Найти тему
Games Herald

Обзор Turok: Dinosaur Hunter. Игра эпохи динозавров

Оглавление

Среди шутеров второй половины 90-х моим любимым стал Quake II. Совокупность графики, атмосферы и ощущений от стрельбы давала такие эмоции, которые ни один другой шутер долгие годы не мог побороть. Поэтому конкурентов «Кваки» я игнорировал, что случилось и с игрой Turok: Dinosaur Hunter, в которую я погрузился только сейчас.

Видеоверсию обзора предлагаю оценить выше, а текстовая версия продолжается.

Предыстория Turok

Вообще Турок достойна отдельного крупного разбора касательно истории создания игры. В разработке есть несколько интересных фактов, во многом даже уникальных, ведь для западной аудитории проект куда значимей. Все из-за популярности консоли Nintendo 64, на которую Турок изначально и вышел.

Картридж с игрой
Картридж с игрой

Для издателей игры, Acclaim, логотип которой вы точно видели, если играли на SEGA, Турок мог стать последней игрой. У студии появились проблемы с деньгами из-за неудачных релизов и они решают ставить все оставшееся на Турока. Разработчикам поставили задачу - сделать лучшую игру на Nintendo 64, ну или хотя бы лучший шутер.

Издатель контролировал релиз, чтобы никаких багов и косяков не просочилось. Вот только из-за «полировки» выход игры пришлось перенести с 1996 на 1997 год, в год выхода Quake II, GoldenEye 007, Blood, Doom 64, Shadow Warrior… Короче, идея делать шутер в 90-е это очень оригинально, как вы поняли. Но талантливые люди знают, как выделиться. Хотя бы вот врагами в виде динозавров с ракетницами. Что они делают в мире игры, и как вообще игра – давайте разбираться.

Сюжет

Сюжет Турока – странный предмет. Он вроде есть, но его как бы нет. В игре нет сюжетных кат-сцен, диалогов или чего-то еще, что могло бы нам объяснить происходящее. История подается в руководстве, идущем в комплекте с игрой. Серьезно.

Тот самый мануал с сюжетом игры
Тот самый мануал с сюжетом игры

В случае с современной версией завязкой игры является абзац в Стиме. Мы – Турок, индеец, защищающий барьер между нашим и неким Затерянным миром. Непонятно как, но мы узнаем, что в Затерянном мире появился злодей, решивший уничтожить барьер между мирами, так что бравый индеец должен его остановить.

Собственно, сам Турок
Собственно, сам Турок

Собственно, это все. Турок, как вы понимаете, не совсем про сюжет. А если начать играть, то тут уж сразу поймете, что он совсем не про сюжет – в игре не будет линейного повествования, потому что она поделена на 8 уровней, доступных из стартовой локации.

Запутанные уровни

Доступны уровни формально. Сначала нужно найти ключи для открытия портала на текущем уровне (в начале - первом), но как только открыли – можете входить выходить сколько душе угодно. Ключи разбросаны относительно случайно, поэтому можно, к примеру, собрать портал в 4 уровень, даже не пройдя третий. На последних уровнях так уже не получится.

Стартовая локация с порталами
Стартовая локация с порталами

С постановкой конкретной задачи у игры проблемы. Даже касательно понятия «прохождения игры» – вроде как последний босс вполне себе означает конец игры, но, по сути, герой должен не просто победить финального босса, а найти все части Хроноскипетра, который по идее по сюжету должен остановить злодея. Зачем это делать, если геймплейно ты можешь убить главгада без него – вопрос. Кстати, части этого Хроноскипетра, в отличие от ключей к порталу, очень тщательно запрятаны по уголкам локаций.

Частелько приходится бегать с открытой картой
Частелько приходится бегать с открытой картой

Турок – это настолько же про шутер, насколько и про собирательство и исследование всего и вся на локации. Вам может показаться, что вы прошли уровень, но на самом деле там остался ключ от следующего портала, просто поворот упустили, бывает. И вы не пройдете дальше, хотя, фактически, вы прошли от точки А в точку Б и убили всех врагов. Просто вы не заметили точку В, где был ключ для портала в следующий уровень, так что будьте любезны перепройти его заново и все же найти ключ.

Справедливости ради, структура уровней пусть и не простая и интуитивная, но и не запутанная как лабиринт минотавра. Большинство своих промашек я сразу заметил при перепрохождении локации, и все они были в самом начале (вторая и третья карты). Не то чтобы я защищал эту идею с поиском запрятанных ключей, просто читал слишком много нецензурных слов о местном левелдизайне, хотя это обычное дело для шутера 90-х. Если в Quake или Duke Nukem 3D на уровнях прятали штуки, дающие преимущество, и игрок по своему желанию исследовал локации, то тут это уже требование, а не желание.

Чем стреляет индеец?

Пожалуй, самым приятным впечатлением для меня оказалась стрельба. Сразу оговорюсь, что дело не в том, что она инновационная. Цепляет динамика и ассортимент пушек. Пистолет, автомат, дробовик, три энергетические винтовки, ракетница, гранатомет и лук (мы ж индеец). У каждой пушки свой фиксированный урон, у ракетницы и гранатомета есть урон по области (главному герою тоже достаётся), а у дробовика и лука есть альтернативные, усиленные патроны.

У дробовика есть взрывные патроны
У дробовика есть взрывные патроны

Хотя они не совсем альтернативные – усиленная версия заменяет основную, и, пока ты не потратишь ее, ты не вернешься к стрельбе обычными патронами. Почему бы не сделать кнопку смены патронов – еще один вопрос.

Сама механика стрельбы простая. Урон не зависит от точки попадания, поэтому после первого уровня я перестал целиться в голову, ведь достаточно попасть в цель – разницы никакой. Разве что у лука урон зависит от натяжения тетивы, то есть при максимальном натяжении, условно, мы убиваем динозавра за 4 стрелы, а если сразу будем отпускать кнопку, то придется потратить штук 10. Но, опять же, в голову целиться бессмысленно.

Миниган крутой. Вот только патронов мало
Миниган крутой. Вот только патронов мало

Кстати, аккуратнее с патронами. Враги тут имеют свойство появляться вновь, а вот патроны – нет. На крайний случай всегда есть нож, только с холодным оружием против огнестрела вам будет некомфортно.

Проблемы игры

У игры есть проблемы. Не относительно современности, а относительно конкурентов 97 года и ранее. Да, в Turok неплохая стрельба, но Quake того же года предлагает вариант лучше. Герой-индеец абсолютно лишен личности, а в Duke Nukem 3D 1996 года был харизматичный (по тем меркам) Дюк. Дизайн локаций – для меня вопрос спорный. В отзывах Steam видел ругань относительно запутанности местных карт, но у меня проблем с ними таких не было. Я всегда путался в шутерах девяностых: в Doom были моменты, когда я очень много времени тратил на поиск нужного ключа, в Quake умудрялся несколько минут блуждать по уровню, не понимая куда идти. Удивлен ли я, что и в Turok пришлось плутать? Ни разу.

Эпичный дино-киборг
Эпичный дино-киборг

Вот что реально обидно – это те самые динозавры. Искренне хотелось, чтобы они были чем-то большим, чем просто огромная агрессивная текстура. Какая-нибудь механика уникальная или особые атаки…что-то геймплейное, чтобы реально показывало, что мы деремся с настоящим динозавром! А так вот вроде и забавно, но скептический мозг понимает, что смени декорации на ад, а на динозавра натяни текстуру демона, и перед нами уже Doom. Все же оригинальное название игры Turok - Dinosaur Hunter, а это не обыгрывается ни в сюжете, ни геймплейно. Так что топ-1 игрой про отстрел динозавров для меня остается Dino Crisis.

Вердикт

В целом, мне было интересно ознакомиться с Turok впервые, но не представляю ситуацию, в которой я бы захотел его перепройти. Причем я хотя бы не сгорел от сложности – как и относительно запутанности уровней, так и из-за ограничений по жизни. Да, я забыл упомянуть - в Turok у персонажа есть жизни. Не количество ХП, а количество возрождений, после которых ждет старый-добрый «гейм овер», но я его не видел, поэтому не уделил внимания.

Индеец - он как кошка. С девятью жизнями
Индеец - он как кошка. С девятью жизнями

Turok определенно неплохая, для своего времени, игра. Она приятно выглядит, у нее необычный сеттинг, разнообразное оружие, сносная стрельба. Но изюминки, какой-то причины, чтобы вернуться в нее через годы, я не вижу. Рекомендую ностальгирующим дедам-олдам и сочувствующим им, а остальным лучше пройти мимо. При всем уважении к классике, поиски каких-то ключей в шутере – развлечение не для всех, а кроме этого игроков в современные шутаны ей удивить, к сожалению, нечем.

Превью
Превью

На этом у меня все. Если обзор понравился, то не забудьте прожать лайк. И обязательно подписывайтесь на мой канал в Дзене - тут всегда много интересного материала по играм.

А также заглядывайте на YouTube-канал и в Telegram. Спасибо вам за внимание и до скорой встречи!