Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Положительные героини советского кино, которые на самом деле неприятны

Одно дело, когда актриса играет отрицательную роль – по замыслу режиссера и сценариста, она и не должна вызывать у зрителя положительных эмоций. Тоже касается и неоднозначных женских персонажей, умышленно планируется, что кто-то из зрителей будет им симпатизировать, в крайнем случае оправдывать, а кто-то и прямо осуждать.

К последнему случаю относиться, например, великолепная роль Светланы Дружининой (у нее вообще сложные актерские работы) в «Дело было в Пенькове». С одной стороны, жестка она слишком, с другой борется за свое. Здесь резкий контраст с Майей Менглет -Тоней, уж если тракторист Матвей к той тянулся, то такой как я, и подавно бы сох. Тоня похожа на девушку, с которой можно и прозу Пришвина обсудить и поспорить о преимуществах кастильской системы престолонаследия перед салической. Это между рабочими разговорами о севообороте и общих вопросах лечения крупного рогатого скота, разумеется. А вот Лариса… такую Кастилию покажет, что не возрадуешься – «Иди работать, трубадур недоделанный. Мизерабль!»

Но совсем другое, когда героиня задумывается как сугубо положительный персонаж, а по факту получается что-то иное. И порой иногда слишком сильно бросается в глаза, а другие персонажи все равно по сценарию ведут себя так как будто перед ними милая крошечка-хаврошечка.

Любимый с детства телефильм «Большая перемена» - отрицательных героинь здесь нет, все вроде бы положительные, но как раз с самого детства смущали меня два женских образа. С первым персонажем попроще, это Светлана Афанасьевна, мною она всегда воспринималась как девушка положительная, вот только донельзя нудная, унылая и склонная к депрессии, что в целом смазывало ее симпатичность. Зато это все компенсировалось гиперактивностью Ганжи, иногда даже думалось, что парень и ищет приключений (вполне допустимых и невинных, кстати), потому как дома у него тоска зеленая.

-2

А вот «положительная» Полина это нечто совсем уже страшненькое. Начнем с внешности – говорю, разумеется, только об образе, созданном Натальей Гвоздиковой, а не о ней лично. В отличии от мягкой печальной красоты Светланы Афанасьевны, в красоте Полины спрятано что-то змеиное. Причем не завораживающе-змеиное, как у «женщин-вамп», а неприятно змеиное. Я в юности не очень понимал, почему Ваня и Нестор вокруг нее вертятся, чисто личный взгляд - Светланой Афанасьевной я мог бы увлечься, а вот Полину обошел бы настороженно по широкой дуге. Красива, но… что-то плохое. И это уже заметно по ее поведению.

Сначала она бросает Ваню Федоскина ради Нестора, он ее почему-то заинтересовал. Для Ивана это как ушат холодной воды, мало того, что совершенно неожиданно, без объяснений – ему ведь еще и предлагалось оплатить это веселье. Но Ваня умеет держать удар, надо сказать. Поведение Полины в этом эпизоде по отношению к Федоскину, по меньшей мере странное, если не сказать подлое.

Да... это было... странно.
Да... это было... странно.

Впрочем, Нестор Петрович вскоре получает возможность всецело оценить на собственной шкуре дарования своей подруги. Ее выхватывание заветного места в аспирантуре - это верх иезуитского «мастерства». Подленько так и со вкусом, Полина приземляет воспарившего было в облака Нестора «фейсом об тейбл». Если бы их связывало только шапочное знакомство, я, может быть, даже и порадовался за Полину – Нестора при некоторых обстоятельствах стоило бы и проучить, слишком уж он самоуверен, не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Но он же ее молодой человек, не то что влюбленные, а и просто друзья, так себя друг с другом не ведут – после таких номеров и дружба кончается.

В открытую Полина играть почему-то не хотела, а ведь она точно знала, что победит и вырвет местечко у своего недотепы, знала, что вот-вот козырной туз Нестора превратится в шестерку, да еще и упивалась этим. Даже старенький профессор, как выяснилось, не знал о свежих правках, внесенных в толстый том. Ну, а после всего – эдак невинно - «Ты что, обиделся на меня?» Не на что обижаться, и правда, сам дурак.

-4

Нестор действительно оскорблен, но не самим фактом поступления Полины в аспирантуру - как она утверждает, а ее нечистой игрой. Впрочем, сформулировать этого Нестор не может, а скорей всего просто не хочет, и Полина тут же бросается в атаку- «И это ты называешь любовью? Кому я поверила?». Классика – изображая жертву. Доверился-то ей сам Нестор, но так же, как и Ваня ранее, он слишком благороден, что бы поставить зарвавшуюся Полину на место.

-5

В финале Нестору с его внезапно возродившимся «счастьем» остается только посочувствовать, а вот за Ваню Федоскина только порадоваться: кажется, он тоже научился иезуитствовать - «Я бросаю тебя», и вышел сухим из воды, сосватав Нестора своей бывшей подруге, ведь у него был такой хороший учитель – она сама, Полина. Не понятно лишь одно - умышленно ли режиссер вставил это странное поведение Полины, как подводный риф, до которого зрителю нужно было самому додуматься, или же считал, что такие отношения нормальны?

Часть 2-ая Часть 3-я.