Когда работаешь геодезистом, по долгу службы, иногда оказываешься в необычных местах, но заказ, который мне довелось выполнять этой осенью, был особенно интересным. Нашей бригаде предлагалось выполнить съёмку крепости Ивангород. Это был отличный вариант совместить работу и хобби, я побывал во всех средневековых крепостях на территории Ленинградской области кроме этой, находящийся в погранзоне, что несколько осложняло её посещение. Кроме того, шансов заработать денег на большом заказе, ковидная экономика даёт не каждый день. В общем, любовь к оборонительному зодчеству и деньгам направила нас с напарником к Эстонской границе.
Воспользовавшись заготовленными заранее командировочными удостоверениями, через три часа пути, мы проехали через КПП приграничной зоны, вскоре въехав в Ивангород, который который вырос вокруг одноименной крепости. Работа обещала быть непростой, вершина Девичьей горы, на которой стояла крепость, резко заканчивалась почти отвесными склонами, что затрудняло к ним доступ. Дополнительно осложняло задачу то обстоятельство, что стены были частично разрушены, затрудняя передвижение по их периметру.
Мы начали работу с самого простого, Боярского вала, внешней части укреплений.
Затем, мы направились за крепостные стены к юго-восточной части Большого Бояршего города. Эта часть укреплений практически не реставрировалась – нижние, ещё не обвалившиеся части Верхней, Отводной и Новой Водяной башен трудно было различить среди руин. Стены между башнями были полностью погребены обрушившейся своей верхней частью. Из общей разрухи выделялись руины арсенала вплотную примыкавшего к разрушенным стенам и башням. В удовлетворительном состоянии здесь оказались только установленные здесь две гаубицы 1891 года.
Завершив работы в юго-восточной части, мы направились в Передний город, который расположился у главных ворот. В отличие от предыдущей части крепости реставрационные работы здесь проводились здесь в значительном объёме.
Дальнейшие работы мы проводили в центральной части крепости, где расположились две старинных церкви: Никольская 1588 года постройки и Успенская, возведённая в конце 1500-х годов. На юго-востоке от них стоит Большой амбар XVIII века, до исторической реставрации которого дело пока не дошло. При внимательном взгляде, заметно, что уже в XX веке он несколько перестраивался. По всей видимости, это делалось для нужд эстонских военных, которые размещались здесь до Великой Отечественной войны. Около Большого амбара мы познакомились с археологами, которые проводили раскопки в стенах крепости. Удалось посмотреть на некоторые результаты их изысканий. Из толщи земли была отрыта пристройка, примыкавшая к амбару со стороны крепостной стены, вероятно, она была возведена для эстонского гарнизона. Более важные находки ждали археологов у входа в крепость 1492 года, был обнаружен уникальный для этих мест воротный комплекс. Рядом с ним было найдено погребение минимум четырёх человек, предположительно погибших от эпидемии тифа. Находки меня просили не фотографировать.
Для продолжения работы, нам предстояло проследовать через те самые ворота, где проводились раскопки, и отправится в самую древнюю часть крепости, возведённую ещё при Иване III. От крепостных стен того времени остались лишь руины, вокруг которых стоят укрепления возведённые в более поздние времена. Но рядом располагается воссозданный недавно реставраторами Малый пороховой амбар XVII века, в котором расположен музей.
От работ внутри крепости настало время перейти к её съёмке с внешней стороны. Задача стояла непростая, во многих местах стены примыкали к краю обрыва так, что перемещаться вдоль них было невозможно, иногда они значительно отстояли от края. Чтобы правильно зафиксировать их местоположение приходилось, подобно штурмующим войскам, карабкаться по почти отвесному склону. Продвигаясь вдоль стены, мы вышли к металлическому забору, за которым находился берег пограничной реки Нарва. Табличка на ограждении напоминала об уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы, а так же сообщала, что запрещается находиться на берегу в тёмное время суток. Но во сколько оно наступает…?
Для завершения съёмки нам необходимо было продвигаться вдоль реки. Работы оставалось много, а времени мало, поэтому вопрос о наступлении тёмного времени суток встал достаточно остро. Я адресовал его местным рыбакам, но они не дали на него внятного ответа. Он пришёл, откуда не ждали, подошедшие пограничники вежливо, но убедительно попросили нас выйти за забор, куда и проводили, закрыв затем калитку. Так закончился второй рабочий день.
На следующее утро мы продолжили продвижение вдоль реки. Девичья гора, на вершине которой стоит крепость, становилась всё выше, её склоны все круче, но работа двигалась. На другом берегу реки хорошо был виден город Нарва с её крепостью вокруг башни длинный Герман. Ветер с противоположного берега доносил не цензурную русскую речь, рыбаки на том берегу обсуждали клёв и финансовые дела.
В скором времени стена резко повернула от реки вглубь берега, дав возможность перед окончанием работ полюбоваться медленно спускающимся к закату солнцем на фоне нарвской электростанции. Мы успели закончить съёмку.
В эту поездку, к сожалению, мне не удалось ознакомиться с другими достопримечательностями Ивангорода из-за плотного рабочего графика. Надеюсь, когда-нибудь мне удастся восполнить этот пробел.
Если понравилась статья подписывайтесь на канал, ставьте лайки.