Найти тему
Parnas on-line gallery

Что будет в раю по мнению художников?

Оглавление
Адам и Ева в Эдеме
Адам и Ева в Эдеме

Живописцы с давних пор фантазируют на тему мистических ведений – то есть, разнообразных сюжетов мифологического происхождения.

С установлением христианства, в искусство проникли и догмы новой революционной религии. Да, она действительно отвергала многие устои и учила невероятному – любить ближнего, уметь прощать и уповать на волю высшего существа. Решительные и кровожадные менталитеты античности с трудом преодолели духовный путь, впрочем, не искоренив старое до конца.

Сюжеты об Аде и Рае устанавливаются в каноничном христианском искусстве посредством книжных миниатюр, фресок и, разумеется, живописи. Так как же видели Рай художники разных эпох?

Катакомбы Претестато. Рим. Фрески III века
Катакомбы Претестато. Рим. Фрески III века

На заре веры – в эпоху раннехристианского искусства, распространяющегося по Римской империи, идея рая обыгрывалась в виде росписей стен и потолков катакомб. Растительные орнаменты, обилие флоры и фауны – то есть достатка всего и во всем – сформировало образ идеального сада, иначе – Эдема. Это одна из интерпретаций рая.

Мозаика апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. 540-560
Мозаика апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. 540-560

Облачное обиталище, куда вознесется праведная душа показывает нам возрожденец Тинторетто на громадной картине «Рай», написанной для палаццо дожей в Венеции. Здесь уже поистине царственная атмосфера. Ангелы, мученики и сам Бог напоминают аристократов.

Тинторетто. Рай. 1588–1590. Холст, масло. Палаццо дожей, Венеция
Тинторетто. Рай. 1588–1590. Холст, масло. Палаццо дожей, Венеция

Дирк Баутс, живописец 15 века расписывал алтарь сценой «Страшный суд. Ад и Рай», где совместил два противоположных, но столь близких друг другу сюжета. Створка «Рай» демонстрирует здесь, как Архангел Михаил ведет праведников в Рай. С теми, кому предстоит дорога в Ад, все обстоит гораздо страшнее. Рай у Баутса тоже – облачное царство, ослепительный небесный дворец, вознестись до которого можно лишь с чистыми помыслами.

Дирк Баутс Диптих «Страшный суд. Ад и Рай»
Створка «Рай (Архангел Михаил ведет праведников в Рай»)», ок.1450
Дирк Баутс Диптих «Страшный суд. Ад и Рай» Створка «Рай (Архангел Михаил ведет праведников в Рай»)», ок.1450

Как мы уже поняли, в искусстве эпохи Возрождения мастера очень много писали Небесное царство. Часто такими сюжетами расписывались храмовые потолки, для более сильного впечатления на прихожан. Человек, посетивший церковь видел бога и ангелов, видел заветы, которым учит церковь, а уходя, неизменно натыкался взглядом на сцену Страшного суда, который всегда писался в одном и том же месте – в назидание покидающему храм.

Фра Беато Анджелико. Рай. Фрагмент из композиции Страшный суд. 1431. Дерево, темпера. Музей Сан Марко, Флоренция
Фра Беато Анджелико. Рай. Фрагмент из композиции Страшный суд. 1431. Дерево, темпера. Музей Сан Марко, Флоренция

Итак, как же художники прошлого представляли себе Рай? В древние и голодные времена, рай был символом обилия, достатка, где никогда не постигнет нужда. С развитием духовности Небесное царство приобрело черты изысканного аристократического общества, овеянного роскошью, недоступной многим земным.

Еще больше интересных подборок об авторах, картинах и мировом искусстве можно найти на нашем канале. Подписывайтесь и читайте каждый день!