В этом парном турнире популярные шведские мониторчики Dynavoice будут сражаться с доступными немецкими колонками Phonar и Quadral.
Недорогие полочники по частотному диапазону и по уровню искажений почти не отстают от своих крупногабаритных собратьев, а по способности выстраивать точную звуковую сцену как правило, превосходят их. Единственно, что не по силам компактным мониторам – высокое звуковое давление и глубокий бас. Первая проблема не имеет значения при небольшом расстоянии до слушателя, а вторую при желании можно решить, добавив сабвуфер.
Мы же будем исследовать четыре стереопары именно в ближнем и среднем поле, т.е. на расстоянии 2 – 3,5 метра от передней линии. Ценовой диапазон 45 – 50 тысяч рублей выбран как наиболее рациональный: жёсткой экономии, негативно сказывающейся на качестве звучания, здесь уже нет, а стоимость ещё остаётся в приемлемых для большинства меломанов рамках.
И, наконец, банальное, но необходимое замечание по поводу установки полочных мониторов. Несмотря на прижившееся у нас название, размещать их лучше на массивных стойках, иначе внятного баса и слитного звучания не получить. Это дополнительные траты, но если особо не заморачиваться с эстетикой, можно их радикально сократить. Правильные мониторы на надёжной опоре способны на очень многое.
Dynavoice Definition DM-6
Шведская компания Dynavoice была основана в 1975 году, но до 2003-го выпускала продукцию под маркой JWS. Сначала это была небольшая мастерская в подвале, но бизнес постепенно расширялся, и в 1980-м стартовало производство на собственной фабрике – первой в Швеции, выпускающей акустические системы.
Несмотря на то, что серия Definition выпускается уже более десяти лет, в ней всего три модели – мощная напольная DF-8, центральный канал DC-5 и полочники DM-6.
Мониторы эти не простые – их рабочий диапазон поделён на три полосы, причём две из них перекрывают высокочастотную область. «Атмосферные» составляющие, от 13 до 32 кГц, воспроизводятся ленточным твитером, а его согласование со средним диапазоном на частоте 3000 Гц обеспечивает дюймовый купол из пропитанного шёлка. Оба излучателя установлены на массивной пластине, которая поглощает вибрации, приходящие от переднего щита.
Кроме того, в Definition DM-6 реализована фирменная схема X-Change, позволяющая регулировать отдачу на верхних частотах. Переставляя перемычку на задней панели, можно задать либо линейную АЧХ (0 дБ), либо получить подъём на 2 дБ или 4 дБ.
За бас отвечает солидная 6,5-дюймовая головка с кевларовым диффузором, рельефным подвесом и литой алюминиевой корзиной. Нижняя рабочая частота заявлена на 35 Гц, но не указано, при какой неравномерности.
Четыре винтовые позолоченные клеммы с перемычками позволяют организовать многопроводное подключение.
Definition DM-6 выпускаются в чёрном и белом лаке, а также в отделке, имитирующей дубовый шпон. Чёрные грили крепятся на штырьках.
Если слушать с закрытыми глазами, запросто можно подумать, что играют не мониторы высотой всего 42 см, а вполне приличные напольные системы. Что не удивительно: 6,5 дюймов для басовика – совершенно взрослый калибр. Как следствие, получаем убедительную, местами ошеломляющую динамику без каких-либо признаков компрессии или искажений. Удар барабана – абсолютно настоящий, с резкой атакой, выбросом энергии и богатым спектром вибраций. Контраст динамического размаха и внимания к мелким звуковым нюансам производит впечатление. И всё это подкрепляется солидным, основательным басом, который не только уходит в глубину, но и прекрасно структурирован: каждая струна контрабаса на записи Дэйва Брубека рельефна и прекрасно различима по тональности.
Ленточный супертвитер создаёт объём, наполняя атмосферу на границе слышимости. Верхний спектр красиво оттеняется басом, благодаря чему звучание получается эффектным и праздничным. Тарелки не перегреты, хотя достаточно резкие, с настоящим серебром. Ценно, что пара твитеров не осветляет тональный баланс, как это часто бывает в подобных случаях, сведение полос в Definition DM-6 можно считать идеальным. Переключение перемычки X-Change в положение +2 дБ не дало заметного подъёма на ВЧ, но слегка акцентировало «атмосферные» составляющие. Режим +4 дБ будет полезен, если в комнате много поглощающих поверхностей – ковров, мягкой мебели и т.д.
Середина не кажется пустой, в ней масса подробностей, причём не столько звуковой, сколько музыкальной.
Звуковая сцена формируется геометрически точно, с чёткой фиксацией виртуальных источников. Она будет плотно заполнена даже если расстояние между мониторами увеличить до 3 – 4 метров.
Dynavoice Classic CL-16
Когда в 1975 году в своем подвале в г. Фалькенберг основатель компании Томми Ваденстен (Tommy Wadensten) начал создавать акустические системы, свою задачу он сформулировал так: акустические системы должны удовлетворять звучанием не только простых любителей музыки, но и экспертов с большим опытом прослушивания. Возможно, именно поэтому изделия под марками JWS и Dynavoice на протяжении многих лет регулярно получают награды от ведущих европейских аудио изданий.
Серия Classic задумывалась как максимально приближённая к лучшим образцам акустики золотого века аудио как по дизайну, так и по характеру звучания. Здесь нет ни ленточных твитеров, ни кевларовых диффузоров – всё в рамках классических хай-файных традиций. Особое внимание уделено не только линейности тонального баланса и высокому звуковому разрешению, но и формированию звуковой сцены с правильной расстановкой инструментов и голосов.
Полочные мониторы Classic CL-16 имеют традиционную двухполосную конструкцию с частотой раздела 2500 Гц. Нижний диапазон озвучивается драйвером с 6,5-дюймовым диффузором из пропитанной целлюлозы. Широкий эластичный подвес рассчитан на большие смещения подвижной системы. При поддержке фазоинвертора с задним портом басовик начинает эффективно работать от 50 Гц – для такого объёма корпуса заявленное значение вполне реально.
Дюймовый твитер с шёлковым куполом закреплён на широком фланце, который выполняет функцию вибропоглотителя. Верхняя рабочая граница также традиционно хай-файная – 20 000 Гц. Несмотря на предельно простую схему, мониторы допускают подключение по bi-wiring.
Корпуса с лаконичным ностальгическим дизайном имеют отделку с фактурой деревянного шпона – чёрного дуба и грецкого ореха. В комплекте две пары грилей из грубой ткани разного цвета в классическом скандинавском стиле.
После только что отслушанных Definition DM-6 характер этих мониторов поначалу показался несколько бесцветным, но после нескольких треков понимаешь, что в такой нейтральности и заключается на редкость привлекательный шарм. Когда слушаешь Classic CL-16, как-то забываешь акцентировать внимание на звучании, внимание само собой переключается на музыку. Такое впечатление, будто играют колонки 70-х годов с идеально выверенным тональным балансом и мощной энергетикой, равномерно распределённой по всему рабочему диапазону. Нет сомнений, что подобного эффекта разработчики добивались специально, а упомянутая выше нейтральность – следствие тщательной сбалансированности всех объективных и субъективных параметров. И ни к одному из них придраться невозможно.
У CL-16 внушительный, хорошо структурированный бас, причём достаточно быстрый, чтобы отрабатывать сложные ритмические построения. На записи Yello мониторы буквально выстреливают низкие ноты – резко и эффектно. Общая динамика тоже не вызывает вопросов: если поддать громкости, мониторы способны дать фору и небольшим напольным системам.
Середина богата на подробности, но детальность здесь комфортная – при желании можно услышать все нюансы, но специально они не выпячиваются. Очень натурально передаётся женский и мужской вокал, акустические инструменты и перкуссии.
Единственно, что может вызвать вопросы, особенно в заглушенном помещении – не слишком яркий верхний диапазон. Хотя тарелки, верхние обертоны струнных и воздушные реверберации передаются вполне адекватно.
Со сценой история интересная: на большинстве треков она как бы существует сама по себе, мониторы словно исчезают из звукового поля. Это редкое качество проявляется даже если их не направлять на точку прослушивания.
Phonar Veritas Style M2
Phonar – немецкий производитель Hi-Fi с 50-летней историей, который до 1983 года выпускал динамические головки для других, в т.ч. и очень известных акустических брендов. До этого времени компания называлась Scan Akustik, и ежедневно на заводе в г. Тарпе изготавливалось до 1000 динамиков самого разного назначения.
В настоящее время компания Phonar Akustik GmbH — семейное предприятие, которое имеет около 100 специализированных дилеров по всей Германии и успешно налаживает дистрибьюторскую сеть в Европе и Азии.
Серия Veritas – одна из наиболее ранних, обкатанная в течение многих лет. Двухполосная модель Style M2 самая компактная в нашем обзоре, но конструкция у неё вполне серьёзная. 13-сантиметровый мидбас Peerless с диффузором из пропитанной целлюлозы работает при поддержке фазоинвертора, порт которого расположен сзади, над солидными входными клеммами. Шёлковый твитер калибра 26 мм изготовлен китайским предприятием Wavecor, основанным бывшими инженерами Tymphany Corp. (компании, владеющей маркой Peerless). Для охлаждения звуковой катушки в зазор введена магнитная жидкость.
Внутренняя разводка выполнена фирменными кабелями Phonar из посеребренной меди. Корпуса изготовлены из 18-миллиметровых плит МДФ, стенки изнутри обиты несколькими слоями синтетической ваты. M2 Style выпускаются в черном и белом цветах, причём покрытие матовое. Грили крепятся на магнитах.
Первое впечатление от звучания неожиданное – несмотря на более чем скромные габариты, мониторы выдали плотно сбитый, энергичный саунд с убедительным ударом. Атака не затянута, что обусловило безукоризненную передачу ритма даже на самых сложных треках. Рабочий бас начинается где-то с 60 – 70 Гц, и хотя фундаментальная основа выражена не так явно, драйва вполне достаточно для большинства музыкальных жанров. Даже Yello звучали вполне адекватно — чувствовалась и энергетика, и плотное наполнение в нижней середине.
Тембрально мониторы на редкость точны – спектр инструментов, характерные особенности певческих голосов передаются натурально, с мельчайшими подробностями. Верхний диапазон прозрачен, тарелки – реальный металл, в меру яркий, с богатым спектром. Звучание на всех жанрах живое и красивое. Середина лёгкая и открытая, что особенно чувствуется на записях акустических инструментов. Тембральное разрешение высокое, мониторы способны дать заинтересованному слушателю массу полезной информации.
Но главное достоинство M2 Style, безусловно, в способности выстраивать самое настоящее 3D пространство. Твитеры, помещённые в короткие волноводы, не только прорисовывают малейшие детали звуковой картины, но и чётко фиксируют их на своих местах в звуковой сцене. Благодаря небольшим размерам по характеру излучения мониторы приближаются к точечному источнику со всеми его преимуществами. Широко разносить их не стоит, самая натуральная картинка получается при расстоянии около двух с половиной метров и таком же – от слушателя до передней линии.
Quadral Argentum 530
С продукцией этой немецкой компании мы знакомы давно – она безупречно выглядит и неизменно получает высокие оценки за звучание. Напомню, что штаб-квартира компании расположена в Ганновере, там же проектируется вся акустика.
Argentum 530 – классические трёхполосные мониторы и в нашей группе самые габаритные. При этом по цене они отличаются не так уж значительно.
18-сантиметровый низкочастотный драйвер в фазоинверторном оформлении начинает воспроизводить бас от 40 Гц, а верхняя граница дюймового твитера с шёлковым куполом расширена до 35 кГц. В нашу эпоху аудио высокого разрешения такой заход в ультразвуковую область можно считать существенным плюсом. Обратите внимание, что в центре купола между защитными скобками установлена акустическая линза, выравнивающая частотную характеристику по всей ширине диаграммы направленности.
Средняя полоса, заданная в переделах 350 – 2700 Гц, воспроизводится 13,5-сантиметровой головкой. Её диффузор, также как и у басовика, выполнен из полипропилена с титановым напылением – такая структура обладает оптимальным сочетанием малой массы, жёсткости и внутреннего демпфирования. У обоих драйверов широкие эластичные подвесы, способные обеспечить большие смещения подвижной системы.
Argentum 530 выпускается в чёрном и белом рояльном лаке, качество отделки традиционно очень высокое. Грили крепятся на штырьках. Мониторы достаточно увесистые – более 10 кг каждый.
Вот уж где уместно вспомнить поговорку «размер имеет значение». В помещении площадью до 35 метров эти мониторы запросто способны заменить напольные системы. 18-сантиметровые драйверы (а это 7 дюймов, между прочим) буквально простреливают пространство, выдавая какой-то нереальный по глубине бас. При этом в общем тональном балансе он не доминирует, я бы сказал, что в Argentum 530 акцент сделан на средний диапазон. Он очень красив благодаря богатству тембров и способности показать все характерные особенности голосов исполнителей. Акустическая гитара, духовые и ударные инструменты – всё передаётся живо и естественно.
Не менее интересен и нижний диапазон. Возможно, бас и не такой быстрый, как у небольших бумажных драйверов, зато он основателен и подробен, в нём много оттенков. Контрабас, большой барабан, синтезированные ноты, от которых вибрируют стёкла – всё это выдаётся легко, звучит свободно и с полным гармоническим спектром.
Динамический потенциал тоже впечатляет, с хорошим усилением Argentum 530 могут порадовать даже очень требовательного слушателя. Удар барабана – реальное испытание для ушей и ощущения для всего тела.
Верхний диапазон тоже хорош, в нём и воздух, и облако верхних гармоник при звучании тарелок, и острая локализация виртуальных источников по всей частотной полосе. Соответственно и сцена строится с филигранной точностью – инструменты, исполнители и искусственно созданные эффекты с размахом распределены по переднему плану, на хороших записях чувствуется и перспектива в глубину.
Эти полочники лучше слушать с четырёх-пяти метров, тогда звучание будет цельным, равномерно насыщенным по всему спектру.
В сухом остатке
Как видим, в диапазоне вполне доступных цен можно подобрать мониторы с настоящим хай-файным звучанием. Порадовало и обилие конструктивных решений – отличаются и материалы, из которых изготовлены диффузоры, и типы твитеров, и даже количество полос. Это даёт больше возможностей для осознанного выбора под индивидуальный вкус и конкретные музыкальные жанры.
Dynavoice Definition DM-6 – самые недорогие и, пожалуй, самые универсальные мониторы с широким частотным диапазоном и взрослой динамикой. Никаких жанровых предпочтений, любая музыка отыгрывается ярко и красиво. За такие деньги просто находка.
У Dynavoice Classic CL-16 характер принципиально иной – спокойный, сбалансированный, с гармоничным сочетанием параметров. При этом достаточно эмоциональные, чтобы не казаться слишком нейтральными. Идеально впишутся в систему с яркой, контрастной электроникой.
Phonar Veritas Style M2 – настоящие мастера сцены. Идеально прорисовывают трёхмерное пространство даже при воспроизведении стриминговых трансляций. С динамикой, несмотря на скромные габариты, тоже всё в порядке. Звучание слитное, как у дорогого коаксиального излучателя. Отличный вариант для небольшой комнаты или настольной аудиосистемы.
В мониторах Quadral Argentum 530 броская внешность гармонирует с красочной и праздничной подачей. Сильное впечатление производит бас, уходящий в инфранизкую область, и чрезвычайно информативная середина. По динамике это самые убедительные мониторы в нашем обзоре – они способны заменить приличные напольные колонки. Подходят для всех жанров, но для полного раскрытия их недюжинного потенциала требуется достаточно мощный усилитель.