Утро порадовало ярким солнцем. Прогулялся по набережной. Какой-то предприимчивый человек собирал деньги за фотографирование пеликанов на набережной. Был послан. Пеликаны в этих краях абсолютно бесплатны. Примерно как вороны в наших городах.
И вот, пришло время грузиться на корабль. А дальше было 2 часа полнейшего восторга! Да, не зря Бальестрас называют Галапагосами для бедных… На Галапагосах я еще не был, но здесь и разнообразие количество животных и птиц, просто поражает.
После возвращения в порт, загрузился в машину, и поехал смотреть наземную часть заповедника. Скажу честно, после поездки к островам, сюда можно было бы не ездить. Ничего выдающегося здесь нет. Зато чуть не попал в серьезную аварию. Но сначала небольшое отступление про дорожный язык. Дело в том, что водители в разных регионах мира общаются между собой по-разному. Так, если в России или в Европе машина мигает правым или левым поворотником, значит будет делать соответствующий поворот, а если в России включают аварийку – значит говорят «спасибо» или «извини»… А вот в странах Латинской Америки это не так. Аварийка означает «осторожно, я торможу». С поворотниками еще интересней. Правый поворотник означает поворот. Причем в любую сторону, а вот левый – «встречного транспорта нет, можно обгонять».
Так вот, мне надо было сделать левый поворот, и я как порядочный водитель стал притормаживать и включил левый поворотник. А сзади меня ехал грузовик. Когда я начал уже поворачивать он чудом не снес меня. Долго еще стоял звук отборного испанского мата. Русский мат несся за грузовиком…
А потом я понял, что это – трудности перевода. Как все выглядело с точки зрения водителя грузовика? Впереди едет легковушка. Едет медленно, показывает, что встречного транспорта нет, и можно обгонять. Он и начал обгонять. А потом придурок на легковушке вдруг начинает левый поворот… В общем, учите языки, это знание может спасти жизнь.
Как бы то ни было, уже через час я мчался по панамериканке по направлению к Лиме. У меня оставалось еще несколько дней, и я могу свой выполнить план максимум на эту поездку – посетить пре-инкские города Караль, Сечин, Чан-Чан, а может быть, даже Сипан!
В Лиму въехал как раз с началом вечерних пробок. В простоял в городе часа 2. Решил дальше не ехать, а лучше сегодня лечь пораньше, а утром, когда пробки рассосутся, продолжить свой путь. Так и сделал. На ночь остановился в более-менее приличном мотеле в пригороде.
Рано утром продолжил свою поездку. Было 6 утра, но машин уже было много. К счастью, теперь мне не были страшны пробки, т.к. я ехал в противоходе: все – в Лиму, а я из нее.
При выезде из Лимы дорога раздваивается: одна идет по берегу океана, другая – в стороне от него. Первая только для грузовиков, вторая – для легковушек. Я не понял этой премудрости, и поехал по дороге для грузовиков. Был остановлен полицией и отправлен обратно.
Тем не менее, до поворота на Караль добрался довольно быстро. Дорога в Караль достаточно красива, идет вдоль полей и деревень. Народ только начинает просыпаться и заниматься своими делами. Сам поворот в археологическую зону не очевиден. Кажется, что поворачиваешь в чей-то огород. Отсюда начинается дорога класса ужас-ужас. Покрытие составляет крупный гравий, вплоть до откровенных булыжников.
К входу в городище приехал за час до официального открытия. Контролеров-билетеров нет.
На месте оказался только общительный археолог, который сказал, что индивидуальное посещение невозможно. Надо ждать группу. Учитывая, что после поворота в сторону Караля никаких тур. автобусов я не обгонял. а ехал достаточно быстро, мне предстояло провести в ожидании не менее 2-х часов.
Разговорился с археологом. Я и не подозревал, что уже так хорошо понимаю испанский! Оказывается, он участвует в раскопках Караля уже 17 лет! Каждый год проводит здесь без выходных 9 месяцев и только 3 месяца дома. Хотя при такой работе уже не понятно, где его дом. Да и зачем ему, если жена работает здесь же?
Он просто влюблен в свою работу и в культуру местных индейцев. Оказывается, Караль – мать городов перуанских. Он ровесник египетским пирамидам и первый из крупных южноамериканских городов. Его культурное влияние прослеживается во всех южноамериканских цивилизациях, включая инков.
Ну какой экскурсовод расскажет и покажет лучше археолога, проработавшего столько лет на раскопках в этом городе? На прощание дал ему 10 солей (цена билета), хотя он и не просил. Билетеры еще не приехали, а я уже закончил осмотр Караля, и еду в Сечин.
Вдоль дороги практически отсутствуют населенные пункты, поэтому заправляться рекомендуется при первой же возможности. Тем более приятным после пустынной дороги кажется город Касма (Casma). Здесь довольно зелено, а главное – есть все блага цивилизации и я даже думал заночевать здесь, но все же решил доехать сегодня до Трухильо (Trujillo). Но прежде – в Сечин.
Сечин находится практически в черте города Косма. Интересен, прежде всего, хорошо сохранившимися барельефами:
До Трухильо доехал еще засветло и успел прогуляться по нему, посидел в дешевом интернет-кафе. А ночевать я уехал в мотель в пригороде. Завтра у меня последний полный день в Перу.
В планах было посещение рынка ведьм в Чиклайо (200 км. от Трухильо), Сипана (100 км. от Чиклайо), возвращение в Трухильо, здесь посетить Чан-Чан, и сколько хватит времени и сил, ехать на юг. Предположительно ночевать должен был бы в Косме. Но жизнь внесла свои коррективы, и не позволила осуществить мой план-максимум.
Итак, как обычно выехал рано утром, уже проделал половину пути до Чиклайо и тут при торможении появился резкий скрежещущий звук. Сомнений не было – тормозные колодки доживают свои последние дни… Это было полнейшей неожиданностью для меня, т.к. накануне машина вела себя абсолютно адекватно и никаких посторонних звуков не было.
Было очень обидно. Но тем не менее, я решил возвращаться. Мне предстояло около 100 км. до Трухильо и еще 600 до Лимы. За время обратной дороги я научился тормозить коробкой передач, практически не пользуясь тормозом. Особым испытанием была езда по городам, здесь, учитывая манеру вождения местных джигитов, постоянно приходилось тормозить, иногда – резко. Как назло, центр Трухильо оказался перекрыт, там шла какая-то стройка века, все пути объезда, которые знал мой навигатор – тоже оказались перекрыты. Пришлось долго плутать по каким-то закоулкам, пока не выехал на трассу.
Но как бы то ни было, в посещении Чан-Чана я отказать себе не смог. Тем более, что он располагается почти что в черте города Трухильо. Город очень грамотно отреставрирован и снабжен большим количеством стендов, поясняющих предназначение тех или иных помещений. Гулять по нему было приятно. В общем, можно сказать, что все индейские города, которые я посетил к северу от Лимы довольно-таки сильно отличались как друг от друга, так и от инкских городов.
Ну а дальше была долгая нервная езда по пустынной трассе в Лиму. Особенно неприятны для меня были ее горные участки. Проехал Касму, еще несколько городков. Потом долго искал место для ночлега. В результате, обрел искомое почти что в пригороде Лимы.
К сожалению, у меня вечерний рейс, а из оставшихся дел – только доехать до аэропорта и сдать машину. Поэтому утром я не спеша собрался, поудобнее упаковал вещи, разбежавшиеся по багажнику, и отправился в Лиму.
Дорогу в аэропорт нашел быстро, а вот где сдавать машину – нет. Въезжать надо в ворота без всяких опознавательных знаков. В результате, проехал мимо 2 раза. Пришлось разворачиваться. В последний раз я тоже проехал, но мне так хотелось уже сдать, наконец, раздолбанную машину, что я стал пятиться задом в достаточно плотном движении. Тут же выскочил какой-то служащий офиса аренды и помогал мне сзади «расталкивать» машины. Потом за свои труды захотел денег, причем довольно много. Но получил только какие-то последние оставшиеся у меня соли. По-моему, все равно остался доволен.
Сдал машину без проблем. Никаких лишних денег с карты потом не списали, т.к. я брал полную страховку. Так что можно сказать, что поездка удалась.