действительно, в 21 веке компьютерные игры – это великое социальное благо, а вовсе не проклятие человечества. Игры дают выход накопившейся злости, помогают социализироваться – об этом пишут авторы книги Grand Theft Childhood Лоуренс Катнер и Шерил К. Олсон.
Социализация, предоставляемая играми – не шутка. 89% молодых людей играют со знакомыми, почти 40% заявляют, что игры помогают им находить новых друзей.
Недавний пример: карантин, через который мы все прошли и проходим до сих пор, обнажил это явление во всей его полноте – дети могли проводить время общаясь, не выходя из дома.
Шутеры – отличная тренировка для мозга. Игроки учатся справляться с задачами быстро, ориентироваться в незнакомой обстановке – для этого в частности приходится запоминать карту местности. Другой вид игр, стратегии, развивает когнитивные способности – появляется умение схватывать на лету, избегать прошлых ошибок.
Иногда игры даже способствуют улучшению зрения – у играющих увеличивается цветовой спектр, а для больных амблиопией игры – настоящая часть лечения.
Увлечение играми положительно сказывается и на стрессоустойчивости. И это показывает очередная работа Фергюсона: со сложной задачей успешнее справились именно любители жестоких игр.
Мало того, что игры по всей видимости не способствуют агрессии, а возможно даже наоборот снижают уровень насилия в мире.