В. К. Штокало
Труба зовет, но, увы, не в обитель. Все потому, что наш очередной «мыслитель», В народе просто емко — хам,
Оставил от училища лишь только храм.
Это отрывок из стихотворения, написанного в 2001 г., когда мы, курсанты набора 1972 г., собирались отмечать 25-летие выпуска. Приезжая в незнакомый город, человек обычно всегда стремится побывать в центре, пройтись по его главной улице (проспекту), затем осмотреть по мере возможности и в силу осведомленности остальные достопримечательности. Поэтому, прогуливаясь по Ленинскому проспекту г. Барнаула, он обязательно обратит внимание на Свято-Никольский храм, рядом с которым находилась еще одна достопримечательность, предмет гордости города и края — Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина, не спрятанное от людских глаз глухим высоким забором, а будто обрамленное, как драгоценный камень, в красивую, дорогую оправу ручной работы ажурной кованой решеткой. Вот этот-то камень и был варварски вырван из оправы, в результате чего раскололся на тысячи мелких осколков, периодически собирая которые, мы любуемся их отдельными отшлифованными гранями, однако былой красоты целого увидеть не удается. Вместо него был вставлен другой, но ведь мастер, в данном случае мастера, делал оправу именно к тому — первому… Кстати, чего греха таить, велико желание было у власть имущих даже оправу (кованую решетку) и ту вырвать с корнем и переправить в иные места. Спасибо администрации города и края, что не позволили этого сделать.
Эти строки родились у меня, когда эмоции были максимально обострены. Конечно, многое было уничтожено согласно изданным директивам, однако остались нетронутыми своеобразные символы, напоминающие горожанам и гостям о прошедшем времени и самом училище.
Улица имени легендарного советского летчика Валерия Чкалова. Именно по ней от больших ворот училища начиналось торжественное шествие колонн офицеров и курсантов на совместные городские праздничные мероприятия, одним из которых являлся очередной выпуск летчиков-инженеров. В парадном строю безошибочно можно было узнать (по их счастливым лицам) несколько коробок выпускников в новенькой, только что сшитой форме.
Комплекс зданий за красивой ажурной решеткой, устремленный ввысь самолет Як-28 и стоящий на постаменте вблизи него бюст выпускника училища Героя Советского Союза Константина Павлюкова — все это в свое время являлось неотъемлемой частью училища.
Идея создания монумента авиационной славы вынашивалась командованием училища не один год, так как для ее реализации требовался некоторый опыт в подобной работе, к тому же со временем стало понятно, что без помощи городских властей и предприятий здесь не обойтись. Поэтому начальник училища генерал-майор авиации А. М. Серажим и начальник политического отдела полковник В. Ф. Свичкарь обратились в городской комитет партии с предложением о создании такого монумента. Это было время тесного взаимодействия армии и местной власти (1980 г.), поэтому идея сразу же нашла единодушное одобрение, были определены ответственные за каждый участок работы с той и другой стороны, а также дата открытия памятника-символа.
Поддержка жителей города воодушевила офицеров-авиаторов, и они приняли активное участие в объявленном конкурсе проектов памятника. Победил коллектив преподавателей учебно-летного отдела под руководством полковника Н. Д. Сальникова. В качестве главного элемента памятника было предложено использовать фронтовой бомбардировщик Як-28, который эксплуатировался 96-м уап училища более тринадцати лет, а на вооружении в строевых частях ВВС находился около тридцати.
Для создания памятника тесно, бок о бок трудились все: и военные, и гражданские. Кандидат технических наук полковник Ю. М. Черепенин произвел расчет фундамента под монумент, изготовлением самой стелы занимался Барнаульский судоремонтный завод. Непосредственное руководство работами осуществлялось старшим преподавателем кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники полковником Я. Е. Майхером, а работы по освещению монумента в темное время суток выполнили подполковник Н. С. Евсеев и старший лейтенант А. М. Генералов.
И вот настал день торжественного открытия памятника-символа — 15 августа 1980 г. Это событие совпало с несколькими знаменательными датами в жизни училища и города — 10-летием первого выпуска летчиков-инженеров из училища и 250-летием города. Естественно, состоялся торжественный митинг, на котором присутствовало множество гостей.
Начиная с того времени и до сегодняшних дней построение прибывших на встречу выпускников происходит именно на этом месте. Причем с 1987 г. заканчивается оно возложением цветов к другому символу доблести, воинской славы и героизма — памятнику Герою Советского Союза выпускнику Барнаульского ВВАУЛ 1984 г. старшему лейтенанту Константину Павлюкову.
Родился 2 августа 1963 г. в г. Барнауле. В 1980 г. окончил 10 классов средней школы г. Барнаула, за время обучения в которой в течение двух лет посещал занятия в школе юных летчиков. В этом же году поступил в Барнаульское ВВАУЛ и через четыре года в звании лейтенанта убыл в авиационный полк, базирующийся в Украине. По прибытии к месту службы переучился на самолет Су-25. В октябре 1986 г. в составе эскадрильи был направлен в Афганистан.
Свой бессмертный подвиг Константин Павлюков совершил 21 января 1987 г. После катапультирования с подбитого самолета, будучи неоднократно раненным, в течение 50 минут в одиночку вел бой с бандой душманов в количестве 24 человек. В неравной схватке погиб, подорвав себя и главаря банды последней гранатой. За один короткий бой летчик уничтожил в наземном (!) бою 20 бандитов.
Кроме того, до своего последнего полета за три месяца совершил 70 боевых вылетов, в которых уничтожил: 7 позиций крупнокалиберных пулеметов, 4 зенитные горные установки, 6 расчетов безоткатных орудий, 3 переносных зенитных ракетных комплекса, 4 склада с оружием и боеприпасами, 5 опорных пунктов мятежников, 5 караванов, перевозивших оружие и боеприпасы, 17 автомашин и 1200 мятежников. Таким чрезвычайно ярким был очень короткий боевой путь нашего земляка, выпускника Барнаульского ВВАУЛ.
За успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан и проявленные при этом мужество и героизм 28 сентября 1987 г. старшему лейтенанту Павлюкову Константину Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Он навечно занесен в списки Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков и войсковой части, в которой проходил службу.
О подвиге Константина Григорьевича Павлюкова написано немало, последнюю из книг под названием «Взлетная полоса» издания 2006 г. его мама, Светлана Григорьевна, подарила мне в августе 2010 г. Снимок, который запечатлел ее у памятника своему сыну, сделан в то же время.
Большую половину жизни Константин Павлюков провел в г. Барнауле. Здесь он родился и учился вначале в школе, потом в летном училище. В Алтайском крае стал летчиком, в его столице получил лейтенантские погоны, диплом и предписание убыть для дальнейшего прохождения службы в Прикарпатский военный округ. Затем вместе с однополчанами был отправлен в Афганистан.
Вся боевая биография нашего земляка за короткое время его пребывания в Афганистане перед вами. Прочитав эти данные, нетрудно представить, какой напряженной была жизнь Константина и его боевых товарищей там, вдалеке от родной сердцу земли.
Очень подробно написано обо всем этом и многом другом из жизни героя в книге «Взлетная полоса» Евгения Бессчетнова. По возможности приобретите и познакомьтесь с ее содержанием. Читая книгу, особенно то место, в котором описывается последний бой Константина Павлюкова, восстановленный по показаниям афганского разведчика Ахмада, работавшего по заданию в банде Фатаха, и другим документам, восхищаешься не только героизмом 23-летнего советского офицера-летчика, но и его способностью грамотно вести бой даже на земле.
«…Когда ракета „Стингер” поразила шедший вторым штурмовик, — писал Ахмад в своем донесении, — мы бросились туда, где должен был приземлиться парашютист, — к окраине кишлака Абдибай. Еще издали увидели: летчику не повезло. У самой земли он зацепился парашютом за высокое дерево и повис на стропах. Думаю, что был ранен, так как по нему, пока он снижался, стреляли из разных мест кишлака.
Пока летчика окружали, он успел освободиться от подвесной системы и опуститься на землю. Залег в углублении за высоким карагачом. Душманы нашей банды открыли было по нему огонь, но сразу последовали его ответные автоматные очереди. Фатах остановил стрельбу и приказал взять советского офицера живым, напомнив, что в Пакистане за живого заплатят больше. Однако летчик, как видно, не был намерен сдаваться и без колебаний вступил в неравный бой.
Прошло минуты три. «Бросай оружие, шурави, выползай!» — приказал ему главарь банды через переводчика, подобравшегося с группой муджахидов на несколько метров к карагачу. В ответ летчик выставил кулак с гранатой и, хотя было далековато, с размаху метнул ее. Осколками было ранено несколько человек. Когда попытались перебежками подобраться к нему поближе, он вновь открыл огонь из автомата. Стрелял экономно, короткими очередями. Видимо, берег патроны.
Скоро в небе появились самолеты и вертолеты. Увидев их, Фатах забеспокоился. Сначала хотел отойти в кишлак, спрятаться, потом передумал, приказал скорее кончать с летчиком. По советскому офицеру били не только из винтовок и автоматов, но даже из гранатомета. Он был уже весь изранен, по-моему, у него не действовала одна рука, однако он продолжал отстреливаться.
Перестрелка длилась в общей сложности около 30–40 минут. Потом у советского летчика, как мы поняли, закончились патроны. По приказу Фатаха к нему устремилась группа захвата. Раздался взрыв еще одной гранаты. Трое душманов остались лежать на земле, остальные быстро вернулись в укрытие за дувал.
После этого, пожалуй, с десяток минут никто из банды не решался рисковать. А летчик лежал уже, кажется, без признаков жизни. Фатах, выхватив кинжал, с несколькими телохранителями наконец сам двинулся вперед. Когда приблизились к нему вплотную, советский офицер повернулся лицом вверх, отпустил, как я понял, предохранительную скобу гранаты. Прогремел взрыв...
Летчик уже не мог знать, что душманы, так жаждавшие схватить его живым или мертвым, получили тяжелые ранения или были убиты наповал, что главарю банды осколком резануло по сонной артерии — через десять минут он скончался».
В последнее время становится горько слушать очередные сообщения телеведущих примерно такого содержания: «В окрестностях населенного пункта N были взяты в плотное двойное кольцо четверо бандитов (иногда их вдвое меньше). В результате ожесточенной перестрелки им удалось скрыться. К поиску бандитов привлечены бронетехника и авиация. Однако, несмотря на принятые меры, обнаружить их не удалось».
Константину Георгиевичу Павлюкову посвящена целая экспозиция в музее училища, создание которого началось еще в первой половине 70-х годов. Большая заслуга в этом принадлежит подполковнику С. С. Айрапетову, ветеранам училища Д. Н. Панкратьеву и В. П. Целищеву. Музей училища со временем стал тем местом, посещая которое, курсанты-первокурсники и молодые военнослужащие срочной службы, а также многочисленные гости знакомились с историей создания училища, людьми, которые внесли свой достойный вклад в его становление, и многим, многим другим.
Воспитание курсантов и всего личного состава в училище основывалось на славных революционных, боевых и трудовых традициях советского народа и его Вооруженных сил. Одним из важнейших направлений воспитательного процесса были проводимые встречи с выдающимися людьми — героями нашего времени. Даже после распада Советского Союза такие встречи не утратили своей актуальности и имели большое воспитательное значение. Особую роль в деле воспитания молодежи, конечно, играли встречи с ветеранами войны и труда, космонавтами и военачальниками. За тридцатилетнюю историю существования училища их были сотни.
Ветераны училища и курсанты конца 60– 70-х годов помнят яркие встречи с выпускником бывшего Сталинградского училища летчиков уроженцем Алтайского края летчиком-космонавтом Германом Степановичем Титовым. Первая из них состоялась 16 января 1969 г., когда космонавт № 2 гостил на Алтае по случаю присвоения ему звания «Почетный гражданин города Барнаула», вторая — в январе 1974 г. Необходимо отметить, что с отрядом космонавтов, впоследствии Центром подготовки, существовала тесная дружеская связь. Своими впечатлениями о совершенных полетах в космос с личным составом училища делились летчики-космонавты СССР В. Г. Лазарев, В. В. Горбатко, В. И. Лебедев, А. В. Филипченко, Ю. Н. Глазков, С. Е. Савицкая.
Не менее важное влияние на курсантов оказывали встречи с участниками Гражданской и Великой Отечественной войн, проживающими в то время в городе Барнауле и Алтайском крае. Курсанты первых выпусков имели возможность послушать участников исторических событий нашей Родины. Среди них были: член КПСС с 1918 г. И. В. Репин, встречавшийся с В. И. Лениным; генерал-майор в отставке Герой Советского Союза почетный гражданин г. Барнаула Н. Д. Козин, прос лавленные летчики уроженцы Алтайского края — дважды Герой Советского Союза П. А. Плотников, Герои Советского Союза Г. И. Новиков и Н. А. Жуканов; Герои Социалистического Труда Е. Е. Парфёнов, И. К. Шипулин, В. Г. Христенко и многие другие.
Затаив дыхание, слушали курсанты и офицеры училища выступления участников агитперелетов (такие в Советском Союзе были частым явлением), в составе которых были ветераны войны, известные летчики, творческая молодежь, знаменитые спортсмены. В 1985 г. в училище побывали участники одного из агитперелетов: генерал-майор авиации М. А. Барабанщиков, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации В. И. Попков, генерал-лейтенант авиации С. Я. Федоров, летчик-испытатель Герой Советского Союза К. К. Коккинаки, летчики-космонавты Ю. Н. Глазков, В. Г. Лазарев, женщина-летчица Герой Советского Союза Е. Л. Жигуленко, заслуженные мастера спорта СССР по высшему пилотажу Л. Г. Немкова и С. Е. Савицкая — будущая летчик-космонавт.
Важное значение в воспитательном процессе имели выступления перед личным составом училища главнокомандующего ВВС, заместителя министра обороны СССР Главного маршала авиации Героя Советского Союза П. С. Кутахова, который посетил училище в 1971 и 1977 годах, главнокомандующего Сухопутными войсками, заместителя министра обороны СССР генерала армии Героя Советского Союза Е. Ф. Ивановского (в 1985 г.) и других. Волнующие эпизоды этих встреч можно увидеть на стендах музея.
После расформирования училища до 2009 г. музей находился в бывшем здании УЛО БВВАУЛ, которое теперь принадлежало Барнаульскому юридическому институту, и посещение музея представляло определенные трудности. Как и ранее, помогло руководство города. Оно выделило для него помещение в здании музея «Город». На собранные выпускниками и педагогами училища средства музей был восстановлен на новом месте, и теперь каждый желающий имеет возможность осмотреть экспозиции музея училища и ознакомиться с его историей.
В музее имеется стенд, посвященный еще одному нашему выпускнику — Герою Советского Союза Александру Владимировичу Руцкому.
Родился 16 сентября 1947 г. в Украине в г. Проскурове (Хмельницком). В 1964 г. окончил восьмилетнюю школу. До призыва в армию работал слесарем, учился в вечерней школе, посещал аэроклуб. В 1967 г. в звании сержанта поступил в Барнаульское ВВАУЛ. По окончании его служил в Борисоглебском летном училище, затем с 1977 по 1980 г. обучался в ВВА имени Ю. А. Гагарина. После академии для дальнейшего прохождения службы был направлен в Группу советских войск в Германии.
Александр Владимирович Руцкой дважды участвовал в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане: в 1985 г. в должности командира отдельного штурмового авиационного полка, в 1988 г. – заместителя командующего ВВС 40-й армии.
За время пребывания в Афганистане, находясь на высокой должности, совершил 428 боевых вылетов. Дважды был сбит. За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга, награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, а также наградами Демократической Республики Афганистан. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» полковнику А. Руцкому присвоено 8 декабря 1988 г.
В этом же году он становится слушателем академии Генерального штаба, которую через два года окончил с отличием. Защитил кандидатскую диссертацию и получил должность начальника Центра боевого применения и подготовки летного состава в г. Липецке.
С 1990 г. на политической арене: народный депутат РСФСР, вице-президент РФ, исполняющий обязанности Президента РФ, губернатор Курской области, член Совета Федерации.
В 1985 г. полковник А. Руцкой прибыл в Афганистан на должность командира штурмового авиационного полка. По опыту командир знал, что самая убедительная форма воспитания подчиненных — личный пример, поэтому на его счету 356 боевых вылетов в небо Афганистана.
В одном из боевых вылетов в апреле 1986 г. его самолет был сбит, во время удара о землю летчик Александр Руцкой получил травмы позвоночника, руки и ранение головы. Врачи восхитились его железной волей и упорством, с каким раненый летчик ежедневно выполнял различные упражнения, чтобы восстановить утраченное здоровье и продолжить летную службу, но от дальнейших полетов отстранили.
Александр Владимирович был назначен заместителем начальника Центра боевого применения и подготовки летного состава, которая не предусматривала выполнения полетов, однако полковник Руцкой не смирился с таким положением. Упорные тренировки сделали свое дело, он восстанавливается на летной работе и в 1988 г. вновь отправляется в Афганистан уже на более высокую должность.
За пять месяцев им было выполнено 97 боевых вылетов, и снова, 4 апреля 1988 г., его самолет сбивает ракета. После катапультирования в течение пяти суток полковник А. Руцкой пытается выйти в расположение своих войск, но это не удается, и он попадает вначале в руки муджахидов, затем к представителям пакистанской разведки. Работникам иностранных спецслужб не удалось склонить летчика к измене Родине, и они были вынуждены передать полковника А. Руцкого советским дипломатам. Это произошло на 12-е сутки после катапультирования.
С начала 90-х годов А. В. Руцкой в гуще политических событий страны. О деятельности нашего выпускника на политической арене написано немало, в том числе и им самим. В настоящее время почетный гражданин г. Курска военный летчик 1-го класса генерал-майор авиации Александр Владимирович Руцкой находится на заслуженном отдыхе.
На сегодняшний день в музее училища готовятся стенды еще о двух наших выпускниках, удостоенных высшей награды Родины — звания Героя Российской Федерации: летчиках-испытателях Игоре Ивановиче Маликове и Владимире Владимировиче Юрченко.
Вот некоторые подробности о деятельности военного летчика-инструктора, летчика-испытателя 1-го класса, заслуженного военного летчика РФ Игоря Ивановича Маликова.
В одном из испытательных полетов на разгон максимальной скорости самолета МиГ-23М 20 января 1989 г. произошел помпаж двигателя с ростом температуры и последующим его выключением. Возникла опасность потери машины с опытным дорогостоящим оборудованием, изготовленным в единственном экземпляре. Летчик мгновенно оценил создавшуюся ситуацию и принял решение — запустить двигатель. Однако ситуация резко обострилась: произошел отказ навигационной системы самолета, он стал плохо управляем, а его поведение неустойчивым — как следствие развития значительных знакопеременных перегрузок.
Полковник И. Маликов перешел на пилотирование по дублирующим системам, ему удалось снизить скорость, выровнять машину, запустить двигатель и благополучно произвести посадку.
Второй случай произошел 11 июля 1997 г. при проведении испытаний системы автоматического вывода самолета из штопора. Возникла критическая ситуация: опытный самолет Су-35 с большой боевой нагрузкой завис на критических углах атаки над густонаселенным районом г. Воскресенска Московской области. Сохраняя выдержку, мгновенно оценив ситуацию, Игорь Иванович вывел самолет из зависания и успешно завершил полет.
Есть предложение вернуться к материалу, в котором кратко описываются развитие ситуаций в полете и грамотные действия Игоря Ивановича Маликова, и перечитать все еще один раз, при этом предварительно включив секундомер. При среднем темпе чтения у вас уйдет в пределах одной минуты и тридцати секунд. Для действий летчика в аварийной ситуации, особенно в полетах по программам испытаний, это непозволительная роскошь. Поэтому слово «мгновенно», часто встречающееся в представлениях летчиков и летчиковиспытателей к присвоению высоких званий, — не случайно повторенное слово, а характеристика временного критерия, включающего всестороннюю оценку возникшей ситуации, возможных последствий, нескольких вариантов выхода из создавшегося положения, а также выбор одного единственно верного в возникшей ситуации и четкие доведенные до автоматизма действия по его реализации. Позже, при стечении обстоятельств, для представителей прессы дадут информацию примерно такого содержания: «В результате грамотных действий летчика возникшая в воздухе ситуация была ликвидирована и полет успешно завершен. Это позволило в будущем внести ряд изменений в конструкцию самолета (его систем), тем самым сделать более безопасным выполнение полетов в строевых частях Военно-воздушных сил».
Родился 21 мая 1956 г. в г. Оренбурге. После окончания средней школы поступил в Барнаульское ВВАУЛ, которое окончил в 1977 г. В течение десяти лет служил вначале в 96-м уап Барнаульского ВВАУЛ, затем в 333-мотдельном смешанном авиационном полку СевероКавказского военного округа.
С 1987 г. на испытательной работе в 267-м летно-испытательном центре. Прошел все должности от летчика-испытателя до заместителя начальника центра. За годы работы на командирских должностях воспитал 25 преданных своему делу летчиков-испытателей.
За этот период освоил более 50 типов летательных аппаратов различного назначения и их модификаций, среди них: Л-29, Ил-28, МиГ-21(всех модификаций), МиГ-23УБ, МиГ-25 (всех модификаций), МиГ-27М, МиГ-29УБ, МиГ-31Б, МиГ-АТ, М-21, Су-17(всех модификаций), Су-24М, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-27 (всех модификаций), Су-33, Су-34, Су-35,Ту-134 (всех модификаций), Як-18Т, Як-28У, Як-40, Як-52, Ми-8Т, А-890У и др. Провел 70 различных испытаний авиационной техники, 37 – в качестве ведущего летчика-испытателя. Наиболее важными из них являются: государственные летные испытания самолета МиГ-29УБ, МиГ-31Б, Су-33, Су-34; специальные летные испытания самолета Су-25УБ на сваливание и боевое применение на скоростях менее эволютивной, Су-35 на оценку системы автомата предотвращения ввода в штопор.
Кроме того, выполнял демонстрационные полеты и участвовал в показах авиационной техники Президенту РФ, военным атташе иностранных государств, а также за рубежом. Выполнял ознакомительные полеты на самолетах F-15 и F-16.
При выполнении испытательных полетов неоднократно попадал в сложные аварийные ситуации, но, проявляя личное мужество, хладнокровие и героизм, с честью выходил из них, спасая опытную дорогостоющую технику, сохраняя большие финансовые и материальные ресурсы государства.
За мужество и героизм, проявленные при проведении испытаний новой авиационной техники, Игорь Иванович удостоен звания Героя Российской Федерации.
Среди наших выпускников немало посвятивших свою жизнь испытательной работе. В книге под названием «Выпускники Барнаульского ВВАУЛ», которую мы планируем написать и издать в ближайшем будущем, каждому будет предоставлена возможность рассказать о своих сокурсниках — представителях различных профессий, в том числе и о летчиках-испытателях.
Из кинофильмов и книг о летчиках-испытателях вы уже имеете некоторое представление о сложности работы людей, посвятивших себя этой опаснейшей, почетной профессии. Не все из них удостаиваются высшей награды Родины, хотя каждый ежедневно рискует жизнью во славу своего Отечества, и если уж на кого-то из них оформляют представление на звание Героя РФ, то этот человек, безусловно, является лучшим из лучших и его заслуги перед государством чрезвычайно высоки. К сожалению, более подробно о выполняемой работе многих из этих достойнейших людей пока нельзя рассказывать в открытой прессе, поэтому вам представлена такая короткая информация еще об одном выпускнике, удостоенном самой высокой награды Родины — «Золотой Звезды» Героя Российской Федерации, — Владимире Владимировиче Юрченко.
Родился 7 сентября 1959 г. После окончания средней школы поступил в Барнаульское ВВАУЛ, которое окончил в 1980 г. До поступления в Центр подготовки летчиков-испытателей служил в разведывательных авиационных частях. Завершив обучение, с 1991 по 2001 г. испытывал авиационную технику в Государственном летном испытательном центре (ГЛИЦ) в г. Ахтубинске и Летном испытательном центре в п. Чкаловском Московской области.
За длительное время летной и испытательной работы полковник В. Юрченко освоил 18 типов самолетов. О его высокой квалификации как летчика-испытателя свидетельствуют не только количество типов самолетов, в испытании различных систем которых приходилось участвовать Владимиру Владимировичу, но и награды, которых он был удостоен за грамотные, четкие и своевременные действия при спасении дорогостоящей авиационной техники в сложнейших ситуациях, среди них: «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации и орден Мужества.
В 2001 г. военный летчик, летчик-испытатель 1-го класса В. В. Юрченко уволился в запас, налетав к тому времени 2800 часов. Однако с любимой работой не расстался и уже длительное время является пилотом авиакомпании «Континентальные авиалинии» аэропорта Шереметьево.
Своей многолетней активной просветительсковоспитательной работой музей заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, ему принадлежит еще одна инициатива. В его стенах в 1985 г. был создан совет ветеранов училища, в который вошли: М. В. Ермольчик (председатель), В. И. Светличный (заместитель председателя), М. Г. Гайлиш (секретарь), Д. Н. Панкратьев, А. П. Марков, Н. С. Гаврилов, Г. В. Андриенко, С. Я. Чуриков, Ю. П. Трофимов, А. А. Едунов, Г. А. Мельников, К. Н. Урусова, Н. В. Буянкин, В. П. Целищев, В. А. Агафонова, Н. В. Черкасов, В. С. Муратов, Ю. М. Черепенин и А. И. Апанасенко. С того времени они так и работают вместе, проводя большую военно-патриотическую и культурно-просветительную работу. Раньше, до 1999 г., их аудиторией были предприятия и стройки, колхозы и совхозы, учебные заведения и учреждения, а также трудовые коллективы города. В настоящее время масштаб работы уже не тот, однако у совета ветеранов появились и другие задачи, для решения которых необходим сплав мудрости и опыта, в частности организация ежегодных августовских встреч выпускников и педагогов училища, решение вопросов празднования юбилейных дат училища и многое другое. После расформирования училища совет ветеранов был официально зарегистрирован в соответствующих органах и теперь имеет свой законный статус как «Алтайская краевая общественная организация ветеранов Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина» и юридический адрес: 656092, Алтайский край, г. Барнаул, поселок Лесной, ул. Санаторная, 9. Работой совета ветеранов длительное время руководит полковник запаса Сергей Джеванширович Акопян.
По прошествии времени мы все острее и острее понимаем, какой ценностью для страны, и училища в том числе, являются ветераны. Ранее среди них было немало тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны на ее фронтах. Увы, время неумолимо и безжалостно берет свое. К августу 2010 г. среди ветеранов училища таких оставалось всего пятеро Александр Леонидович Кремлев, Александр Григорьевич Кручинкин, Николай Терентьевич Локтионов, Петр Яковлевич Миненков и Николай Васильевич Буянкин. С тремя из них мне удалось встретиться и записать их воспоминания. Получились интересные рассказы об удивительных человеческих судьбах, совершенно непохожих одна на другую. Нашим героям довелось воевать и служить в разных родах войск, занимать разное должностное положение… Однако было в их жизни и то, что их объединяло, — это служба (работа) в стенах Барнаульского ВВАУЛ.
Очень много интересного мне удалось услышать от этих закаленных в военном лихолетье людей.
Вашему вниманию предлагаются рассказы о некоторых эпизодах из биографий наших ветеранов. Справедливо будет начать с повествования Александра Леонидовича Кремлева — патриарха ветеранов: на момент нашей с ним беседы ему уже исполнилось 90 (!) лет. К тому же Александр Леонидович за три года участия в боевых действиях на фронтах кровопролитнейшей из всех войн получил три ранения. Однако для своих лет это еще довольно крепкого сложения человек, обладающий прекрасной памятью, в чем вы убедитесь сами.
Вот несколько эпизодов из фронтовой жизни Александра Леонидовича. «Во время обороны Сталинграда очень трудно было с питанием, на десять человек выдавали одну маленькую булочку ржаного хлеба. Делили его ниткой, как показано в фильме «Судьба человека». Конечно, его не хватало для того, чтобы всегда быть готовым к бою. Будучи старшиной роты, выкручивался как мог — собирали все, что могло стать съедобным после готовки на костре, в том числе и остья ржи.
Смекалка на войне была ой как нужна. Помню, освобождали Украину, грязь непролазная, машины в роте не положены, лошадей нет, а ротное хозяйство — ой какое! В районе Малого и Большого Канапе (это по поводу прекрасной памяти Александра Леонидовича) был заповедник, все звери разбежались, осталась одна зебра. Решили воспользоваться моментом, соорудили специальную упряжь и возили на зебре полмесяца НЗ и все остальное, что положено иметь в обозе. Дошло до командующего фронтом, генерал-полковник Ф. И. Толбухин вывел меня перед строем, похвалил за находчивость, правда, зебру приказал отдать гражданским властям.
…После ранения в районе Сапун-горы пришлось долго лечиться, и, когда, наконец, в 1944 г. прошел медкомиссию, на фронт не пустили, объяснили, что мне уже и так достаточно, навоевался. Был направлен служить в Латвию, откуда и демобилизовался в 1946 г. В 1947 г. вручили орден Отечественной войны II степени.
Уже после войны, в 1985 г., поехал на экскурсию в Севастополь, и там обнаружилось, что я считаюсь без вести пропавшим. Справедливость восстановили, а меня через сорок лет нашел еще один орден Отечественной войны II степени, к которому я был представлен за тот бой. В этом же году в честь 40-летия Победы получил еще один — I степени. Был награжден и медалями, среди них: «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией». Вот такая была она — моя война».
Родился 25 апреля 1920 г. в деревне Хабазино Алтайского края в большой многодетной семье. В 1930 г. родной дядя забрал десятилетнего Сашу в г. Прокопьевск, чтобы тот мог зарабатывать на пропитание сам в сапожной мастерской. В этом городе мальчик окончил 7 классов. Пережив целую череду мытарств и тяжелейшие испытания судьбы, в 1939 г. по специальному набору Александр Кремлев пошел служить во флот.
После окончания школы младших специалистов назначен главстаршиною группы электриков на эсминец «Заря» (Тихоокеанский флот). С первых дней войны начал писать рапорта с просьбой направить на фронт и только в 1942 г. добился своего. Вместе с друзьями попал в пехоту на Донской фронт. Старшина роты А. Кремлев за годы войны повидал многое: ему приходилось заменять погибших в бою ротного и взводных; освобождать Таганрог, Харьков, воевать под Сталинградом. В боях на Сапун-горе в ходе наступательной операции по освобождению Севастополя получил тяжелейшее ранение и сорок лет считался без вести пропавшим.
Окончил службу в 1946 г. в г. Вентспилсе. После демобилизации приехал в Барнаул, работал на различных предприятиях. В 1981 г. был принят на работу в Барнаульское ВВАУЛ, с которой ушел по собственному желанию в 1998 г. в возрасте 78 лет.
На представленном снимке на груди бравого старшины — пока одна медаль и гвардейский значок, ордена ведь нашли своего хозяина значительно позже.
Приведем некоторые подробности биографии другого участника Великой Отечественной войны военного летчика 1-го класса подполковника в отставке Александра Григорьевича Кручинкина.
«Честно скажу, в авиацию идти даже не думал, а о том, чтобы летать, даже не мечтал, жили ведь далеко от города: не то что самолет, паровоз и тот увидел впервые в 15 лет. Вначале стать военным летчиком посоветовал муж сестры, затем в 1940 г. после открытия аэроклуба в районе, где сейчас расположен стадион «Динамо», к нам в школу пришел его представитель и пригласил желающих стать летчиками на занятия. На следующий день пошел по указанному адресу. Вот так и попал в авиацию. Прекрасно помню своего первого инструктора Виктора Николаевича Савченко (пилоты всегда проявляют поистине сыновнее отношение к этим людям, их имена остаются в памяти на всю жизнь, и данный пример — еще одно подтверждение тому, ведь прошло уже 70 (!) лет), спасибо, низкий поклон ему и вечная память. Вначале получалось не все, но мое упорство и мастерство инструктора позволили встать в один ряд с теми 19 парнями, которые с отличием закончили наш аэроклуб. (К слову, в настоящее время, чтобы пройти курс обучения в аэроклубе и вылететь самостоятельно на самолете Як-52, необходимо заплатить порядка 20 тысяч рублей. Лозунг «Комсомолец, на самолет!» теперь уже, однако, не подойдет, и совсем не потому, что уже нет такой организации.) На всю жизнь запомнилось, как мы, 50 первых выпускников, шли колонной по Социалистическому проспекту и как восхищенно смотрели на нас жители города.
Продолжать учиться летному делу мне пришлось довольно долго. Летом 1943 г., после двух лет обучения в Омском летном училище, когда нас построили в две шеренги перед трибуной, мы уже думали: «Все, теперь на фронт, ведь умеем летать на трех типах самолетов». Однако, увы, последовала команда: всем, кто стоит во второй шеренге, в том числе и мне, направляться для дальнейшего обучения в высшую школу пилотов авиации дальнего действия. В этой школе нас готовили уже экипажами: летчик (командир), штурман, стрелок-радист и стрелок.
После прибытия в боевой полк летом 1944 г. командир полка подполковник А. В. Юспин построил нас, прибывших, и сказал: «Войну мы уже выиграли, вас нужно сохранить для будущего, поэтому летать будете на более простые задания». Легко сказать, труднее сделать. В одном из ночных вылетов на моих глазах прожектора выхватили из темноты самолет моего друга Юрия Бабенко, через несколько секунд он был сбит. Мне кое-как удалось уклониться от прожекторов, однако пробоин получил немало.
Спасибо нашим опытным фронтовикам-командирам. Они берегли нас как могли и учили на совесть. По распределению я попал в эскадрилью майора Николая Ивановича Белоусова (переписываемся до сих пор — ему уже за девяносто). Всегда говорю: «Спасибо за науку». (Полковник Н. И. Белоусов во время войны был сбит, семь дней в суровых условиях Заполярья шел к линии фронта, которую преодолел ночью по минному полю, чему долго не могли поверить особисты полка. Вновь летал, награжден семью боевыми орденами. После войны стал доктором военных наук и длительное время преподавал в ВВА имени Ю. А. Гагарина.)
После того как кончилась война, мне очень хотелось летать, но началась череда сокращений, поэтому переходил из полка в полк, даже с понижением в должности. Однако все равно не повезло, попал под «хрущевское сокращение» (печально известный «миллион двести») и в 35 лет стал пенсионером. Конечно, работал на гражданке, но зарплату более 100 рублей получать было нельзя, тогда по закону все, что свыше этой суммы автоматически не начислялось. Не скрою, пенсия была достаточно высокой, ее одной хватало (!), но не сидеть же дома в неполные сорок лет. Поэтому пришлось стать в Барнаульском училище начальником секретной части, к тому же об этом попросили замначальника училища и начальник УЛО. Так и проработал на этой должности 17 лет».
Родился 26 марта 1923 г. в с. Среднекрасилово Алтайского края. Восемь классов окончил в своем селе, затем приехал в г. Барнаул продолжать обучение.
По стечению обстоятельств поступил в Барнаульский аэроклуб, организованный в 1940 г. Первым инструктором был В. Н. Савченко. После окончания его с отличием 19 мая 1941 г. прибыл в Омское авиационное училище. В течение трех лет освоил самолеты Р-5, СБ, Пе-2. Летом 1943 г. был направлен во 2-ю Ивановскую высшую авиационную школу пилотов дальнего действия, где переучился на самолет Ил-4.
В июне 1944 г. прибыл в боевой полк авиации дальнего действия, базирующийся в г. Калининграде (аэродром «Мигалово»). За оставшееся время войны выполнил 5 боевых вылетов на уничтожение целей, расположенных в районе городов Кенигсберга, Берлина и города-порта Хельц.
После войны, сменив несколько мест службы, в январе 1958 г. был уволен в запас в результате сокращения армии в годы руководства страной Хрущева. Переехал на постоянное место жительства в г. Барнаул, где в 1967 г. был принят на работу в только что организованное Барнаульское ВВАУЛ, в котором проработал до 1984 г
О жизненном пути Николая Петровича Буянкина из нашей беседы с ним мне удалось узнать немного. Этот человек по складу характера не любит много говорить. Вся его служебная и трудовая деятельность прошла в училище, где он проработал фактически с первого дня его образования и до последнего. Многие поколения курсантов помнят вначале старшину, затем прапорщика и старшего прапорщика Н. П. Буянкина как одного из ассистентов знаменосца училища, многократно отмеченного благодарностями и ценными подарками в приказах начальника училища.
Большую часть времени своей служебной деятельности Николай Петрович был старшиной роты охраны. О том, что он является лучшим старшиной, было известно не только в училище, но и в округе. За многолетнюю безупречную службу старший прапорщик в отставке Н. П. Буянкин награжден многими медалями, есть среди них и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Также он не без гордости вспоминает, как начальник штаба училища полковник А. Андриенко на пятидесятилетний юбилей вручил ему именные часы.
Сын Николая Петровича, Сергей, пошел по стопам отца, стал военным. Вначале окончил Барнаульское ВВАУЛ, послужил в строевых частях, затем обучение в ВВА имени Ю. А. Гагарина, адъюнктура, защита кандидатской диссертации и преподавание в той же академии. В настоящее время подполковник запаса Сергей Николаевич Буянкин — заместитель префекта одного из округов Москвы.
Родился 19 декабря 1927 г. в с. Шарчино Алтайского края, там же окончил 7 классов. В 18 лет был призван в ряды Красной армии, служба в которой началась 2 января 1945 г. Попал в бронетанковые войска, но в боевых действиях участвовать не пришлось: война вскоре закончилась. После семи лет срочной службы по демобилизации приехал в г. Барнаул. В 1952 г. поступил на сверхсрочную службу в школу младших авиационных специалистов, расположенную в городе.
После организации училища в числе первых был переведен в него для дальнейшего прохождения службы. На всех должностях, которые пришлось исполнять Николаю Петровичу за двадцатилетнюю службу в училище, он проявил себя как требовательный, честный человек, прекрасный организатор и исключительно заботливый о подчиненных командир. В течение трех лет прапорщику Н. П. Буянкину доверяли командовать ротой охраны, и все эти годы она признавалась отличной и лучшей в училище. Не меньших успехов он также добивался, будучи на должностях: командира взвода охраны, коменданта училища, старшины роты охраны.
Даже после увольнения в запас Николай Петрович не расстался с училищем: до самого его расформирования он работал комендантом офицерского общежития.
Многие семейные династии в училище сложились давно, еще в самом начале его становления, затем это уже стало хорошей и доброй традицией. По истечении десятилетий, тем более в настоящее время, после роспуска училища уже трудно собрать достоверные данные, кто из детей и внуков последовал примеру отца и деда. На страницах книги «В небе Алтая» М. В. Ермольчиком впервые была поднята эта очень важная тема. В ней рассказывалось об известных на то время (1987 г.) семейных династиях Барнаульского ВВАУЛ: Мозжилиных — Евгений Васильевич и два его сына Василий и Евгений — выпускники училища; Бруснициных — Сергей Егорович и сыновья Александр и Андрей; Матвиенко — Валентин Яковлевич, Александр и Владимир; Обрывкиных — Анатолий Григорьевич, Андрей и Станислав; Бондаренко — Юрий Александрович, Николай и Александр.
В книге также упоминались и другие фамилии офицеров и прапорщиков училища, сыновья которых продолжили дело отцов: В. П. Стрельцова, A. Н. Слёзки, А. И. Алипкина, В. С. Чайченко, Ю. В. Морозова, А. И. Апанасенко, Н. С. Евсеева, И. Д. Фейгельсона, Ю. М. Черепенина, Н. Г. Корница, Е. М. Жильникова, В. А. Большечкова, В. А. Коновалова, B. В. Боброва, А. И. Кузнецова, М. Н. Гайлиша, М. А. Челяпина, А. К. Князева, В. М. Шмонова, В. П. Яковенко, Ю. И. Кожевникова, Ф. И. Оскиркова, Н. И. Волкуновича, А. А. Ханова, Ф. А. Нохрина, Н. П. Буянкина и К. Ф. Спицина. У нас появилась возможность разместить на этих страницах фотографии некоторых из них (чего не было в вышеупомянутой книге), а также полученную во время встреч новую информации о людях, сохраняющих эту традицию.
Военная династия Апанасенко
Ее глава Иосиф Денисович в 1941 г. был призван в Красную армию и стал авиамехаником. В самом начале войны окончил Борисоглебскую летную школу и получил новую специальность летчика бомбардировочной авиации.
Сын, Анатолий Иосифович, в 1956 г. после окончания Ачинского ВАТУ стал техником самолета Ту-16. Впоследствии переучился на штурмана-оператора этого же самолета.
Прошедшая полоса сокращений Вооруженных сил не позволила продолжить дальнейшую службу по приобретенной специальности, и он был направлен на партийно-политическую работу. В училище прибыл в 1969 г. и до увольнения в запас добросовестно, с присущим ему прилежанием исполнял обязанности секретаря партийной комиссии училища, заместителя начальника политического отдела, а также старшего преподавателя кафедры общественных дисциплин. В настоящее время Анатолий Иосифович возглавляет работу по реконструкции музея училища. Он избран председателем совета Алтайской краевой ассоциации офицеров запаса вооруженных сил.
Сергей Анатольевич, летчик в третьем поколении, окончил БВВАУЛ в 1981 г. Длительное время служил в разведывательных частях авиации ВС, летая на самолетах Як-28Р, МиГ-25РБ, Су-17Р, -24МР. Уволился в запас с должности командира эскадрильи в воинском звании подполковника.
Военная династия Большечковых
С биографией и прохождением службы старшим Большечковым вы знакомы достаточно подробно. Остается добавить, что Вадим Алексеевич, ковсему прочему, еще являлся чемпионом ВВС СССР по самолетному спорту в 1966 г. и многократным призером его чемпионатов с 1963 по 1967 г., кроме того, ему присвоено звание «Судья всесоюзной категории по самолетному спорту». Младший Большечков окончил Барнаульское ВВАУЛ в 1984 г. и ВВА имени Ю. А. Гагарина в 2000 г. Военный летчик 1-го класса А. В. Большечков, летая на самолетах Су-17 и -24 различных модификаций, приобрел прекрасный опыт в их эксплуатации, который пригодился ему во время участия в боевых действиях на Северном Кавказе, в Средней Азии и Южной Осетии. В 2008 г. этот опыт и высокий профессионализм позволили экипажу во главе с ним покинуть катапультировавшись потерявший управление самолет Су-24М. За мужество и героизм Алексей Вадимович Большечков был награжден орденом Мужества. Начальник отделения боевой подготовки авиационной дивизии подполковник А. В. Большечков в настоящее время находится в запасе.
Военная династия Жуковых
Владимир Петрович в 1955 г. окончил 6-ю Воронежскую специальную школу ВВС, затем в 1959 г. 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов. В 1976 г. прибыл на должность старшего штурмана Барнаульского ВВАУЛ, пройдя до этого по служебной лестнице от штурмана-инструктора до старшего штурмана полка в Орском и Оренбургском училищах летчиков. С 1983 г. и до увольнения в запас (1988 г.) трудился на должности преподавателя кафедры самолетовождения нашего училища. После увольнения и до самого расформирования работал мастером практического обучения на тренажерах летчиков БВВАУЛ.
Александр Владимирович — выпускник училища 1982 г. Впоследствии продолжил службу в строевых разведывательных частях ВВС на должностях от старшего летчика до командира эскадрильи. После распада Советского Союза был вынужден остаться в Украине, где в течение 2004– 2005 гг. командовал воинской частью.
Военная династия Фейгельсонов
Илья Давыдович Фейгельсон закончил Даугавпилсское авиационное училище с красным дипломом. Добропорядочность, отзывчивость и стремление помочь каждому снискали ему большой почет и уважение не только у военнослужащих, но и у гражданских лиц, служивших и работавших в училище в период с 1969 по 1983 г. Эти качества в сочетании с прекрасными командными навыками и организаторскими способностями Ильи Давыдовича позволили ему возглавить тыл училища и сделать на этой должности очень многое для того, чтобы наше училище вначале успешно прошло процесс становления, а затем вошло в число лучших в стране.
Владимир Ильич, окончив училище в 1979 г., все 20 лет своей службы провел в БВВАУЛ. Придя лейтенантом, с годами получил звание подполковника и стал начальником командного пункта училища. В 1999 г., как и многие, был уволен из рядов ВС РФ в связи с организационноштатными мероприятиями.
Некоторые из выпускников училища, являющиеся представителями династий во втором поколении, теперь сами находятся в запасе и уже их сыновья стоят в строю воздушных защитников Родины. Если бы удалось собрать данные обо всех, то это, несомненно, заняло бы не одну страницу книги. Только из нашего выпуска таких более двух десятков, а сыновей двоих из них Виктора Аверьянова и Александра Симановича мне довелось обучать уже в ВВА имени Ю. А. Гагарина.
Главное не в том чтобы сосчитать всех, важно, чтобы эта традиция продолжалась и появлялись все новые и новые династии, а также несмотря ни на что, неиссякаем был поток мальчишек, глаза которых блестели нескрываемым любопытством, а сердца начинали бы учащенно биться при виде самолета или человека в авиационной форме, и чтобы это у них с годами не прошло; чтобы вновь настало время восторженных юношей и девушек, кумирами которых были бы люди, своим пытливым умом и руками создающие самые современные летательные аппараты, а также те, кто, ежедневно, рискуя жизнью, поднимает их в небо; чтобы неудержимое желание стать такими, как они, привело подрастающее поколение в стены многочисленных аэроклубов и авиационных училищ, а не одного, как в настоящее время.
Мы не только очень верим в это, но и доказываем своей жизнью и своими делами, ежегодно устаивая августовские встречи у стен своего родного летного училища, так как от всех нас зависит, что эти мальчишки будут знать о прошлом и какое у них будет будущее. В связи с этим весьма уместно привести слова, сказанные двадцать лет назад первым начальником политического отдела училища фронтовиком Александром Павловичем Марковым, которого уже, к сожалению, нет среди нас, но это не делает менее весомым и значимым смысл, вложенный в них, для нас живых. Они были приурочены к 25-летнему юбилею БВВАУЛ, однако как они подходят и к нашему сегодняшнему событию.
«Мы всегда горазды критиковать прошлое… сложнее созидать настоящее и будущее. К сожалению, некоторая часть людей теперь отвергает как тираническое иго все взгляды, которые раньше принимали, потому что они покоились на авторитете закона и власти, на уважительном отношении к боевой истории Военно-воздушных сил и нашей Родины. Это нелепо, с моей точки зрения, и может привести к «извращению инстинктов, потуплению рассудка».
Сегодня, отмечая юбилей училища, мне искренне хотелось пожелать новому поколению успехов в приумножении славных боевых традиций Военно-воздушных сил и нашего училища. Своих сверстников — ветеранов училища — я адресую к принципу, изложенному Цицероном: „Я предпочитаю лучше недолго быть старым, нежели состариться до наступления старости“»
Спасибо этому замечательному человеку — Александру Павловичу Маркову за искренность и прямоту.
Мы гордимся своим прошлым, поэтому с надеждой смотрим в будущее.
Из книги о славной истории Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина: "Роспуск — элемент полета, а не его окончание..."
( Продолжение следует)