«Сюрреализм уже давно любим нашим народом. Практически как Пушкин. Если в одной ситуации мы говорим: «А работать кто будет? Пушкин?», то в другой: «Это полный сюр!» Вадим Кругликов.
Большую роль в становлении современной Марбельи сыграл незаурядный, прагматичный, эксцентричный мэр Хесус Хиль (Gregorio Jesús Gil y Gil).
К 1991 году влиятельному бизнесмену надоело наблюдать, как его капиталы, вложенные в девелопмент, тонут вместе с гламурным городом, и он предложил свою кандидатуру на пост алькальда.
В кратчайшие сроки была создана маленькая карманная партия «Grupo Independiente Liberal» (аббревиатура GIL повторяет фамилию Хесуса — Gil), выработана стратегия - обвинить в злоупотреблениях кандидатов от всех традиционных партий, пообещать жителям (на тот момент 90 тыс. чел.) чистоту, безопасность, рост доходов. Представители GIL получили в городском совете 19 мест из 25-ти, а Хиль занял кресло мэра.
В последствии переизбирался еще дважды, управлял городом до 2002 года. В итоге, был уличен во множестве экономических и уголовных преступлений. Испанский суд объявил Хесуса Хиля «непригодным занимать государственные должности» и заключил в тюрьму.
Он умер от остановки сердца 14 мая 2004 года на 72-м году жизни. На похоронах присутствовали друзья; политики и чиновники; партнеры по бизнесу; президенты ведущих футбольных клубов; известные актеры, спортсмены, деятели искусств. Королевская семья выразила соболезнования родственникам. Рыдали болельщики «Атлетико» и жители Марбельи.
За 11 лет управления городом Хесус Хиль выполнил большинство данных обещаний: сделал город безопасным, значительно увеличив число полицейских; убрал с улиц девушек легкого поведения, попрошаек, наркоманов, карманников. Распорядился высадить тысячи деревьев, устроить фонтаны, привести в порядок скверы и набережные, открыть новые медицинские центры, спортивные объекты, гостиницы.
Один из ярких нетривиальных примеров благоустройства «по Хилю» — Авенида дель Мар (Avenida del Mar).
В конце XX века между старым городом и пляжем вырос квартал современных многоэтажных домов. На границе «двух культур» располагаются парк Аламеда и музей скульптур под открытым небом.
Как и обещают нам Путеводители по Испании, «поклонники Сальвадора Дали могут наслаждаться творчеством великого сюрреалиста 24 часа в сутки, 365 дней в году, совершенно бесплатно».
Бульвар устроен замечательно: в середине — скульптуры, к ним можно подойти и потрогать; по краям решетчатые навесы, увитые зеленью, удобные скамейки, фонтаны. Спокойная цветовая гамма — песочный (как бы продолжение пляжа), золотистый, бронзовый.
Приятно сидеть в прохладе под журчание воды, любоваться «Человеком на дельфине» или разгадывать тайны «Космического слона».
Впрочем, начинается экспозиция вполне понятной скульптурой Эдуардо Сориана «Свобода слова».
А дальше уже сплошной сюр...
Вокруг появления выставки и подлинности работ выстроено множество конспирологических версий.
Сначала считалось, что скульптуры подарены городу Сальвадором Дали и Галой.
Позже выяснилось — куплены на деньги муниципалитета за 250 миллионов песет у коллекционера Исидро Клота.
Можно ли считать их подлинниками?
Этот вопрос возникает по отношению значительной части творческого наследия Дали-скульптора, ответить на него однозначно искусствоведы не могут.
Художник —мистификатор был настолько многогранен, что не мог удержатся в рамках одного-двух жанров. Упорно превращая себя в безумного гения и короля эпатажа, он выступал в ролях живописца, графика, писателя, режиссера. Благодаря ему сюрреализм вошел в массовую культуру и приобрел самые причудливые формы.
Дали было тесно в плоском пространстве холста. Многих героев своих сюжетов он лепил из воска, дабы придать объем. Коллекционер Исидро Клот выкупал восковые фигуры и заказывал их бронзовые отливки.
Оригиналы хранятся в его частной коллекции; копии (~ 300 шт.) украшают экспозиции музеев и городские пейзажи.
Например «Текучее время» (размышления о природе сыра Камамбер) можно видеть на центральной площади Андорры-ла-Велья и набережной Темзы в Лондоне.
Во время развития скандала вокруг персоны Хесуса Хиля члены левоцентристской партии Марбельи провели расследование и установили, что скульптуры были изготовлены в итальянской художественной мастерской под Вероной. Общество возмутилось, но мэрия результаты независимой экспертизы не признала, впрочем, и не опровергла.
Короче говоря, копии, оригиналы или подделки выставлены на Авенида дель Мар каждый может решить сам.
Город от слухов ничего не теряет, даже наоборот — приток туристов-дилетантов, ищущих «изюминку», и туристов-знатоков, желающих понять «он не он», постоянно растет.
В экспозиции 10 работ: «Троянский конь», «Бог Меркурий», «Гала, выглядывающая из окна», «Лошадь в падении со всадником», «Космический слон», «Обнаженная девушка на ракушке», «Сидящий Дон Кихот», «Беременная Гала», «Человек на дельфине», «Персей, побеждающий медузу Горгону».
Мы прекрасно проводили время на бульваре и «почерковедческие» проблемы не волновали нас совершенно.
Еще одна скульптура Сальвадора Дали установлена в Пуэрто Банусе (Puerto Banus), ~ 10 км от центра Марбельи. Городок-порт для богатых считается одним из самых роскошных мест на средиземноморском побережье.
«Носорог в шипах» (Rinoceronte vestido con puntillas) или «Носорог, одетый в кружева» создан в 1956 году под влиянием творческих мук автора во время работы над фильмом «Удивительная история «Кружевницы» и носорога».
В начале 50-х годов поэт Эммануэль Лютен, большой почитатель Дали, преподнес художнику рог носорога.
Подарок вызвал восторг с далеко идущими последствиями: возникает очередная фобия - «носорогомания» и новый взгляд - форма носорожьего рога геометрическая основа изображения любого объекта.
В творчестве художника начинается период «ядерного мистицизма».
Дали обнаруживает рога буквально повсюду, даже на картине своего любимого художника Яна Вермеера. «Кружевница» вся состоит из носорожьих рогов...
Происходит немыслимое, руководство Лувра разрешает ему работать над копией картины в зале музея. По мотивам этих зарисовок в 1955 году рождается «Параноико-критический вариант «Кружевницы» Вермеера».
«Носорогомания» приводит к очередному кинопроекту «Удивительная история «Кружевницы» и носорога» (1954-1961 гг). Часть съемок проходила в Венсенском зоопарке Парижа. В главной роли выступал живой носорог с репродукцией «Кружевницы», укрепленной на роге. Фильм не был закончен.
Размышляя о поворотах киносюжета, Дали между делом создает массивную бронзовую скульптуру весом ~ 3.5 тоны -«Носорог, одетый в кружева».
В Марбелью «Носорог» приехал в 2004 году к 100-летию со дня рождения художника.
Наши соотечественники уважаемые Зураб Церетели и Юрий Михайлович Лужков (от лица Московской мэрии) в 1994 году тоже сделали Марбелье подарок — стелу «Победа».
«Дело о русской статуе», переданной безвозмездно, но загадочным образом обошедшейся администрации под руководством Хесуса Хиля в 141 миллион песет (~ 1 миллион $ по курсу того времени), испанская полиция расследовала долго, скучно и безуспешно.
Закончилось все пропажей документов и смертями ключевых свидетелей.
Поскольку против Хесуса Хиля было возбуждено более 70-ти уголовных дел, лишняя скульптура большой роли не играла.
«Победа» (именуемая в народе «Русский, впервые увидевший море») благополучно возвышается над Пуэрто Банусом. Между прочим, это далеко не самая ужасная работа Церетели.
Спасибо за внимание!
Испания. Андалусия. Белый город Ронда.
Испания. Андалусия. Ронда. Corrida de Torros.
Испания. Андалусия. Малага. Пикассо.
Испания. Андалусия. Фуэнхирола.