«Приехала сюда г-жа Лебрен. Она делает даже более - все изображенные ею обладают идеальной красотой» - записала Екатерина II о любимой портретистке казненной королевы Франции Марии-Антуанетты. Однако, сама императрица так не заказала ей портрет и осталась недовольна работами.
После Великой Французской Революции Элизабет Виже-Лебрен пришлось покинуть Францию. Художница вовсе не горела желанием разделить участь своих заказчиков-аристократов и королевы Марии-Антуанетты, часто заказывавшей у нее портреты.
Побывав в Италии, Неаполе, Австрии и Германии, любимая художница казненной Французской королевы получила приглашение посетить Санкт-Петербург. Русская императрица Екатерина II оказывала покровительство людям искусства и такая популярная у высшей знати портретистка могла рассчитывать на ее благосклонность.
В Санкт-Петербурге Элизабет имела невероятный успех, все мечтали получить портрет ее кисти, Ведь работы художницы отличались не только невероятным изяществом, но все люди на них отличались невероятной красотой. Конечно же, Элизабет немного приукрашала своих моделей, что весьма ценилось заказчиками.
Первым заказом от Екатерины II стал портрет ее внучек Александры и Елены, дочерей будущего императора Павла I.
Александра Павловна была любимой внучкой императрицы. Она ценила ее красоту и веселый нрав, особенно заботилась о ее будущем и даже самолично читала ей книги вслух.
«Княжнам было лет по тринадцати-четырнадцати. Черты их лиц были небесны, но с совершенно различными выражениями. Особенно поразителен был цвет их лиц, настолько тонкий и деликатный, что можно было подумать, что они питались амброзией. Старшая, Александра, обладала греческим типом красоты, она очень походила на брата Александра (речь идет о будущем Александре I), но личико младшей, Елены, отличалось несравненно большей тонкостью. Я сгруппировала их вместе, рассматривающими портрет императрицы, который они держали в руках» - так описывала внешность княжон Элизабет Виже-Лебрен в своих мемуарах. Она немного ошиблась в возрасте цесаревен, на момент написания портрета им было 12 и 11 лет.
С этим портретом произошло недоразумение. Художница изобразила девушек в легких греческих одеждах, но фаворит императрицы Платон Зубов поторопился передать Элизабет, что императрица «была скандализирована манерой, в которой я одела великих княжон на моей картине».
Художница поторопилась переделать портрет: «Я настолько поверила этой сплетне, что поторопилась заменить туники платьями, которые обычно носили княжны, и закрыть их руки скучными длинными рукавами. Правда же заключалась в том, что императрица ничего не говорила, она простерла свою доброту до того, что сама мне об этом сказала, в первый же раз как мы увиделись. Тем не менее я уже испортила весь ансамбль своей картины, уже не считая того, что красивые руки, которые я написала как могла лучше, более не были видны. Я вспоминаю, что Павел, сделавшись императором, в один прекрасный день начал меня упрекать в том, что я изменила костюм, в котором первоначально были изображены его дочери. Я рассказала ему, как все произошло, после чего он пожал плечами и сказал: «С вами сыграли нехорошую шутку». Он не был одинок в этом мнении. Зубов меня не любил».
В действительности, императрица была недовольна и вторым вариантом портрета своих внучек. Она не оценила работу Виже-Лебрен и написала в письме барону Гримму:
«Приехала сюда г-жа Лебрен. Она претендует на то, чтобы считаться ученицей Анжелики Кауфман. Последняя умеет во всех написанных ею фигурах совмещать элегантность и благородство. Она делает даже более - все изображенные ею обладают идеальной красотой. Последовательница Анжелики ради первой пробы начинает писать великих княжен Александру и Елену. У первой благородное, интересное лицо, вид царственный, вторая обладает совершенной красотой с видом святой чистоты. Г-жа Виже-Лебрен заставляет обеих скорчиться на диване, сворачивает шею младшей, придает обеим вид мопсов, греющихся на солнце, или, если хотите, двух противных маленьких савоярок, причесанных под вакханок, с гроздьями винограда в волосах и одевает их в туники, грубо красного и фиолетового цветов. Одним словом, не хватает не только сходства, но обе сестры так обезображены, что есть люди, которые не могут разобрать, которая старшая, а которая младшая. Сторонники г-жи Виже-Лебрен превозносят все это до небес, но, по-моему, это очень плохо, потому что в этой картине-портрете нет ни сходства, ни вкуса, ни благородства, и нужно не иметь ни чувств, ни понимания, чтобы так не справиться с сюжетом, особенно когда такой сюжет перед глазами. Нужно было просто копировать госпожу Природу, а не выдумывать обезьяньи ужимки...»
Екатерине II не нравилась манера Виже-Лебрен и ее стиль. Однажды, когда супруга Великого Князя Александра Павловича, будущего Александра I, Елизавета Алексеевна, явилась на бал в легком платье-тунике, созданном по наброскам Элизабет Виже-Лебрен, императрица осталась очень недовольна нарядом и высказала мнение, что Великая Княжна явилась на торжество в ночной рубашке.
Свой собственный портрет российская императрица Екатерина II у любимой портретистки Марии-Антуанетты так и не заказала.
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!