Найти тему
Минобрнауки России

Стерт с лица земли и восстановлен из руин: жизнь Воронежского государственного университета в годы войны

В первый месяц лета 1941 года жизнь в Воронежском государственном университете (ВГУ) била ключом. Руководство вуза строило планы по развитию кадрового потенциала, выпуска специалистов и масштабов научных исследований. Свой первый год обучения заканчивали студенты самого молодого историко-филологического факультета, созданного годом ранее. Их старшие товарищи, выпускники пяти факультетов, сдавали государственные экзамены. 20 июня университет начал прием заявлений абитуриентов и провел день открытых дверей. А через 2 дня на Советский Союз напала фашистская Германия.

Студентки ВГУ на фронте
Студентки ВГУ на фронте

С митинга — на фронт

Воскресным днем 22 июня Воронежский университет собрался на митинг. Пламенными речами, наполненными духом оптимизма и любви к Родине, студентов и педагогов подбадривали ректор Николай Латышев и профессора вуза. Никто из них тогда не представлял истинных масштабов трагедии, обрушившейся на страну.

-2

Ректор ВГУ в 1939-1941 и в 1946-1953 гг. Николай Петрович Латышев. 1945 год, подполковник Латышев — командир советского гарнизона чешского города Оломоуц.

Молодые люди, подлежавшие мобилизации, тут же направились в призывные пункты. Десятки студентов влились в ряды действующей армии в первые недели войны. Большая группа добровольцев из числа работников университета вошла в состав городской дивизии народного ополчения. Вскоре на ее базе был сформирован Воронежский добровольческий коммунистический полк, который возглавил ректор ВГУ Латышев. Прошедшим небольшую подготовку вчерашним педагогам вручили оружие и направили в состав 100-й стрелковой дивизии, проходить крещение огнем в ожесточенных сражениях на западных подступах к Москве. Позднее за героизм воинов дивизия получит почетное наименование 1-й гвардейской.

В то лето воевать с врагом отправились больше 60 сотрудников вуза и сотни студентов. С фронта вернулись не все…

Жизнь на военный лад

Несмотря на войну, ВГУ продолжил свою работу. Ушедшего на фронт Латышева сменил выпускник и работник вуза, доцент химического факультета Николай Глистенко. Новый ректор в те страшные для страны годы сделал все возможное для сохранения университета, хотя это было непросто.

-3

Ректор ВГУ в 1941-1945 Николай Иванович Глистенко

Нагрузка на оставшихся в вузе педагогов заметно выросла, к учебе прибавились и другие заботы. Преподаватели и студенты участвовали в сложной работе по обороне города, помогали местным колхозам и совхозам спасти и собрать урожай. В самом университете развернулась подготовка отрядов противовоздушной обороны, многие студентки подали заявления о зачислении их на курсы медсестер. Часть помещений ВГУ была отдана под госпиталь, оборудовать который активно помогали сотрудники вуза. А в подвале главного корпуса было устроено надежное бомбоубежище.

Очень быстро перестраивалась на военный лад научно-исследовательская деятельность. Ученые химического, естественного и даже гуманитарного факультетов полностью перешли на разработки для обороны страны. В университете было налажено производство активированного угля и светящихся красок, белого стрептоцида и витамина С, осваивался выпуск бертолевой соли и кальцекса. Ректор Глистенко вел успешные работы по получению красного фосфора для запалов, а над кремнями для зажигалок трудился доцент Анохин.

Первый военный учебный год

Массовый призыв молодежи в армию к осени 1941 года снизил число студентов в университете в несколько раз. Тем не менее, новый учебный год в ВГУ начался вполне организованно. Университетские скамьи заняли недавние школьники, зачисленные в вуз без вступительных экзаменов, большинство из них — девушки.

-4

Студентки ВГУ в эвакуации. Елабуга, 1943 год

Учиться удавалось не всегда. В конце осени гитлеровские войска направлялись к западным районам Воронежской области, студенты и преподаватели все чаще отвлекались от занятий на строительство оборонительных рубежей вокруг города. Сотни людей пешком отправлялись на 21-й километр Задонского шоссе, где строили противотанковые рвы и другие укрепления. В университете оставались лишь выпускники, готовившиеся к экзаменам, и педагоги старшего возраста.

Враг подбирался все ближе. Когда фашисты достигли Ельца, в Воронеже была объявлена эвакуация промышленных предприятий и ряда учреждений. Приказ получил и ВГУ, местом его временного убежища был определен город Сталинск (ныне Новокузнецк). В середине октября ректор Глистенко распорядился подготовить к вывозу наиболее ценное оборудование и книжный фонд, а также эвакуировать в глубокий тыл наиболее опытных профессоров вуза и жен научных сотрудников с малолетними детьми. Но некоторые преподаватели отказались уезжать и остались трудиться в университете.

И во втором учебном семестре у коллектива ВГУ хватало проблем: заготовка топлива, нехватка продовольствия, работа на оборонительных сооружениях. Факультеты перешли на сокращенную подготовку специалистов, и студенты проводили в ледяных аудиториях по 8–10 часов, учились и во время зимних каникул. Так и закончили учебный год. А летом 1942 года в Воронеж с неумолимой беспощадностью ворвался огненный вал войны.

В эвакуацию

Приход врага в Воронеж был стремительным и неожиданным, с первых дней июля 1942 года начались ожесточенные бомбежки. Провести организованную эвакуацию не удалось, люди бросали свое имущество и в спешке покидали город по пылающим улицам. Небольшая группа педагогов ВГУ была отправлена с последним поездом в Саратов, кто-то из них впоследствии доберется до Москвы. Последними покидали вуз члены «эвакуационной десятки» — группы, которая должна была уничтожить наиболее ценное университетское оборудование и горючее, чтобы они не попали в руки врага. С этой задачей «десятка» справилась.

-5

Учительский институт в Елабуге

Новым «домом» для спасенного вуза стала Елабуга. В этом городке на Каме удалось собрать не больше 1/10 части довоенного университета. Шесть факультетов ВГУ разместили в 26 комнатах местного учительского института, усилиями профессоров удалось получить два вагона с научной литературой, учебными пособиями и лабораторным оборудованием. Часть оборудования изготовили своими силами. К учебе коллектив приступил лишь 1 октября.

На новом месте

Студентов не хватало. На некоторых курсах учились всего по 3-4 человека. В газеты Татарстана дали заметки о наборе на пять факультетов. Был объявлен и сбор старшекурсников, в том числе тех, кто потерял связь со своими вузами. Это позволило уже через несколько месяцев сформировать в ВГУ нормальные академические группы за счет местной молодежи. Пополнился не только студконтингент университета, но и преподавательский состав — большая группа выдающихся ученых охотно откликнулась на приглашение работать по совместительству в Воронежском университете.

Хоть учебный процесс и шел своим чередом, ему мешал невыносимый голод. Работники вуза получали ограниченное количество продуктов и сажали картошку на выделенных огородах. А студенты все больше стали походить на тени. Весной 1943 года ректор отправил в Казанский обком телеграмму, которая стала сигналом бедствия. Проверка реального положения питомцев ВГУ длилась 10 дней, а когда комиссия убедилась в отчаянном положении студентов, было принято решение: наиболее нуждающихся, в первую очередь воронежцев, перевести на спецпаек.

И даже в таких сложных условиях коллектив университета находил силы для помощи фронту. Был проведен сбор средств на строительство танковой колонны «Советский ученый» — всего 12 тыс. рублей наличными и облигаций госзаймов на 7,5 тыс. рублей, за что на имя ректора пришла правительственная телеграмма «с братским приветом и благодарностью Красной Армии» от Сталина.

Воронеж освобожден и... разрушен

Огромную радость принесла эвакуированным воронежцам весть о том, что 25 января 1943 года советские войска выбили немцев из родного города. В сердцах появилась надежда о немедленном возвращении домой. Первым, разведать обстановку, в Воронеж отправился ректор Глистенко. В Елабугу привез ошеломляющую новость: возвращаться им некуда, университетские здания полностью разрушены. Впрочем, как и многие другие постройки города.

Главный корпус ВГУ в 1918-1942 годы. Разрушен во время боев за Воронеж
Главный корпус ВГУ в 1918-1942 годы. Разрушен во время боев за Воронеж

Главный корпус ВГУ фашисты взорвали при отступлении. Уцелевшее оборудование кафедр, кабинетов и лабораторий вывезли в Германию, полностью разграбили ценный книжный фонд фундаментальной университетской библиотеки и коллекцию геологического музея. Разрушены и сожжены были и новый учебный корпус, биологический корпус, отдельное здание химической лаборатории, студенческие общежития и квартиры профессоров и преподавателей. Разгромлены Ботанический сад, все электросиловое хозяйство и склады ВГУ со всеми ценностями, хоздвор с конюшнями и инвентарем, прачечная, единственный в городе зимний плавательный бассейн, стрелковый тир, метеостанция, оранжерея и лыжная станция. Уничтожен весь архив университета. Вуз может прекратить свое существование.

Возвращение

Летом 1943 года о новом наборе в ВГУ одновременно сообщали газеты Воронежа и Елабуги. Вскоре выяснилось, что новый учебный год вуз проведет уже в родном Черноземье, и коллектив начал подготовку к переезду. Приказ о возвращении в Воронеж был получен 20 сентября.

Большинство факультетов, за исключением химического, поначалу были перевезены в Липецк, входивший в то время в состав Воронежской области. Город обошли стороной бомбардировки и там можно было найти помещения для временного пристанища. Химики же сразу отправились в Воронеж и заняли сохранившийся флигель рядом с руинами бывшего кадетского корпуса. Вместе с ними домой вернулись и первокурсники биофака. 20 ноября, после масштабных восстановительных работ, коллективу удалось начать занятия.

-7

Студенты на восстановительных работах, 1944 год

Временный филиал ВГУ в Липецке разместили в здании средней школы № 4. Здесь учебный год начался на 5 дней раньше, 15 ноября. Условия жизни в новом городе оказались еще сложнее, чем в Елабуге. Университету отвели всего 10 комнат, еще несколько кабинетов пришлось делить с педколлективом школы. Учиться приходилось преимущественно по вечерам, после школьных занятий. Преподавателей разместили по квартирам, многие из которых были не пригодны для жилья. Обустраивать быт приходилось, как и в Елабуге, своими руками. Местные производства помогли со стройматериалами, изготовили мебель для университета. С оборудованием и учебными пособиями неоценимую помощь оказали Томский, Казанский, Саратовский и Московский университеты. Студенческий контингент начал пополняться местной молодежью, постепенно в коллектив вливались первые фронтовики, демобилизованные по ранению. Вернулись в родной вуз и ведущие ученые-преподаватели. ВГУ начал возвращаться к жизни, несмотря на все трудности.

Домой, в Воронеж

В последнее военное лето 1944 года было принято решение о передаче ВГУ сильно поврежденного, но подлежащего реставрации учебного корпуса на проспекте Революции. На 15 лет это дореволюционное здание стало главным корпусом университета.

«Красный корпус». Главный корпус ВГУ в конце Великой Отечественной войны
«Красный корпус». Главный корпус ВГУ в конце Великой Отечественной войны

Несколько месяцев коллективу пришлось совмещать занятия и работы по восстановлению здания. Были созданы строительные бригады, которые ударно и безвозмездно поднимали из руин родной университет. Вуз получил дополнительные помещения, и в августе из Липецка вернулись все факультеты ВГУ.

Постепенно укреплялся преподавательский состав. Летом в вузе трудились 15 профессоров и 27 доцентов, был утвержден Ученый Совет ВГУ, которому разрешалось присуждать ученые степени. Постепенно разворачивалась научно-исследовательская деятельность.

Осенью к учебе приступили около 840 человек. Ни парт, ни стульев не было — сидеть приходилось на ящиках из-под снарядов, которых не хватало на всех. После 6-8 часов занятий студенты выходили разбирать кирпичи взорванных и сожженных зданий или работать на строительстве нового учебного корпуса и общежитий. Причем трудились с неподдельным энтузиазмом.

В середине победного мая 1945 года в университете прошла научная конференция, посвященная 220-летнему юбилею Российской академии наук, на которой с докладами выступили ведущие ученые вуза.

-9

Студентки ВГУ. Май 1945 года

ВГУ выжил в той страшной войне. Деятельность вуза в нелегкие годы поддерживалась самоотверженным трудом относительно небольшого коллектива. Большинство студентов и множество сотрудников ушли на фронт, далеко не все из них вернулись. Пятеро выпускников университета (Петр Тарасов, Василий Сидякин, Сергей Сорокин, Алексей Халецкий и Федор Тарасов) стали Героями Советского Союза.