Вкусовая сенсорная система воспринимает химические раздражители и формирует вкусовые ощущения. Она участвует в регулировании обмена веществ, оказывает влияние на процесс пищеварения и поведение через чувство аппетита.
В статье "Как распознать сенсорную дезинтеграцию" на этом канале о вкусе сказано: избирателен в еде, ест еду только определённого цвета, консистенции и т.д. В этой статье остановимся подробнее на нарушениях вкусовой сенсорной системы и как вы сможете помочь своим детям при таких нарушениях.
Вкус - совокупность процессов во вкусовой сенсорной системе, осуществляющих восприятие химической информации пищи.
Орган вкуса - язык.
Восприятие вкуса происходит вкусовыми почками на языке, нёбе, внутренней поверхности щёк.
Определяют вкус хеморецепторы, есть механорецепторы и терморецепторы.
Нарушения в сенсорной модуляции:
- повышенная сенсорная чувствительность;
- пониженная сенсорная чувствительность;
- поиск сенсорных ощущений.
Проявления повышенной сенсорной чувствительности:
-капризен в еде, употребляет ограниченный набор продуктов, отказывается есть в гостях и ресторанах;
- может есть только мягкую еду после двух лет;
- давится плотной консистенцией;
- сложности с сосанием, жеванием, глотанием;
- боится манипуляций с зубами;
- ест только горячее или только холодное;
- не любит зубную пасту, жидкости для полоскания рта;
- предпочитает пресную пищу.
При пониженной сенсорной чувствительности:
- лижет, пробует на вкус, жуёт несъедобные предметы;
- любит пищу с интенсивным вкусом и запахом;
- избыточное слюноотделение;
- часто жуёт волосы, рубашку, пальцы;
- кладёт предметы в рот;
- реагирует так, будто вся еда одного вкуса;
- добавляет в еду специи и маринады;
- любит крутить во рту зубную щётку и ходить к дантисту.
Причинами избыточного слюноотделения могут быть:
- респираторные болезни;
- дыхание через рот;
- пониженный тонус;
- слабый плечевой пояс;
- пониженная сенсорная чувствительность.
Вы сможете помочь своему ребёнку в этом случае.
Подберите ему упражнения для укрепления плечевого пояса, используйте вибрации, делайте массаж вокруг рта и щёк. Во время занятий спортом используйте сухое полотенце, сделайте специальные повязки на запястья. Также визуальные и вербальные подсказки.
Для уменьшения нарушений в сенсорной системе вкуса проводите с ребёнком орально-моторные активности.
Дуть: пузыри, перья, шары, мячики, свечи, через трубочку...
Пить жидкость через трубочку различного диаметра, текстуры, закругления.
Пить плотные субстанции ( пюре, смузи, йогурт).
Жевание: пищевые палочки со вкусами, грызунки, сухофрукты, жевательную резинку.
Используйте различные вкусы:
- сладкий, солёный - успокаивает;
- кислый - мобилизует;
- острый, горький - стимулирует.
Чтобы приучить ребёнка принимать новую еду, пройдите с ним к этому маленькими шагами.
Не нужно маскировать новую еду. Весь процесс знакомства должен пройти постепенно. Это успокоит ребёнка, даст ему возможность почувствовать контроль на ситуацией.
Хорошо использовать подражание. Есть в компании с другими детьми.
Привлекайте деток к совместному приготовлению пищи, чтобы они могли пронаблюдать весь процесс приготовления и все продукты, использованные при этом.
Будьте внимательны к своим детям. Помогая им, вы облегчаете жизнь и им, и себе.
Ставьте "нравится" и подписывайтесь на мой канал.