Найти тему

Почему Суперсервис "Поступление в вуз онлайн" - аналоговый путь в цифровой среде

Оглавление
Photo by Erin Doering
Photo by Erin Doering

Для понимания того, что не так, давайте посмотрим на суть процесса поступления: какой он был в бумажном (офлайн) виде, что поменяла пандемия 2020 году и что нового привнес Суперсервис.

И что нужно сделать - чтобы сервис стал для абитуриентов.

Офлайн процесс

1. Абитуриент может выбирать до 15 (5 вузов по 3 в каждом) специальностей, на которых будет участвовать в конкурсных списках. Не знаю, как определили эти цифры, но для работы приемных комиссий, при физическом приеме бумажных документов, выглядит разумным ограничением. Да и сам абитуриент устанет перемещаться между пятью вузами.

2. Оценив свои шансы, абитуриент должен подать согласие на зачисление в вуз на выбранную специальность. Здесь возникает коллизия: а что если абитуриенты, не планировавшие ранее подавать согласие на вашу специальность, в последний день передумают и подадут? Сглаживала ситуацию только скорость доставки бумажного документа - за пять минут не отзовешь и не привезешь в другой вуз.

3. Там, где все-таки не повезло - вторичную попытку даёт 2 волна приема, повторяя п.1 и 2 на меньшем объеме мест.

Обратите внимание, тонкое место в этом процессе - Соглашение. Несправедливость для абитуриента в том, что он конкурирует за бюджетное высшее образование не только своими балами, но и необходимостью угадывать сколько соглашений будет подано на ту или другую специальность. Но для бумажного документооборота - это консенсус и принимаемые потери.

Изменения в 2020 году

Ничего по самому процессу не поменялось, но вузы создали свои онлайн приемные электронных копий документов, включая согласия на зачисление.

Что это значит для поступающих? Абитуриент может за последнюю минуту отозвать и переслать согласие многократно. Казалось бы - это шанс успеть уйти на гарантированную специальность. Но рейтинговые списки вузы также обновляли с очень большими различиями. А значит, обозначенная выше неопределенность только усугубилась.

Суперсервис "Поступление в вуз онлайн" в 2021 году

Начну с позитивного. Информация с госуслуг:

" ...абитуриенты смогут:
• выбрать вузы и конкурсные группы для поступления
• заполнить заявление и отправить его в вузы
• узнать расписание вступительных экзаменов и записаться на них
• следить за своим местом в конкурсных списках
• внести изменения в заявление до 29 июля — пока идет приём документов
• подать или отозвать согласие на зачисление
• узнать о зачислении, получив уведомление от вуза
Все эти функции доступны прямо на Госуслугах и не требуют посещения вуза."

Казалось бы, получили единое окно подачи документов для всех вузов. Теперь даже те вузы, что в 2020 имели только электронную почту, обладают хорошим интерфейсом. Давайте разберемся, а что поменялось для пользователя сервиса.

"Но" по декларируемым пунктам

Читаем на сайте госуслуг:

1. "Могут понадобится иные документы — полный перечень уточните в приёмной комиссии или на сайте вуза". Т.е. абитуриенту необходимо посетить каждый из сайтов вузов, чтобы просто избавить себя от "сюрприза".

2. "Другие способы подачи документов в вуз:... в электронном виде через онлайн-сервисы вуза", "... лично принести", "...заказным письмом". Что это значит для абитуриента? Рейтинги не буду обновляться автоматически, а будут вестись вузами, как и было в прошлом году.

3. "Согласие на зачисление... можно отозвать и подать заново в другой вуз. Так как это можно сделать ограниченное число раз, сервис предупредит о том, сколько попыток осталось." Зачем вводиться это ограничение? И никто же не ограничит это действие через сайты вузов...

Как изменился базовый процесс?

Никак. Как и любая оцифровка офлайн процесса, суперсервис "Поступи в вуз онлайн":

  • не меняет сам процесс,
  • не дает новых возможностей абитуриенту,
  • не решает главной проблемы - неопределенности при подаче согласия на зачисления.

И я бы не стал обвинять разработчиков сервиса. Результат соответствует задачам первого этапа.

Думаю, получившийся результат - это скорее демонстрация инертности и большого технического долга образовательной среды.

Как сделать сервис полезным

Главное отказаться от ограничений, необходимых для бумажного процесса и не имеющих смысла в онлайн. И трансформировать процесс с учетом возможности цифры, ответив на эти вопросы:

  1. Зачем абитуриенту подавать копии документов в каждый вуз, разве на госуслугах нет подтвержденных документов, или нельзя сформировать необходимый перечень в рамках личного кабинета?
  2. Что в онлайн абитуриенту мешает выбрать и множество вузов, и специальностей (не ограничиваясь 5 по 3)? Составить персональный рейтинг выбранных специальностей для поступления?
  3. Зачем согласие на зачисление, если можно создать единый рейтинг абитуриентов по баллам и, соединив его с индивидуальным рейтингом специальностей (см. пункт выше), - сразу определив возможность поступления на конкретную специальность?

Второе, осознать, что клиент сервиса - это абитуриент, а не вуз.

Сервис, в таком случае, сможет превратиться в простой инструмент, позволяющий:

  • Получить Единый федеральный рейтинг, претендующих на поступление в вузы страны, по интересующим специальностям.
  • Исключить перебежки между вузами, т.к. абитуриенты изначально смогут выстроить приоритет.
  • Видеть каждому абитуриенту в какие вузы / на какие специальности он/она может поступить по общегосударственному рейтинговому списку, с учетом всех индивидуальных выборов.
  • Зачислить автоматически в порядке приоритета, определенного абитуриентом.

Бонусы от подхода:

  • Может быть легко сформирована система рекомендаций. И каждому выпускнику, по его балам, может быть предложена похожая специальность, но в другом вузе или городе
  • Увеличится мобильность и региональная распределенность. (Выбирая сейчас пять московских вузов, абитуриент не видит замечательных региональных.)
  • Абитуриенты избавятся от стресса и лотереи подачи согласия о зачислении.
  • Вузы упростят процедуру приемной комиссии.
  • Не потребуется разделение на волны и сократится сам срок поступления/приема.
  • Увеличится точность рейтинга вузов у выпускников.

Надеюсь, что все это задумано и без моих комментариев. И в следующем году мы и вправду увидим СУПЕРсервис "Поступление в вуз онлайн"!

Всем цифровой трансформации, а не оцифровки!