Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Большой "Маленький друг" Тартт - странный детектив и роман антивоспитания в одном флаконе

... победа зачастую ничем не отличается от поражения.

Я обещала себе вернуться к этому автору, как только закрыла последнюю страницу "Щегла". Но обстоятельства так сложились, что взялась я совсем за другую книгу, прекрасно зная, что многим она совсем не понравилась.

Привет, библиофилы!

Сегодня я поделюсь с вами впечатлением от объёмного романа Донны Тартт "Маленький друг".

Тартт пишет настолько же превосходно, насколько медленно – раз в 10 лет она выпускает по большому роману, так что я действительно страшно жалею, что у меня осталось в запасе всего одно её непрочитанное произведение. Но уж его я буду читать долго, медленно, не торопясь. Я буду его смаковать. Ну вот как можно не зависнуть на таком, например, пассаже:

Она мастер слова, ничего не скажешь. Поэтому меня не утомляли все мельчайшие подробности, на которых она задерживала то и дело моё внимание, когда многословно и скрупулёзно знакомила с героями романа и местом действия. Да, экспозиция чуть затянута, там можно бы кое-что подсократить. Но зачем?

Старый дом и его обитатели врастали под кожу, становились одним целым со мной. Я начинала чувствовать себя то старой тётушкой, то меланхоличной девицей, то ворчливой негритянкой-кухаркой, а то двенадцатилетней девчонкой, одинокой и дерзкой.

Этот роман – самая удивительная смесь из "Приключений Тома Сойера" с "Оливером Твистом": что-то неуловимое классически диккенсовское и прагматично американское сквозит в повествовании, заставляет нас кивать автору головой в узнавании персонажей или удивляться их неожиданным поступкам.

Обложка книги
Обложка книги

Основная мысль романа вынесена мною в эпиграф, и это действительно важное философское заключение, к которому девочка-героиня приходит сама, пройдя ряд невообразимых испытаний. Победа и поражение поменяются местами и смыслами в одночасье, все нити романа сойдутся в одной непредсказуемой точке. Но это не единственная тема романа.

Два семейства в нескольких поколениях представлены на наш суд: благополучное зажиточное и нищенское бандитское. И там, и там мы увидим старшее поколение в виде бабушек героев, младшее поколение в виде внуков. Но вот среднее звено будет утеряно и в том, и в другом случае. Автор мастерски описывает уродливость такого "расклада". И неважно, какие обстоятельства привели к этому, ребёнок без матери и отца вырастает, как бы это поточнее сказать, неполноценным.

Все книги Тартт (Яндекс.Картинки)
Все книги Тартт (Яндекс.Картинки)

Но не только в умственном отношении (хотя и такой ребёнок там тоже будет), больше всего страдает эмоциональная сфера. Такие дети либо лишены жизненных сил и не могут с собой ничего путного сделать, им всё равно, как Элисон, или они просто катятся по наклонной дорожке вместе со своей роднёй, как Дэнни, либо становятся чёрствыми и жестокими, лишёнными эмпатии, как Гарриет.

Мастерски описаны внутренние монологи девочки, её рассуждения и умозаключения, которые подводят к тем или иным действиям. Часто всё упирается в то, что взрослые просто не считают нужным говорить с детьми, рассказывать им то, что их интересует. Заговор молчания о смерти брата как раз и приводит девочку к страшным выводам, закручивает спираль необратимых поступков.

Оригинал на английском (Яндекс. Картинки)
Оригинал на английском (Яндекс. Картинки)

Очень ярко сделаны даже второстепенные эпизоды, как, например, сцена с красными перчатками и девчонкой Одумов. С одной стороны, неоправданная жестокость, с другой – невысказаная любовь к Иде.

Неимоверно жалко всех - и потерянных для общества наркоманов Рэтлифов, и благополучных с виду Кливов. Их всех хочется как-то пожалеть, вовремя погладить и обнять, спросить о том, как прошёл их день. Найдись среди их окружения хоть один чуткий взрослый, и всё повернулось бы иначе, не было бы чудовищных смертей, страшных последствий всё той же нелюбви.

Интересно, что роман опять не поддаётся классификации – это и семейная сага, и драма, и детектив, и даже психологический триллер. Если бы в нём не было столько жёстких и откровенных описаний, его можно и нужно было бы давать детям, чтобы они учились не делать таких ошибок, какие совершает героиня. Но что я говорю? Кто же учится на чужих ошибках? Мы все делаем свои.

Донна Тартт.  Фан Арт. (Яндекс. Картинки)
Донна Тартт. Фан Арт. (Яндекс. Картинки)

Расследование давнего убийства собственного брата приводит девочку на скользкий путь преступлений. И то, что она ребёнок, не может служить оправданием. Наоборот, настораживает. Но самое главное, кто в ответе за всё? Не только родители. Здесь и школа, и летний лагерь, и религиозные организации показаны не с лучшей стороны. Вроде бы все они что-то пытаются воспитывать, но есть ли результат? Скорее, противоположный.

Вообще равнодушие взрослых поразило. Даже самые близкие детьми практически не интересуются, каждый живёт своей жизнью, отгородившись стеной приличий и удобств. В нужный момент ни один не считает себя обязанным сделать шаг и прислушаться к ребёнку.

Ещё одна интересная мысль: взрослые со временем становятся скучными и безынициативными, поэтому не совершают героических поступков, значит, ребёнку надо успеть всё совершить, пока не повзрослеет. Проблема только в том, что ребёнок не всегда чувствует грань между героизмом и безрассудством, между необходимостью жертвы и безумием.

Однозначно рекомендую. Если вы не кайфуете от длинных обстоятельных описаний, просто пролистывайте, как французскую речь в ВиМ. С каждой страницей будет всё интересней и интересней. Обещаю.

Купить на Лабиринте

Моя рецензия на Щегла

Другие подробные отзывы на книги по тегу #рецензияbibliojulia