Найти в Дзене
Новый драматический театр

Как одевались в театр в 19 веке: женская мода

Оглавление

Вечернее платье, предназначенное для театра, было наряднее повседневного, но скромнее бального. В романе "Анна Каренина" есть сцена, когда Анна собирается в театр, надевая роскошное парижское платье из шёлка и бархата с кружевом, — и Вронский предупреждает её, что "в таком наряде" она бросит вызов светскому обществу.

Кадр из фильма "Анна Каренина" (2012), режиссер Джо Райт
Кадр из фильма "Анна Каренина" (2012), режиссер Джо Райт

Платья для ложи отличались от тех, что надевали в партер. Они могли быть с декольте, более интересных и модных фасонов; в партере же дамы часто оказывались и в простых тёмных визитных костюмах, но обязательно в сочетании со шляпкой и перчатками. Правда, будничные визитные платья исключались на премьерах, а также если на спектакле присутствовали члены царской фамилии.

Платья с открытыми плечами и декольте в партере считались неуместными, излишне "откровенные" модели подразумевали меха или накидки. Такие разграничения были связаны с тем, что места в театральном зале имели жёсткие различия по социальному положению их занимающих зрительниц. Ложи и места в бельэтаже выкупали по абонементу знатные семьи на весь сезон. При этом молодые девушки должны были выезжать в театр только в сопровождении членов семьи.

Чтобы избавиться от верхней одежды, брали с собой на спектакль прислугу. Лакеи охраняли вещи, пока господа наслаждались представлением. Кучер ждал своих хозяев в экипаже, чтобы сразу после спектакля отвезти их домой. И по сей день верхние ярусы старинных театров (таких, как Александринский театр в Петербурге) иногда называют "местами для слуг", и стоимость билетов туда минимальная. Разглядеть то, что происходит на сцене, оттуда весьма затруднительно...

Дамский наряд для театра включал веер, перчатки, головной убор, театральный бинокль, украшения.

Театральные бинокли 19 века
Театральные бинокли 19 века

Веер

К платью полагался веер из слоновой кости или перламутровый (незамужней девушке), либо кружевной или перьевой (замужней женщине). К середине 19 века в каждом дворянском доме было 20-30 вееров на все случаи жизни. Для театра использовали обычно вечерние варианты с изображением цветов и растений, мифологическими и буколическими сюжетами. Цвет веера имел символическое значение, и с его помощью можно было с первого взгляда понять настроение дамы (например, красный обозначал радость, фиолетовый — смирение и грусть, чёрный — траур).

Веер европейского образца (из коллекции Музея искусств "Метрополитен")
Веер европейского образца (из коллекции Музея искусств "Метрополитен")

Языком веера женщина могла объясниться с поклонником, не произнося ни единого слова ("Я к вам равнодушна" — сообщал захлопнутый во время беседы веер; "Я вас люблю!" — признавался за свою обладательницу закрытый веер, прижатый к сердцу и так далее). Резкое движение веером в сторону давало понять, что разговор окончен, и продолжение его для женщины неприятно.

"Из всего многообразия выделился театральный веер: на нём изображали сцены из спектаклей, писали тексты арий, монологи героев, программы представлений. Театральные веера были печатные и рукописные, их взлёт был связан с высочайшим расцветом театрального искусства..." (Короткова М. В., "Веер в русской повседневной культуре 18-19 веков").

Перчатки и головной убор

Дамам при посещении театра обязательно предписывались лайковые или замшевые перчатки, в ложе — белого цвета, в партере — в тон костюму. Их не снимали в течение всего пребывания на спектакле (вообще, надевать и снимать перчатки где-либо вне дома считалось верхом неприличия). В жаркую погоду допустимо было ношение кружевных митенок (перчаток без пальцев), но только не в театре. Шерстяные митенки, как правило, носили женщины пожилого возраста, но в основном в домашней обстановке.

Шляпы, в отличие от перчаток, как раз можно и нужно было снимать в зрительном зале, особенно в партере, чтобы не закрывать обзор сидящим сзади. По той же причине не приветствовались объёмные причёски и громоздкие украшения. Голову украшали кружевом, драгоценностями, перьями в цвет платью, небольшими бантами.

"Так как в ложах не надевают шляп, да и в концертном зале дама всегда будет иметь без нее лучший вид, то нам нечего распространяться здесь об этой принадлежности туалета. Если дама желает быть в концертном зале в шляпе, то она должна быть понарядней и дороже; перья на ней могут быть большей величины и в большем количестве, чем на шляпе для улицы; ее также можно украсить цветами, кружевами..." ("Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом")

Исключение — береты, токи и тюрбаны. Их не снимали ни на балу, ни в торжественной обстановке парадного обеда, ни в театре. Береты, вошедшие в моду к 1830-м годам, отличались поразительным разнообразием моделей, размеров, тканей и отделки (помните малиновый берет пушкинской Татьяны?), их шили из шёлка, атласа, бархата. Названия фасонов звучали экзотически: арлезийский, египетский, языческий...

Портрет Н. В. Строгановой в берете, художник П. Ф. Соколов
Портрет Н. В. Строгановой в берете, художник П. Ф. Соколов

Украшения

Искусство носить драгоценности отличало даму со вкусом от богачки со скверными манерами, которая приезжает в театр похвастаться своими украшениями. Существовала целая система ограничений и предписаний, когда и где уместно носить золото и камни, и каких именно видов, сортов, цветов. К примеру, бриллианты в театре приветствовались, но допускались только в определённых количествах и определённых размеров. Правда, если женщина надевала в ложу платье с декольте, на шею обязательно полагалось ожерелье. Кольца и браслеты в театре носили прямо поверх перчаток.

В первой половине 19 века богатые дамы заказывали у ювелиров "парюры", то есть наборы, выполненные в единой стилистике: серьги, кольца, браслеты (иногда парные), медальоны, уборы для волос из драгоценных металлов и камней. Это могли позволить себе далеко не все, потому что стоили парюры очень дорого. Полную парюру принято было носить только в особых случаях, к примеру, на балу в присутствии царской семьи. На театральную премьеру могли надеть "полупарюру", небольшой комплект из 3-4 предметов.

Бинокли всегда были собственными, и являлись непременным атрибутом посещения театра. Они могли быть простыми и расписными, на цепочке и на длинной ручке, подобно лорнету. Особым шиком считалась отделка золотом, эмалью с узорами и рисунками на околотеатральные сюжеты, а также миниатюрные оптические устройства, вмонтированные в веер или другие предметы.

Читайте также на нашем канале:
Как одевались в театр в 19 веке: мужская мода