Останется ли клиент доволен после завершения фотосессии всецело зависит от того как себя поведёт фотограф.
Сразу оговорюсь, что недовольство клиентов будет возникать время от времени сколько бы сил для предотвращения конфликтов не было приложено с вашей стороны.
Недовольных клиентов, которые оставляют гневные комментарии, встречал в своей жизни и я.
Если и вам стали часто приходить рекламации касательно вашей работы, то первое с чего следует начать решать проблему – провести аналитику причин недовольства.
Очень быстро вы поймёте, что большая часть недовольных просто выражают своё мнение, а вовсе не критикуют вашу деятельность. Понять это можно достаточно легко – отзыв о фотосессии будет односложным и малопонятным, например, клиент просто говорит: «Мне не нравится» и не уточняет с чем именно он не согласен.
Я долго думал как бороться с такого рода негативом и искал истинные причины его возникновения. Оказалось, что клиентам в подобных ситуациях не нравятся не ваши фотографии как творческие произведения, а они сами. Следовательно разбираться нужно с комплексами клиента, а не с вашей технологией фотосъёмки.
В ходе опроса что именно не нравится клиент может неожиданно заявить, что его не устраивает причёска, макияж или образ, в котором он предстал перед камерой. В этом случае крепко задумайтесь, чтобы в следующий раз предложить портретируемому услуги парикмахера и стилиста. Это не будет навязыванием услуг, но поможет превратить большую часть клиентуры из недовольных в счастливых.
Сразу же возникает новая проблема – а что, если клиент категорические отказывается от вашего предложения? В таком случае объявите ему, что без парикмахера, визажиста или стилиста вы не сможете гарантировать ему презентабельный внешний вид на фотографиях.
Также до сведения клиента стоит довести информацию о том, что далеко не каждый снимок подлежит глубокой ретуши и с большой долей вероятности её не получится сделать вовсе. Многие думают, что в Фотошопе реально нарисовать всё, что угодно. В принципе, да. Но временные затраты на ретушь иной раз достигают таких размеров, что вся фотосессия в целом теряет смысл.
Иногда встречаются такие ситуации, когда клиент послушал информацию о необходимости посещения визажиста и стилиста, но отказался от этих услуг, приняв всю ответственность на себя. В итоге фотосессия проводится, фотографии передаются, а недовольный клиент шипит, брызжет ядом и просит вернуть деньги назад.
Мой совет в этом случае: деньги не отдавать категорически ни под каким предлогом, потому что вы честно предупредили о возможных последствиях и со своей стороны сделали всю необходимую работу.
Вот так при помощи кнута и пряника, сочетания мягкости, податливости с жёсткостью и принципиальностью в зависимости от ситуации, со временем вы будете окружены только довольными и счастливыми клиентами.