8 августа 2008 года начался пятидневный российско-грузинский конфликт, который в России часто называют "принуждение к миру". В те дни подразделения российской армии предприняли необходимые действия для прекращения эскалации боевых действий в Южной Осетии со стороны грузинских войск. Спустя 15 лет разберемся, кто затеял все это и кто в итоге оказался в выигрыше.
Предыстория войны в Южной Осетии 2008 года
Предыстория этого конфликта берет начало с конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века, когда резко возросли националистические настроения в Грузии, а СССР находился уже в состоянии агонии. Первые серьезные столкновения в 1989-м и в 1990-м годах в Абхазии и Южной Осетии удалось прекратить еще внутренним войскам СССР, а затем случились полномасштабные конфликты в этих республиках.
Юго-Осетинская война 1992-1993 годов закончилась подписанием Дагомысских соглашений и введением в зону конфликта российский миротворческих сил. Задача у миротворцев была не из простых, так как на территории их ответственности грузинские села чередовались с осетинскими. Впрочем, сложная обстановка не слишком мешала сторонам конфликта налаживать торговые связи. Достаточно вспомнить Эргнетский рынок, через который проходило гигантское количество товаров - алкоголь, табак, бензин и так далее.
Война в Абхазии 1992-93 г.г., продолжавшаяся чуть больше года, закончилась полным разгромом войск Госсовета Грузии и банд "Мхедриони" и привела к массовому исходу грузинских беженцев. Под контролем грузинской армии и отрядов сванов оставалась только верхняя часть Кодорского ущелья. Конфликт также был заморожен вводом миротворческих сил России, хотя отдельные боевые действия вспыхивали в приграничных районах и в последующие годы.
Таким образом, в начале нулевых годов, ситуация в Абхазии и Южной Осетии оставалась напряженной, но вооруженного противостояния в серьезном масштабе не было. Обе республики находились в непризнанном статусе, несмотря на декларации о независимости. К 2004 году никаких предпосылок к признанию Россией Абхазии и Южной Осетии не было, а Грузия была слишком слаба, чтобы попытаться силой вернуть под свой контроль Сухум и Цхинвал.
С приходом к власти Саакашвили все изменилось
Все эти годы во главе Грузии находился Эдуард Шеварднадзе, искушенный в политике старый политический лис, успевший побывать и руководителем ГССР, и членом Политбюро ЦК КПСС, и министром иностранных дел СССР. Он ухитрился с помощью интриг усидеть в кресле после сокрушительной абхазской катастрофы, восстаний звиадистов и многочисленных попыток грузинской оппозиции сместить его с поста президента. Однако, авторитет его в стране становился все ниже, а Грузия представляла собой банановую республику с запредельной коррупцией, слабой армией и расколотым обществом.
В 2004 году лимит везения Шеварднадзе закончился. Не без помощи западных кураторов в Грузии случилась революция роз, в результате которой новым президентом страны стал Михаил Саакашвили. С помощью западной финансовой помощи ему удалось несколько улучшить экономическую ситуацию в Грузии и провести ряд вполне успешных реформ. Определенных успехов Саакашвили добился в борьбе с коррупцией и криминалом, вернул под полный контроль Тбилиси Аджарию, которая все предыдущие годы, по сути, была практически независимой от Тбилиси республикой.
Опять же, с помощью западных покровителей была модернизирована грузинская армия, а в отношении Абхазии и Южной Осетии до поры до времени проводилась достаточно умная политика, имеющая своей целью показать выгоды возвращения мятежных республики в Грузию. В пограничных с Абхазией и Южной Осетией районах строились медицинские и иные объекты инфраструктуры, в которых могли обслуживаться и жители отколовшихся территорий. Всерьез обсуждалась возможная встреча Саакашвили с руководителями Абхазии и ЮО, но стороны не пришли к согласию, так как грузины настаивали на Батуми или Тбилиси, а их оппоненты на Сочи.
Однако, постепенно Саакашвили скатился к агрессивной риторике в отношении к Абхазии и Южной Осетии, начал мощную антироссийскую кампанию, отрабатывая те бонусы, которые предоставили ему "уважаемые западные партнеры" России. Грузинский президент добился вывода российских баз с территории Грузии и заявил о курсе на вступление в НАТО. Будучи человеком энергичным, но не очень умным, Саакашвили позволил себе личные выпады против российского руководства. Становилось понятно, что конфликт с РФ становится все более вероятным.
Главными участниками конфликта были Россия и Запад
Если отойти от пропагандистских клише, то основными оппонентами в этом конфликте были Россия и Запад. Западники вовсю помогали грузинам вооружаться и явно поощряли все более радикальную антироссийскую риторику Саакашвили. Россия, безусловно, совершенно не собиралась мириться с созданием у ее южных границ враждебного режима и с перспективами появления баз НАТО рядом с Сочи. Поэтому, российские спецслужбы так же рассматривали разные варианты развития событий.
Грузия стала таким образом заложником борьбы за влияние в Закавказье крупных политических игроков, а для Южной Осетии и Абхазии было совершенно очевидно, что единственным гарантом их безопасности является Россия. Противостоять резко усилившейся грузинской армии в одиночку абхазской армии, и осетинским формированиям было бы сложно. В воздухе все более отчетливо пахло войной.
Саакашвили сам подставился под Пятидневную войну
К лету 2008 года, судя по всему, Саакашвили был практически, в том числе, и морально готов к победоносному возвращению Южной Осетии в состав Грузии. Для этого было необходимо было быстро захватить Цхинвал и выйти к Рокскому туннелю, соединяющему Северную и Южную Осетию, до того момента, когда российская армия сможет оказать помощь своим миротворцам. План был вполне реальным и явно одобренным западными военными советниками.
Однако, российская армия и спецслужбы тоже не бездействовали. В течении июля 2008 года проводилась эвакуация мирного населения из Южной Осетии, были разработаны планы по предупреждению грузинской агрессии. Югоосетинские силы периодически создавали напряжение для грузинских позиций и контролируемых ими населенных пунктов. Грузины действовали таким же образом. У Сакаашвили еще оставался выбор - или отвести войска, апеллировать к мировому сообществу и иметь на будущее свободу маневра, или же идти ва-банк. Он в итоге выбрал второе и сам же подставился под войну, в которой у него, как оказалось, не было не единого шанса.
Итоги "принуждения к миру"
Не буду останавливаться особо на ходе боевых действий, об этом достаточно и так написано. Российские миротворцы и осетинские ополченцы проявили массовые мужество и героизм, приняв на себя первый удар грузинской военной машины, а потом по грузинской армии прокатился стальной каток российской военной мощи. Российская армия сыграла на упреждение и оказалась в нужном месте гораздо раньше, чем ожидалось противником. Грузинам не удалось ни взять полностью под контроль Цхинвал, ни тем более не перекрыть Рокский туннель, через который и заходили все новые и новые подразделения российской 58 армии.
В Абхазии такого масштаба боестолкновений не было, ведь грузины контролировали только верхнюю часть Кодорского ущелья, где формально располагалось так называемое правительство Автономной республики Абхазия. Под угрозой обстрелов дальнобойной российской артиллерии с моря, грузинские силы были вынуждены были уйти из Кодорского ущелья, своего последнего оплота в Абхазии. .
Грузинская армия была разгромлена и лишь добрая воля российского руководства и лихорадочные усилия западных кураторов Грузии не привели к взятию Тбилиси. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта («План Медведева — Саркози).
Признание Россией Абхазии и Южной Осетии и события последних лет
26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, подкрепив гарантии безопасности этих стран целым рядом договоров. Грузия так и не стала членом НАТО, потеряла возможность планировать захват бывших своих провинций, так как границы новых государств находятся под надежной охраной российской армии.
Саакашвили в скором времени потерял власть, успел поактивничать на Украине с печальным результатом, в 2021 году вернулся в Грузию, был арестован и находится до сих пор в тюрьме. Все годы после проигрыша Саакашвили на выборах, в Грузии у власти партия "Грузинская мечта", которой рулит бывший российский олигарх (кто помнит банк "Российский кредит", кинувший в 90-е годы множество своих клиентов) Бидзина Иванишвили.
"Мечтатели" оказались более прагматичными ребятами, чем сторонники Саакашвили и пусть на сегодняшний день отношения между Россией и Грузией продолжают оставаться напряженными, а дипломатические отношения так и не восстановлены, однако, восстановлено авиа сообщение, все равно развиваются торговые связи, без российского рынка Грузии пришлось бы совсем туго. С началом СВО на Украине и введением против России международных санкций, Грузия воздержалась от обострения отношений с Россией и сейчас выступает по ряду направлений в качестве транзитного коридора для поставок подсанкционных товаров. Правда, реэкспорт авто из Японии грузины запретили, но это не помешало поставлять машины на российский рынок и дальше. Об этом отдельная статья будет.
Не все так просто и в Абхазии и Южной Осетии. Признание России дало гарантии безопасности перед лицом возможной грузинской агрессии, но не привело к широкому международному признанию этих стран. По прежнему ограничены возможности для международного делового сотрудничества.
Обе республики до сих пор не смогли выстроить эффективную экономику и критично зависят от российского бюджета. Южная Осетия, по большому счету, готова войти в состав РФ, а вот Абхазия предпочитает независимой, рассматривая максимум вхождение в состав нового союзного государства, по которому, впрочем никакой конкретики нет.
Ситуация в регионе могла бы быть значительно лучше, если бы западные страны не протолкнули в свое время на пост президента Грузии неуравновешенного политика, которого впоследствии всячески поощряли на антироссийские действия. Мы, конечно. многого еще не знаем но можно предполагать, что соответствующие российские структуры полностью переиграли грузинских оппонентов и их кураторов в 2008 году, заставив их пойти на фатальные для них шаги. Тем печальнее наблюдать развитие событий в последние полтора года, связанные с другой постсоветской страной, где похоже в тактической и стратегической борьбе вверх берет уже другая сторона. Но не будем о грустном.
Я же в очередной раз напоминаю, что вместе с коллегами оказываю услуги в Абхазии для россиян в сфере предпринимательской деятельности по следующим направлениям: