Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Главком П.С. Кутахов. Приказ получил ‒ выполняй

В.К. Штокало Книга повествует о дважды Герое Советского Союза, Главном маршале авиации, заслуженном военном лётчике СССР, лауреате Ленинской премии, члене ЦК КПСС, депутате Верховного Совета СССР 8–11 созывов Павле Степановиче Кутахове. В ней собраны малоизвестные эпизоды его деятельности на посту Главнокомандующего Военно-воздушными силами – заместителя министра обороны СССР, а также показано его личное отношение к некоторым событиям того времени и людям, которые своим трудом и энтузиазмом помогали ему возрождать былую мощь советской военной авиации. Суровые будни Афганистана, огонь, жара и песок,
Слава всем, кто погиб, а также – кто выжить смог! Неизвестный автор Об этом сложном периоде исторического пути нашего государства написано множество статей, книг и снято немало фильмов, авторами которых для большой аудитории читателей и зрителей представлены различные точки зрения на целесообразность
Оглавление

В.К. Штокало

-2

-3

Книга повествует о дважды Герое Советского Союза, Главном маршале авиации, заслуженном военном лётчике СССР, лауреате Ленинской премии, члене ЦК КПСС, депутате Верховного Совета СССР 8–11 созывов Павле Степановиче Кутахове. В ней собраны малоизвестные эпизоды его деятельности на посту Главнокомандующего Военно-воздушными силами – заместителя министра обороны СССР, а также показано его личное отношение к некоторым событиям того времени и людям, которые своим трудом и энтузиазмом помогали ему возрождать былую мощь советской военной авиации.

Суровые будни Афганистана, огонь, жара и песок,
Слава всем, кто погиб, а также – кто выжить смог! Неизвестный автор

Об этом сложном периоде исторического пути нашего государства написано множество статей, книг и снято немало фильмов, авторами которых для большой аудитории читателей и зрителей представлены различные точки зрения на целесообразность столь масштабного участия Вооружённых сил Советского Союза в боевых действиях на территории чужого государства. Безусловно, решение о вводе войск принималось на самом высоком уровне людьми, облечёнными самыми широкими полномочиями и властью, их действия могут быть оценены неоднозначно, но ведь воевали совсем другие, героизм и мужество которых не подлежат никакому сомнению. В данной главе будет рассказано о том, что предпринималось Главным командованием ВВС и лично главкомом для сохранения жизней этих людей и успешного ведения боевых действий авиацией с территории Афганистана и Советского Союза. Внимание преимущественно будет уделено начальному периоду так называемой Афганской войны, а материал основан на различных источниках и воспоминаниях очевидцев. Один из них – генерал-майор авиации Виктор Петрович Шпак, который с января 1980 года был заместителем командира 34 смешанного авиационного корпуса (САК), а с февраля 1980 года по май 1981 года являлся заместителем командующего ВВС 40-й армии (40 А). Именно это общевойсковое объединение составляло основу Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) – такое официальное название получила группировка Вооружённых сил СССР в Республике Афганистан. Общее руководство группировкой и её применение совместно с Вооружёнными силами Демократической Республики Афганистан осуществлялось Оперативной группой Министерства обороны СССР (ОГМО), находящейся непосредственно в Афганистане. Изначально данную группу возглавлял первый заместитель министра обороны СССР маршал Советского Союза С.Л. Соколов, а его заместителем был первый заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил генерал армии С.Ф. Ахромеев. От Военно-воздушных сил в составе ОГМО находился заместитель главнокомандующего ВВС маршал авиации А.П. Силантьев (декабрь 1979 – июнь 1980). В июне 1980 года его сменил заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-полковник авиации И.Ф. Модяев. Согласно опубликованным данным, на начало 1980 года численность ОКСВА составляла более 65,5 тысяч человек, из них около 64 тысяч военнослужащих. В состав сухопутной группировки входили: одна воздушно-десантная и три мотострелковых дивизии (Кундуз, Баграм, Шинданд), два отдельных мотострелковых полка (Файзабад, Газни), две отдельные мотострелковые и одна десантно-штурмовая бригады (Джелалабад, Кандагар, Чагчаран), а также другие подразделения.

-4

Однако для нас наибольший интерес представляет не сухопутная, а авиационная группировка. Её состав и места базирования представлены на рисунке. Итак, авиационная составляющая группировки советских войск в Афганистане (до февраля 1980 года это был 34 смешанный авиационный корпус, а в дальнейшем – ВВС 40 А) включала в себя: армейскую авиацию (три отдельных вертолётных полка (овп) – 9 вертолётных эскадрилий (вэ)), три отдельные вертолётные эскадрильи (овэ) и две вертолётные эскадрильи 50 отдельного смешанного авиационного полка (осап); истребительно-бомбардировочную авиацию (два авиационных полка истребителей-бомбардировщиков (апиб)); истребительную авиацию (один истребительный авиационный полк (иап)); разведывательную авиацию (одна разведывательная эскадрилья (раэ)) и транспортную авиацию (одна эскадрилья 50 осап). Места базирования и типы летательных аппаратов авиационной группировки на конец 1980 года представлены в таблице.

Ранее была приведена информация об апробации в июле 1977 года на полигоне 4 ЦБП и ПЛС натурной модели совместных боевых действий фронтовой и армейской авиации, разработанной в свете требований главнокомандующего ВВС. Нет оснований утверждать, что Павел Степанович обладал даром ясновидения, но по прошествии всего лишь двух лет сложилась ситуация, очень напоминающая легенду проведённых в рамках апробации модели учений как по цели, стоящей перед лётным составом – совместные боевые действия, так и по типажу привлекаемой с нашей стороны авиационной техники (см. таблицу) с незначительными изменениями модификационного порядка.

-5

Только вот всё остальное выглядело совершенно по-иному: предстояли настоящие боевые действия против реального противника со всеми вытекающими отсюда последствиями, и к тому же не в привычной, равнинной, а в незнакомой, сложнейшей горно-пустынной, местности. Её краткое описание имелось в документах ограниченного допуска, и в них, в частности, указывалось, что кроме безориентирного сложного рельефа выполнение задач авиацией и сухопутными войсками на территории Афганистана существенно затрудняли и погодно-климатические условия. В летнее время температура до +50 °С, весной и осенью сильные ветры и нередко продолжительные пыльные бури с видимостью до 200–300 метров, зимой резкие температурные колебания от −25 до +6 °С с затяжными дождями, которые делали и без того неразвитую грунтовую дорожную сеть труднопроходимой.

В дополнение к этому приведённые в таблице данные свидетельствуют о том, что и масштабы были абсолютно иные как в территориальном плане, так и в количественно-качественном составе сил и средств, участвующих в боевых действиях с обеих сторон. Да, несомненно, Павел Степанович Кутахов имел большой боевой опыт, но в той войне это был лишь уровень командира истребительного полка, а в ранге главкома его только предстояло приобрести. Поэтому всё происходящее в Афганистане стало серьёзным испытанием и для него самого, и, конечно, для всех Военно-воздушных сил, подготовке к боевым действиям которых ещё в мирное время было уделено особое внимание.

Со слов генерал-майора Геннадия Алексеевича Немчикова, в то время старшего штурмана вертолётного полка, базирующегося на аэродроме Карши, уже с первой половины 1979 года в ситуации с Афганистаном явно ощущалось нарастание напряжённости. События, происходящие в этой стране, могли развернуться по совершенно непредсказуемому сценарию, они уже представляли угрозу для находящихся на её территории граждан Советского Союза (представителей дипломатической миссии, строительных и других организаций). В рамках превентивных мер правительством СССР был предпринят ряд мероприятий, предусматривающих приведение в повышенную боеготовность войск прилежащих военных округов и различные, в зависимости от складывающейся ситуации, варианты эвакуации гражданских лиц с территории Афганистана, в том числе с помощью военной авиации. Учитывая то, что Афганистан – территория сопредельного государства со всеми вытекающими отсюда последствиями, вдобавок со сложнейшим рельефом местности, этот вариант был самым проблемным, требующим детальной проработки и точных разведывательных данных. Каким образом решалась эта задача, рассказал Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Тимофеевич Антошкин, в то время командир 87 отдельного разведывательного полка (аэродром Ханабад (Карши)). «Ранним утром в воскресенье 18 марта 1979 года по тревоге были подняты войска Закавказского, Туркестанского и Среднеазиатского военных округов и выведены в зоны оперативного сосредоточения у границы с Афганистаном. Я был вызван к телефону, по которому командующий ВВС ТуркВО генерал-лейтенант Н.К. Мартынюк поставил боевую задачу – через 50 минут выполнить воздушную разведку в районе города Герат. Времени в обрез. От места проживания лётного состава до аэродрома 14 км. После постановки боевой задачи пришлось её уточнять уже непосредственно в автобусе при следовании на аэродром. Технический состав успел вовремя подготовить самолёты, и в точно назначенное время три экипажа на Як-28Р поднялись в воздух. Задачи из вышестоящего штаба следовали одна за другой: после выполнения задания подготовить три фотопланшета с данными разведки, в 23 часа «колёса в воздухе» (общепринятое в авиации выражение, означающее окончание разбега самолёта по взлётно-посадочной полосе при взлёте. – Примеч. авт.) – доставка одного из них в Москву в Министерство обороны.

-6

Для решения этих задач были брошены все лучшие силы, однако времени всё равно не хватало, поэтому «московский» планшет, состоящий из 250 частей, группа специалистов во главе с начальником разведки полка доклеивала уже в герметической кабине самолёта Ан-12 по пути в Москву. Успели вовремя. Позже я узнал, что с данными фоторазведки был ознакомлен Леонид Ильич Брежнев, и он дал высокую оценку работе экипажей, а мне на второй день позвонил командующий и приказал подготовить наградные документы на отличившихся. Больше боевые задачи не ставились. В июле месяце на аэродром для ознакомления с полком прибыл главнокомандующий ВВС П.С. Кутахов».

-7

Прежде чем приступить к рассказу о некоторых подробностях проверки полка главкомом 87 орап летом 1979 года и последующих личных встречах с Павлом Степановичем Кутаховым, скажу о том, что вспоминаю время его руководства ВВС как золотой век авиации. Все мы, ныне живущие, обязаны этому замечательному человеку и главнокомандующему тем, что до сих пор наши ВВС обладают лучшими образцами авиационной техники и вооружения.

В 1975 году я получил приказ на формирование 87 отдельного разведывательного полка на аэродроме Ханабад. За четырёхлетний период до посещения главкомом, личным составом полка и частей обеспечения в труднейших условиях при поддержке местного руководства был выполнен колоссальный объём работы. Отремонтированы или построены заново ВПП, МРД и стоянки самолётов, столовая, казарма, гостиница, дом офицеров, командный пункт, служебные помещения для работы служб полка, автопарк со 128 тёплыми боксами и многое другое. Кроме того, по всему гарнизону берега арыков были забетонированы, территория облагорожена каштановыми деревьями и кустами туи, фасады зданий отделаны мраморной крошкой. Были построены два жилых дома, в которых выделены квартиры для компактного проживания личного состава, непосредственно задействованного в мероприятиях по приведению полка в боевую готовность. Всего не перечислишь.

Уверен, что об изначальном состоянии гарнизона и аэродрома главком знал, поэтому его вопрос: «За какое время вы это смогли сделать?» был закономерным. В то, что на это ушло всего лишь три года, он поверил только после подтверждения моего ответа командующим генерал-лейтенантом авиации Н.К. Мартынюком и присутствующими представителями органов власти. Следующий мой ответ главкому на просьбу доложить о положении дел с обеспечением личного состава квартирами был вообще воспринят им как высшая степень очковтирательства и вызвал негативные эмоции. Он никак не мог поверить в полное отсутствие бесквартирных в полку и частях обеспечения, но это было действительно так, что и подтвердили все находящиеся в то время на аэродроме, в том числе и представители женсовета. По прошествии многих лет всегда с гордостью вспоминаю слова Павла Степановича, сказанные им на подведении итогов: «Спасибо всем. Я думал, что у меня такого полка нет. Боевая подготовка отлично, безопасность на высшем уровне, нет происшествий и ни одного бесквартирного». В них оценка не только меня как командира, но и поистине титанических усилий всего личного состава при активной поддержке командования Туркестанского военного округа, ВВС  ТуркВО и местного руководства.

Через месяц главком приятно удивил и меня: я получил выписку из приказа о назначении командиром полка в группу советских войск в Германии, о новом назначении не знал даже наш командующий Н.К. Мартынюк. Через четыре месяца после вступления в должность наша часть совместными усилиями командования и личного состава была признана лучшей и была удостоена переходящего Красного знамени ГСВГ, награждена юбилейной грамотой В.И. Ленина, этой грамоты были удостоены командир, начальник политотдела и начальник штаба, а меня назначили командующим авиацией общевойсковой армии, на генеральскую должность. Получить это звание не успел, так как в 1981 году, опять же согласно указанию главкома, прошёл комиссию и успешно прошёл собеседование в академию генерального штаба.

В 1983 году мы все, выпускники-авиаторы, были приглашены к главнокомандующему. На этой встрече Павел Степанович в очередной раз внёс коррективы в мою жизнь, вместо г. Новосибирска я был отправлен в Чехословакию для наведения порядка в авиации Центральной группы войск, одновременно им была решена моя квартирная проблема для сына, на это понадобился всего один день. В конце беседы главком сказал, что мне необходимо до убытия к новому месту службы ещё отгулять отпуск и переучиться на вертолёты, что я и сделал. Но ещё сказал, что если наведу порядок, то через полтора-два года заберёт меня на другое место.

Во время многочисленных учений в Чехословакии главком часто, по-отечески обняв меня за плечи, прохаживался по территории, беседуя на различные темы. Однажды я заметил, как он на ходу принимает лекарство, и попросил его поберечь себя, на что Павел Степанович ответил, что по-другому относиться к порученному делу не может, поэтому даже умирать, по всей вероятности, ему придётся на ходу. К величайшему сожалению, так и случилось. Павел Степанович очень внимательно относился к авиационным кадрам и дорожил ими. Помню до сих пор его выражение на одном из выступлений: «Хороших лётчиков у меня много, а вот хороших командиров не хватает». Видимо, поэтому он отслеживал вопрос подбора командиров лично.

Заканчивая свои воспоминания, ещё раз повторю, в истории нашей страны, по моему мнению, можно выделить три особых периода: время правления Екатерины II – золотой век дворянства, время руководства Александром Ивановичем Покрышкиным ДОСААФ – золотой век ДОСААФ и время руководства Павлом Степановичем Кутаховым Военно-воздушными силами – золотой век авиации.

-8

Сегодня уже можно говорить о том, что главная цель его прибытия была несколько иная. В рамках планирования мероприятий по оказанию военной помощи Афганскому правительству Павлу Степановичу предстояло на месте уточнить сложную военно-политическую обстановку на Центрально-азиатском направлении, оценить возможности авиационной группировки ТуркВО (уровень подготовки экипажей к боевым действиям, состояние авиационной техники, наличие всех средств обеспечения на складах, мобилизационную готовность), а также возможности гарнизона по приёму и размещению большого количества людских резервов и техники. Сведения в полном объёме по указанному перечню главком мог получить только в тесном контакте с местными властями, которым по линии Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза была поставлена задача оказать ему в этом всевозможное содействие. В связи с этим присутствие первого секретаря горкома партии Александра Ивановича Битюкова при встрече главкома на аэродроме было обязательным. Несмотря на большой объём предстоящей работы, Павел Степанович остался верен своей традиции и здесь же, на аэродроме, встретился с лётным и инженерно-техническим составом разведывательного полка, и только после этого убыл в город.

Г.А. Немчиков, непосредственный свидетель и участник событий, происходивших в гарнизоне, рассказал о том, что Александр Иванович Битюков постоянно принимал самое активное участие в благоустройстве гарнизона. Благодаря его активной позиции в беседах на эту тему с командованием округа и конкретной помощи, в Каршах, в центре города всего за два года были введены в строй два прекрасных жилых дома для лётного состава, офицерская столовая, гостиница, три казармы и столовая для военнослужащих срочной службы, а также штаб для частей обеспечения.

-9

В этот раз, в результате работы главнокомандующего и достигнутых договорённостей с местными властями, были проработаны вопросы размещения огромного количества личного состава, прибытие которого ожидалось в район сосредоточения, питания, в том числе и выпечки хлеба. Проблема размещения больших запасов топлива, доставляемого согласно разработанному плану по железной дороге, была решена путём временного хранения его в ёмкостях, принадлежащих гражданскому воздушному флоту, с последующей перекачкой в освободившиеся резервуары войсковой части. Решены многие другие вопросы.

В итоге менее чем за полгода гарнизон, два аэродрома и склады были подготовлены в соответствии с необходимыми требованиями. Это позволило с высоким качеством решать все задачи по их использованию как в период ввода ограниченного контингента войск в Афганистан, так и при работе самолётов дальней авиации с аэродрома Ханабад во время боевых действий.

О дальнейшем развитии событий, связанных с ситуацией в Афганистане, рассказал Виктор Петрович Шпак, на конец 1979 года командир 1-й истребительной авиационной дивизии: «Во время проведения главнокомандующим ВВС П.С. Кутаховым 20 декабря 1979 года оперативно-методических сборов с участием руководителей управлений, служб главкомата, Главного штаба ВВС, вузов, командующих авиационных объединений и командиров лидерных авиасоединений и частей его дважды вызывали в Москву к министру обороны. Все мы, собравшиеся в зале ВВА имени Ю.А. Гагарина, догадывались, что там, в Министерстве обороны, прорабатываются детали оказания военной помощи Республике Афганистан, о чём её правительство попросило ещё ранее. Действительно, вскоре, 27 декабря 1979 года, в прессе было напечатано официальное сообщение об удовлетворении данной просьбы».

Продолжение главы см. в книге «Главком П.С.Кутахов»

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Штокало Владимир Кириллович | Литературный салон "Авиатор" | Дзен