Сейчас, когда идёшь по Большой Дмитровке, и справа, и слева можно видеть череду различных кафешек и магазинчиков. Кругом какая-то мишура и суета. Мне помнится и другая Большая Дмитровка, более аскетическая с забегаловками, в которых можно было быстро, вкусно и дешево поесть (пончиковая), с магазинчиками, в которых можно было купить действительно полезные вещи (вспоминается "Чертежник"). Но и в те уже далекие времена и ныне мне интересно, как выглядела Москва ранее? Со студенческих лет манит в прошлое песня "Москва золотоглавая, перезвон колоколов...". Нет, это путь не в прошлое, а в будущее...
Особенно интересует, где были храмы? Хочется проходя место, где был когда-то храм, немного внутренне сосредоточиться. Но где были эти храмы? Ныне, на той же Большой Дмитровке храмов не увидишь. Все, конечно, описано в книгах. Главной и хронологически первой из этих книг является "Сорок сороков" П.Г. Паламарчука. Еще в советское время она была издана в зарубежье, и была для обычных тружеников чем-то таинственным и легендарным. Ныне она переиздана. Но, когда идёшь по городу, книжки читать не будешь. Поэтому несколько лет назад я решил, ориентируясь в основном на эту замечательную книгу, пройтись с фотоаппаратом по Москве, посмотреть, как выглядят места, где красовались когда-то храмы, а потом сделать графические реконструкции: как выглядела бы наша дорога столица, если бы не ошибки в её застройке в 20 веке?
Посмотрите, пожалуйста, на мою графическую реконструкцию храма святого преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке.
А вот, как выглядело это место в конце 19 - начале 20 века:
Теперь позвольте показать Вам, уважаемые читатели, вид Большой Дмитровки в 2004 году, когда я занимался этими графическими реконструкциями, и ныне.
Знаю, что многие захотят сейчас забросать меня тухлыми помидорами, но мне, как пешеходу и велосипедисту, больше нравится правая фотка, несмотря на злополучную плитку, по которой зимой скользишь, не зависимо от способа передвижения. И несмотря на набившие оскомину бутафорские искусственные цветочки. Все-таки широкие тротуары - это отличная вещь, с них можно осматривать город с тех же точек, как видели его наши предки: не надо жаться к стенам на узких тротуарах.
Но вернемся визуально в 19 век. Вот как выглядела схема Большой Дмитровки в то время.
Здесь умышленно помещен достаточно большой фрагмент плана Москвы конца 19 века - начала 20 века, чтобы Вы могли сориентироваться на местности.
Вот что кратко написано о храме святого преподобного Сергия Радонежского в книге "Святыни древней Москвы" [М., 1993, МП "НИКОС" ПКП "КОНТАКТ"] на странице 74: "Церковь известна по писцовым книгам с 1621 года как деревянная". Каменной она стала в 1652 г. На её месте новая каменная - в 1697-1700 гг.: построена колокольня, появилась новая отделка стен. Тогда же построена придельная церковь, сначала посвященная Воскресению Словущего, а в 1756 г. святителю Николаю. Храм обновлялся в 1897-1898 гг. Разрушен в конце 20 годов....на месте церкви в 1935 г. вырастает 6-ти этажный жилой дом с парикмахерской".
Из книги "Сорок Сороков, Москва в границах Садового Кольца" (М. АСТ "Астель", 2004) можно узнать на стр. 279 следующие дополнительные сведения. В храме имелся еще и придел Владимирской иконы Божией Матери. Храм очень пострадал в 1812 году: от внутреннего убранства ничего не осталось.
Вот еще фотография дома 21 на Большой Дмитровке, сделанная с другой точки (видна сторона дома, выходящая в переулок. На месте башни-надстройки была колокольня).
Сведения о храме, как видите, не слишком большие. Может быть кто-то из уважаемых читателей может что-то добавить? Очень надеюсь увидеть в комментариях дополнительные сведения о храме. Прежде всего интересны сведения о людях, имевших отношение к храму. Из опросов старожилов в разных уголках России (об обстоятельствах этих опросов надеюсь еще написать в других публикациях) удавалось узнавать весьма вразумительные истории. В частности о людях, которые участвовали в разрушении храмов: их очень быстро настигала Кара Божия. Были и другие люди: которые служили в храме или пытались его защитить от разрушения. Как сложилась их жизнь?
Интересно было бы узнать и воспоминания жильцов дома, построенного для сотрудников Наркомата лёгкой промышленности на месте храма. Ощущали ли они каким-то образом, что дом стоит на месте храма?
Спасибо тем, кто прочитал этот текст до конца. Надеюсь Вы не пожалели об этом. Всем добра!