Этот восхитительный замок с интересным названием – Нойшванштайн (дословно переводится как «Новый лебединый камень»), раскинувшийся на Баварских землях Германии, словно сказочный персонаж. И подтверждением этого факта является то, что он стал моделью при создании дворца Спящей красавицы в знаменитом парке Уолта Диснея в Париже.
Замок, действительно, достоин того, чтобы в нём проживала прекрасная принцесса или королевна. И, разумеется, шедевр архитектуры довольно часто фигурирует в художественных фильмах. И, конечно, разработчики видеоигр не могут устоять перед желанием поэксплуатировать образ волшебного здания. Ведь от открывающейся взору красоты просто невозможно оторвать глаз.
Высокие башни, будто взмывающие в небеса, в окружении зелёных тенистых лесов, произрастающих на Альпийских холмах, способны очень сильно поразить наше воображение. Кстати, высота строения от его основания составляет 65 метров. А длина величественного строения равняется 135 метрам.
Замок вдохновляет на создание различных шедевров в сфере культуры и искусства. Сюда стремятся попасть художники, архитекторы, литераторы, артисты и режиссёры. Замок стоит в отдалении от крупных населённых пунктов, что придаёт его образу ещё больше магии и сказочной таинственности. Однако желающие полюбоваться замечательным архитектурным творением, которое стало музейным экспонатом, могут не переживать, ведь сюда ходят поезда и автобусы, а можно также воспользоваться арендованным автомобилем. Радушные местные жители всегда в случае чего подскажут дорогу.
Замок открыт для посещения практически круглый год, за исключением Католического Рождества (24 и 25 декабря) и Нового года (31 декабря и 1 января). С апреля по сентябрь музей работает с 8:00 до 17:00, в остальное время с 09:00 до 15:00.
История создания «Нойшванштайна»
Идея воздвигнуть романтичный замок, который бы стал монаршей резиденцией, принадлежит королю Людвигу Баварскому. Именно он и дал замку такое интересное название – «Нойшванштайн».
«Новый лебединый камень» построен в стиле неоготики. Проект замка был разработан Эдуардом Риделем. Задумку же короля Людвига претворил в жизнь Кристиан Янк, назначенный мастером проекта, который, необходимо сказать, не принимал ни одного решения, не заручившись одобрением его величества. Всё было под контролем Людвига, буквально каждый чертёж создавался на основе его описаний. Он же лично и утверждал все чертежи.
Строительство оказалось долгим. Началось оно 5 сентября 1869 года. Стоит сказать, что ранее на месте будущего замка были руины старых крепостей, поэтому Людвиг Баварский поручил взорвать плато и опустить его на 8 метров, тем самым создавая идеально ровную площадку. Также к месту строительства провели дорогу, а затем подвели трубопровод.
Работа закипела, и за четыре года многое было сделано: второй этаж замка был практически полностью готов для проживания, шикарные королевские покои на третьем этаже ждали хозяина, а фантастические входные ворота изумляли своей красотой. Король уже жил в предвкушении как можно скорее обосноваться в своей резиденции, но начатое ускоренными темпами строительство почему-то затягивалось. И за следующие десять лет оно так и не было завершено.
Не в состоянии больше ждать, в 1884 году Людвиг Баварский переехал в недостроенную резиденцию. Пожить королю в своём романтичном замке, увы, пришлось совсем недолго, всего 172 дня. Отделка шедевра завершалась, к большому сожалению, уже без его участия.
Экстерьер и интерьер сказочного замка
«Новый лебединый камень» фантастически красив. Большая его часть выполнена из мрамора, который привозили из Зальцбурга. При создании портала и эркеров использовали песчаник. В качестве прототипов при создании «Нойшванштайна» были взяты замки Вартбург и Хоэншвангау.
Что же касается интерьеров резиденции Людвига Баварского, то они поистине роскошны. Ключевым помещением замка является Зал Певцов. Он словно повторяет исполнение Песенного и Праздничного Залов Вартбурга. В качестве украшений использовались полотна, иллюстрирующие легенду о рыцаре Парцифале. Как известно, Парцифаль – герой средневекового куртуазного эпоса. Легенда о Парцифале образует одну из ветвей сказания о короле Артуре и его рыцарях. При жизни короля Зал Певцов не использовался по назначению. Первый концерт в ней прошёл только спустя 50 лет после ухода из жизни знаменитого немецкого композитора и дирижёра Рихарда Вагнера. Необходимо отметить, что тесная дружба, связывавшая короля Людвига и композитора Вагнера, проходит красной нитью через все интерьеры замка. Можно увидеть большое количество картин, изображающих сцены из опер Вагнера. Сохранились и письма короля к своему другу, где он подробно рассказывал о своём проекте строительства «Нового лебединого камня».
Великолепен в своём исполнении и Тронный Зал, хотя его создание не было завершено в полной мере. При его оформлении использовались религиозные мотивы. Трон размещён в специальной нише, которая напоминает базилику. Это свидетельство тесной связи короля с богом. Всё окружающее убранство изображает святых. А мозаичный пол представляет собой небосвод с представителями флоры и фауны.
И, разумеется, в интерьерном оформлении используется лебединый образ. Ведь лебедь является символом рода графов Швангау. А Людвиг Баварский был потомком этого знатного рода.
Кстати, существует мнение, что Пётр Ильич Чайковский создал «Лебединое озеро» именно после посещения «Нойшванштайна». «Лебединый замок» так вдохновил выдающегося русского композитора.
Красуется дивный замок и на монетах номиналом в 2 евро. Монеты были выпущены в рамках серии «Федеральные земли Германии» в 2012 году специально для коллекционеров.