Формалист и технарь, Стивен Содерберг в 27 лет получил золото Канн за «Секс, ложь и видео», с тех пор поставил «Траффик» и всех «Друзей Оушена», переснял «Солярис» Тарковского и снял несколько фильмов на айфон. Вглядываемся в его насыщенную фильмографию и выбираем лучшее, что подарил нам гений.
Секс, ложь, видео
Драма Стивена Содерберга про видеокамеру, секс и вуайеризм. У Джона (Галлахер) была отличная жизнь: юридическая фирма, жена, равнодушная к сексу (МакДауэлл), и нетребовательная любовница, приходившаяся жене —младшей сестрой (Джакомо). А потом в Батон-Руж приехал его бывший сокурсник Грэм (Спейдер) — дерганый парень с видеокамерой и кучей кассет в багажнике.
Вне поля зрения
Профессиональному грабителю банков Джеку Фоули не всегда везло — большую часть жизни он провел за решеткой. Джек принимает решение: последнее крупное дело — и с опасным бизнесом покончено навсегда. С помощью друга Бадди Брэгга Фоули совершает побег из тюрьмы. Друзья направляются в Детройт, их преследует полицейский Карен Сиско. Джек похищает Карен и влюбляется в нее. Криминальная комедия Стивена Содерберга с Джоджем Клуни в главной роли.
Эрин Брокович. Красивая и решительная
Драма Стивена Содерберга о вреде шестивалентного хрома. Эрин Брокович, мать-одиночка с тремя детьми на руках и двумя разводами за плечами, тщетно пытается найти работу. Отсутствие образования с лихвой компенсируют природный ум и напористость. И вот долгожданный шанс — место ассистентки в юридической фирме. Новой сотруднице поручают разбирать бумаги. Читая документы, Эрин натыкается на досье крупной химической корпорации, отходы которой отравляют окружающую среду. Брокович начинает собственное расследование.
Траффик
Три криминальные новеллы Стивена Содерберга. Три истории, между собой практически не связанные. Первая — мексиканского полицейского, который ловит наркоторговцев и тут же теряет их в пользу более могущественных структур. Вторая — успешного судьи, который назначается Главным Наркоборцом Америки и обнаруживает, что его дочь сидит на кокаине. Третья — богатой бездельницы, которая с удивлением открывает и с азартом берет в свои руки темные дела посаженного мужа.
Одиннадцать друзей Оушена
«Ну что, мистер Океан, — пытают Дэнни Оушена члены комиссии по помилованию, — вот мы вас сейчас досрочно отпустим, и что вы будете делать?» Известно что: соберет банду из десяти человек и ограбит сразу три лас-вегасских казино на 160 миллионов. Одноименный фильм 1960 года был хорош только одним — звездами, легендарной «Крысиной стаей» во главе с Фрэнком Синатрой, лучшими друзьями на сцене и в жизни. И даже не ими, а химией между ними. Тут все звезды жутко красивы, но нет между ними химии — одна физика. Их ничего не объединяет, кроме сюжета и гонораров. Они не любят друг друга, и Стивен Содерберг («Эрин Брокович», «Траффик») не мог бы заставить их полюбить, даже если бы захотел (а он и не хочет). Поэтому фильм получается стильный, но без внутреннего нерва, душевно неповоротливый. Так, поодиночке, банк взять нельзя: тут же повяжут.
Солярис
Голливудский ремейк одноименного фильма Андрея Тарковского 1972 года. Молчаливый меланхолик, психолог Крис Кельвин расследует паранормальные явления, происходящие на космической станции, дрейфующей над планетой Солярис. Ремейк одноименного фильма Андрея Тарковского 1972 года, остающегося эталонным образцом философской фантастики, новый «Солярис» — слишком спешный, чтобы быть внятным, слишком мелодраматичный, чтобы будоражить, слишком поверхностный, чтобы вести полноценный диалог.
Двенадцать друзей Оушена
Гангстер Бенедикт, лишившийся по вине банды Оушена части трудовых доходов в финале первого фильма, в начале второго лично навещает каждого из своих обидчиков; и как-то так получается, что если они не выплатят ему за две недели порядка $200 млн, он их убьет. Ощущение импровизационного бардака, которым дышит эта лента, очевидно, ложно. Здесь царствует железный режиссерский расчет. Если в первом фильме Содерберг играл с формулой жанра, во втором он уже разбил формулу на отдельные знаки и мечет их в произвольном, но, безусловно, продуманном порядке.
Тринадцать друзей Оушена
Духовный наставник Дэнни Оушена и самый старший участник его банды — Рубен Тишков (Гулд) решил на честно заработанные деньги построить в Лас-Вегасе казино-небоскреб в духе Нормана Фостера, взял в партнеры известного подлеца по фамилии Банк (Пачино), был вышвырнут тем из бизнеса и свалился в этой связи с инфарктом, перешедшим в затяжную депрессию. Чтоб поднять старику настроение, Оушен (Клуни), Расти (Питт), Лайнус (Дэймон) и все-все-все (Каан, Аффлек, Чидл и другие), решают показательно распотрошить мистера Банка. В рамках благого начинания парни устраивают землетрясение в Вегасе и небольшую пролетарскую революцию в Мексике. В ход идут накладные усы, носы и вонючий газ. Всем так весело, что даже злодей Бенедикт (Гарсия), две серии назад по оушеновской милости потерявший жену и сто с чем-то миллионов, не может удержаться и присоединяется.
Девушка по вызову
«Мы встретились в ночь с пятого на шестое. На мне было платье и туфли Michael Kors, белье La Perla и бриллиантовые сережки. За ужином он говорил про финансовый кризис» — что-то в этом роде выстукивает на своем лэптопе 20-летняя Кристина, она же Челси (Саша Грей), в меру красивая, очень дорогая нью-йоркская колл-герл с мозгами и амбициями. За окном октябрь 2008-го, Обама еще не победил, «Фанни Мэй» и «Фредди Мак» под внешним управлением, клиенты — кто на грани банкротства, кто просто на нервах. Большинству не до секса, но Челси справляется. «Производственное кино» Стивена Содерберга про будни высокооплачиваемой колл-герл.
Заражение
Провидческий триллер Содерберга с кучей голливудских звезд. Возвращаясь из загранкомандировки домой, ничем не примечательная блондинка (Пэлтроу) делает пересадку в Чикаго, где, несмотря на начинающуюся простуду, стремительно изменяет мужу (Деймон). Cутки спустя, уже у себя в Миннеаполисе, она неожиданно забьется в конвульсиях. Еще через пару часов патологоанатом, вскрыв ей череп, дрогнувшим голосом скажет коллеге: «Звони всем». Всем позвонят, главный эпидемиолог (Фишберн) пошлет в Миннеаполис лучшую сотрудницу (Уинслет), брюнетка из Всемирной организации здравоохранения (Котийяр) полетит в Гонконг, где блондинка, судя по всему, простудилась. Несмотря на общие усилия, скоро в Америке кончатся мешки для трупов, и их придется закупать в Канаде.
Нокаут
Девичий рукопашный боевик, снятый самым умным режиссером на свете. Брюнетка (Карано) встречает в придорожной закусочной товарища по работе (Татум). «Что, не поедешь со мной?» — спрашивает тот. «Не-а», — отвечает она и получает кружкой с кофе в лицо. Две минуты спустя, отобрав у коллеги пистолет и сломав ему руку, она гонит через заснеженный лес в компании трогательно заступившегося за нее хлюпика (Ангарано) и рассказывает: неделю назад в Барселоне отбила у наемников китайского диссидента, потом босс (МакГрегор) не пустил в отпуск, потом в Дублине вышла история с фрилансером из MI6 (Фассбендер). Иногда прерывается: «Имена запомнил? А ну повтори».
Супер Майк!
Комедия о мужском стриптизе. «Ты король. Перед тобой толпа девушек. Они все тебя хотят. Ты идеальный муж, которого у них никогда не будет, ты их бойфренд на одну ночь, ты все, что им надо. В конце концов, ты мужик». Перед зеркалом стоят двое мужчин, один держит руку у второго на заднице. Первый — тренер (МакКонахи), второй — новоявленный стриптизер (Петтифер). Пару недель назад его привел в клуб его товарищ — тридцатилетний неудачник по прозвищу Супер Майк (Татум).
Побочный эффект
Официально последний фильм Стивена Содерберга — фармакологический триллер про затейливые антидепрессанты. Эмили Хоукинс — молодая женщина, пережившая большую любовь и большую драму. Жестокая депрессия приводит ее на грань безумия. Эмили обращается в известную клинику, где два перспективных специалиста начинают курс лечения. Однако препараты, прописанные ими, дают странный эффект, и в жизни пациентки начинается новый кошмар: ее галлюцинации приобретают пугающую реальность.
Удача Логана
Несмотря на то что Стивен Содерберг грозился уйти из большого кино (и действительно на какое-то время переключился на сериал «Больница Никербокер»), возвращение одного из самых умных режиссеров современности было лишь делом времени. Сюжет (который, заметим, не имеет никакого отношения к супергерою Росомахе) выглядит максимально дурацки — как и положено комедии, которую снял интеллектуал: два брата-неудачника Джимми и Клайд Логаны (Ченнинг Татум и Адам Драйвер) вместе с пергидрольным Дэниелом Крейгом замышляют безумное ограбление в духе «Друзей Оушена» во время гонок НАСКАР.
Не в себе
Щекочущий нервы триллер, снятый на айфон. Большой умница Стивен Содерберг продолжает всячески расширять возможности киноязыка: то снимет интерактивный сериал «Мозаика», то хоррор на айфон. «Не в себе» рассказывает про жертву сталкинга (Клэр Фой из «Короны»), которая оказывается заперта в психушке с тем, кого она считает своим преследователем. Содерберг искусно щекочет нервы зрителей, заставляя их сомневаться во всем, — но стоило ли ожидать чего-то другого от одного из лучших режиссеров современности?
Птица высокого полета
Околоспортивная драма Содерберга. Во время профессионального баскетбольного локаута спортивный агент (Андре Холланд из «Больницы Никербокер») делает чернокожему игроку-новичку интригующее и спорное бизнес-предложение. Этот шаг способен полностью разрушить структуру лиги НБА. Стивен Содерберг вернулся в большое кино, активно экспериментирует с медиумом (снимая картины на айфон) и, кажется, не собирается останавливаться. Его новый фильм с афроамериканскими звездами, Кайлом МакЛакланом и Закари Куинто, поставлен по сценарию автора оскароносной драмы «Лунный свет» Тарелла МакКрейни.
Без резких движений
В Детройте начала 1950-х два мелких гангстера (Дон Чидл и Бенисио Дель Торо) оказываются в центре сложной интриги, связанной с автопромом. Как всегда у Содерберга, куча звезд (Дэвид Харбор, Мэтт Деймон, Джон Хэмм, Рей Лиотта и другие), вызывающе экономный монтаж, формальные фокусы (Содерберг-оператор экспериментирует с широкоугольными объективами, несколько раздражающе), деконструкция нуара и критика капитализма. Те, кто готов получать удовольствие от самого процесса, от кино как такового, останутся довольны, а то и счастливы. В то же время зритель, который просто ищет развлечения в духе «Друзей Оушена», может быть несколько разочарован: игра мутная, ставки неясные, правила меняются на ходу, у героев один на всех покер-фейс.