Многие до сих пор цитируют этого милого, душевного водителя грузовика: «Я сейчас там так хохотался», «Я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся», «…такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу» и др.
Комедию Георгия Данелия «Мимино» зрители обожают вот уже целых 44 года.
А ее героев до сих пор упоминают в различных кино-рейтингах, например «Лучшие водители из фильмов всех времен и народов» (там он прошел в шуточной номинации «Бесплатный водитель»).
Героя Фрунзика Мкртчяна вы наверняка помните. Он был хорошим шофером и приехал в Москву из Дилижана по делам. Познакомился тут с героем Вахтанга (указанного в титрах как Буба) Кикабидзе.
Кстати, забавно, что Фрунзик Мкртчян еще в одной комедии играл водителя: в «Кавказской пленнице...» Леонида Гайдая.
Правда, там он управлял не грузовиком, а легковушкой (был личным шофером главы района).
С ним он сначала поссорился, а потом подружился. И даже пытался ему изо всех сил помогать:
- то покрышки продавал, чтобы достать денег;
- то подсказывал, как решить его любoвные пpoблeмы;
- то свидетеля на суд «вербовал» («– Друг, у тебя хорошие глаза, сразу видно, что ты хороший человек… помоги»… – «Извини, генанцвале, лет через пять… помогу!»);
- и др.
Между тем, на роль Рубика Хачикяна актер попал практически случайно – по удачному стечению обстоятельств.
Создатели фильма прикидывали: вот есть главный герой Валико Мизандари, вот он попадает в столицу, вот он селится там в «самой крутой» гостинице – «Россия», рядом с Красной площадью… а с кем он там живет?
Альтернативу ставили так: соседа по номеру должен сыграть либо русский Евгений Леонов, либо армянин Фрунзик Мкртчян. Прикинув, поняли, что каждый из них отлично впишется в канву.
Тогда решили классически кидать монетку. Выпала решка – и вместе с летчиком Валико Константиновичем в номере поселили шофера Рубена Вартановича.
Причем по сюжету они там оба поселились незаконно: якобы как приехавшие на конференцию эндокринологи.
Но, как настоящие «горячие парни», долго скрывать секреты они не умели. И вскоре под горячую же руку сами выдали себя. После чего их «благополучно» из гостиницы выселили.
Впрочем, до этого будущие друзья успели станцевать горячий (вновь) танец в ресторане «России».
Между прочим, снимали сцену с танцем не на киностудии, а собственно в самой «России». Так что все было честно.
Съемочная группа приехала в ресторан гостиницы перед его закрытием. Установила камеры. Съемки были намечены на ночное время – чтобы не мешать работе этого учреждения.
И тут вновь в дело вмешался Его Величество Случай.
Оказалось, в ресторане как раз засиделась тусовка армян. Они увидели Мкртчяна и радостно затащили его к себе за столик. Заодно угощать начали всех киношников, приехавших снимать сцену с танцем.
Поэтому снимали… прямо во время настоящего застолья! Так что, как говорили в другом советском фильме, «доктора наук, кандидаты, шашлык – все было настоящее». И выкрики публики, и подпитие Фрунзика – тоже.
Можно сказать, актеру за столиком весьма удачно удалось подготовиться к азартной сцене, где он хотел перетанцевать конкурента («В красной рубашке – это профессор Хачикян»).
Настолько удачно, что он во время съемок танца даже умудрился почти-почти сесть на шпагат и из этого положения поднять зубами с пола платок для дамочки.
Причем ситуация с платком тоже была незапланированной, а получилась сама собой.
И, когда снимали дубли, получалось, что:
- либо падала на пол дама (она тоже хорошо подготовилась…);
- либо сам Фрунзик с силой ударялся лбом о пол («– Чего эта женщина хочет?! – Ничего не хочет. Танцует»).
Режиссер, видя развитие импровизации, посоветовал актеру забыть о платке. Но для вошедшего в раж Мкртчяна в тот момент это было чуть ли не делом чести.
Кстати, в ресторане звучали и самая известная из грузинских песен «Сулико», и армянские, и азербайджанские, и русские народные песни и мелодии.
А в номере, выходя из душа, Рубик напевал мелодию из кавказского танца «Шалахо».
В целом герой у Мкртчяна получился не просто душевный, но и дружественный, помогающий на практике. Так, он решил довезти Валико аж до самого его дома.
И для него управление машиной было таким же душевным и полезным делом: «Когда мне будет приятно, я так довезу… что тебе тоже… будет… приятно».
Многие считают роль водителя грузовика лучшей у Мкртчяна. И как хорошо, что тогда монетка выпала именно решкой!
А Евгения Леонова (на которого загадывали орла монетки), как вы помните, в комедию все равно взяли: он там замечательно сыграл бывшего фронтовика Ивана Волохова.
Фильм «Мимино» получил не только многие награды (в том числе Государственные премии СССР обоим главным актерам и режиссеру), но и всенародную любовь. И мы до сих пор его ценим и пересматриваем. Хотя он немножко с грустинкой, как все фильмы Данелии.
(Читайте, например, статью «Кем была Лариса Ивановна, кoтoрyю xoтeл Мимино? Печальная изнанка советской комедии».)