В 20 лет Соня узнала, что живет с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с детства. Это расстройство развития, при котором ребенку сложно контролировать свое поведение: он не может усидеть на месте, дождаться своей очереди, сконцентрироваться на одной задаче и выполнить ее до конца. Дети с СДВГ ведут себя импульсивно, из-за чего чаще других получают травмы. Некоторые забирают диагноз во взрослую жизнь.
Это продолжение истории Сони. В первой части она рассказала, как узнала про свой диагноз и какое получала лечение.
Как СДВГ влияет на отношения с собой и окружающими
К себе я всегда относилась хорошо. Я понимала, что отличаюсь от других, но чувствовала себя комфортно. Родители в какой-то момент тоже отстали и позволили мне просто быть собой: «Спишь два часа в сутки? Если высыпаешься, окей». Они не мешали, поэтому я жила в комфортном ритме. Мама либо не считала мое поведение особенным либо специально выбрала такой способ взаимодействия со мной.
Родители не сделали мне хуже — это уже большой плюс. Особенно это познавалось в сравнении. Помню, ездила в лагерь, а там отбой в десять вечера. Мне было совсем никак не уснуть, и каждый вечер приходила воспитательница, сидела возле и ждала, когда я усну. Хотелось ее ударить. Кому-то, наоборот, помогает жесткий режим, но мне — нет.
Обычно у детей с СДВГ снижена успеваемость, потому что они не могут долго концентрироваться. Мне повезло, у меня такого не было. Да, мне не усидеть на уроках, не сделать домашку, но я выезжаю за счет того, что схватываю материал на лету. На минуту сосредоточусь и все пойму.
Но все равно было много конфликтов с учителями в школе и преподавателями в университете. Были невыносимы долгие дипломные, курсовые, проекты, которые требуют длительного погружения. Когда я писала диплом, плакала каждый день, потому что не могла сосредоточиться.
Зато я научилась договариваться. Например, на английском в университете для зачета нужно было сдавать тексты наизусть. А у меня проблемы с запоминанием текстов. Пришлось подойти к преподавательнице, объясниться и предложить поговорить с ней устно, она мне тогда четверку поставила. Еще из-за того, что все забываю, не могу врать, — знаю, что проколюсь.
У меня есть ученик с дислексией и чем-то похожим на СДВГ. Как-то во время урока он встал, подошел к окну, завернулся в занавеску и сказал, что будет рассказывать правила оттуда. Я понимала, насколько ему плохо и тяжело и как важно его в этот момент не спугнуть. И вместе с этим я испытывала облегчение от понимания, что я не одна такая.
Как я чувствую себя сейчас
В детстве мне сложно было общаться со сверстниками, но сейчас я нашла компанию, в которой веду себя совершенно естественно. Остальные симптомы тоже сгладились, концентрироваться стало проще. Я могу отвлечься, что-то забыть, пропустить дедлайн, но воспринимаю это спокойно. Если у меня что-то не получилось, — ничего, разберемся. Ругать я себя за это не буду.
Я думаю, у меня была легкая версия синдрома. Я нашла способ с ним жить и принять свои особенности. Например, я знаю, что у меня низкая концентрация внимания. Поэтому я не беру дела, где нужно сильно концентрироваться. У меня плохая память. Поэтому мои друзья знают, что если им что-то от меня нужно, им самим надо позвонить и напомнить. Мне помог тот период написания курсовой про СДВГ понять, что бывают случаи жестче, чем мой, бывают мягче. У многих СДВГ остается во взрослом возрасте, но со временем люди учатся его контролировать.
Еще я уже пять лет хожу к психологу. Психотерапия сделала для меня очень многое — я знаю, что со мной происходит, и подстраиваю поведение под это.
Читайте также: когда вести ребенка к психологу, чтобы не пришлось к психиатру
Как поддержать человека с СДВГ
Если не хотите обидеть человека с СДВГ, не говорите, что его проблемы — это плохое воспитание, это главное.
Думаю, что поддерживать нужно родителей. Моя мама часто удивляется: «Почему про СДВГ никто не говорит? Как об этом узнать, если не учишься в университете?» Для родителей сообщества единомышленников были бы очень полезны. Но я сама не хотела бы быть в сообществе. Есть даже такая тема в психотерапии, что специалисты стараются не обращаться к диагнозам. Потому что диагноз — это ярлык. Человек вешает его на себя, ассоциирует себя с ним и может потеряться в нем.
Иногда взрослый человек думает, что у него СДВГ, но на самом деле он просто неусидчивый или устал, поэтому не может сконцентрироваться. Но если есть сомнения, можно всегда пойти к специалисту. Хотя во взрослом возрасте СДВГ диагностируют гораздо реже и симптомы не такие яркие, как в детстве.
Статья была полезной? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы больше знать о том, как беречь свое здоровье.
Читайте также: