Найти в Дзене

Брак в древнем Риме или почему бы я не хотела быть римлянкой?

Оглавление

Свадьбы с 12-летними девочками не вызывали возмущение в древнем Риме. Но поцелуй, который скрепил бы брак, был немыслим. Древние римляне считали, что мальчик готов был к женитьбе после 14 лет. В случае с девочкой, было достаточно того, чтобы ей было 12 лет. Некоторые историки утверждают, что на самом деле, детей женили еще раньше, когда им было около десяти лет, по крайней мере, так было во времена Империи.

Иллюстрация Terrarum Antiqua
Иллюстрация Terrarum Antiqua

Семилетняя девочка на коленях у будущего мужа

Поиски подходящей, и обычно намного старше, кандидатуры в мужья, начинались несколькими годами ранее. Так, надпись на надгробии умершей римской женщины, гласит, что мясник встретил и взял на колени свою будущую жену, когда ей было семь лет. Раннее замужество для женщин означало, что уже двадцатилетние незамужние девушки считались старыми. А во времена правления императора Августа был даже введен закон, предусматривающий штрафы для 20-летних одиночек.

На ком жениться

Римское право не допускало брака с ближайшими родственниками. Отношения между братьями и сестрами, родителями и их детьми были запрещены. С другой стороны, ничто не препятствовало браку с двоюродными братьями. А во времена ранней империи дядям разрешалось жениться на своих племянницах.

В течение первых трех веков существования Рима, отношения между патрициями и плебеями были запрещены. Причина была не в кастовой гордости, а в природе самого брака. С религиозной точки зрения классовое неравенство означало, что их представители не могли создать гармоничную пару или юридическое сообщество в глазах богов. Только закон Канулея в 445 г. до н.э. разрешил жениться патрициям на плебеях.

«Между надеждой и страхом». Лоуренс Альма-Тадема. 1876 год
«Между надеждой и страхом». Лоуренс Альма-Тадема. 1876 год

Но браки с иностранками, рабынями, проститутками были вне закона (при этом, никто не запрещал иметь их в качестве наложниц). Так, например, брак Марка Антония с Клеопатрой, не имел юридической силы в Риме и был незаконным, хотя по египетским законам их брак имел силу.

Читайте также: Дети Клеопатры. Как все начиналось и что с ними случилось?

Вплоть до второго десятилетия III века нашей эры солдатам также не разрешалось официально вступать в брак. Конечно, у многих из них все равно были постоянные партнеры и дети.

Виды брака

Древний римлянин мог заключить два вида брака:

  1. Cum manu mariti – жена была под властью мужа
  2. Sine manu mariti – муж не имел власти над женой

Позже, в 1 веке до н.э появилась, третья, особая форма «брака», хотя это не был «брак» в полном смысле этого слова - конкубинат, постоянное сожительство.

Брак, в котором жена была под властью мужа

Cum manu mariti - брак основанный на неравенстве супругов. Жена находилась в подчинении у мужа, она была полностью подвластная мужчине, должна была его слушаться. Например, супруг мог продать свою жену в рабство, если она не слушалась его. Конечно, в таком браке права были только у мужчин. Он мог с ней развестись, при этом женщина могла развестись только с согласия мужа. Все имущество нажитое непосильным трудом в период брака, принадлежало мужу. Также он был собственником жениного приданого, мог распоряжаться им без ограничений. В случае развода приданое тоже оставалось у мужа.

Фрагмент античной римской фрески «Свадьба Альдобрандини» (20-10 года до н. э.)
Фрагмент античной римской фрески «Свадьба Альдобрандини» (20-10 года до н. э.)

Брак, в котором муж не имел власти над женой

Позже, император Юстиниан примет новый закон о браке – где муж не будет иметь власти над своей женой. Sine manu mariti или свободный брак быстро распространился, жена не подчинялась по закону своему мужу, а зависела от фиктивной власти опекуна (родственника или друга). Брак превратился в частный договор с четко определенными правовыми последствиями.

Такой брак был основан на равенстве супругов. Женщина могла подать на развод без согласия мужа, она уже не обязана была ему потакать и во всем слушаться мужа, спрашивать разрешения. Муж не имел права наказывать ее за непослушание. При разводе женщина сохраняла право собственности на добрачное имущество. Сама традиция предоставления приданого - остается, но, муж давал клятву, что в случае развода, он возвращает приданое, и что он не вправе распоряжаться им без согласия жены.

Способы заключения брака

В Риме были разные способы заключения брака: confarreatio, coemptio и usucapio. Речь идет о различных церемониях, направленных на передачу жены мужу и обозначение ее зависимости от него.

  1. Конфарреация(сonfarreatio) - совершался религиозный обряд
  2. Коэмптио (сoemptio ) – жених покупал свою жену
  3. Usucapio – соглашение сторон

Первые два подразумевали власть мужа, третий был основан на власти без мужа, но имел свои нюансы.

  • Конфарреация (сonfarreatio), брак, основанный на священной клятве, был присущ старому патриархальному обществу, проводился в основном в семьях патрициев. Брак совершался в присутствии Понтифика - главы национальной религии и фламина (жреца) Юпитера, также было обязательно присутствие десяти свидетелей. Жена при такой форме брака, была в полной власти мужчины. В конце республики только несколько великих патрицианских семей поддерживали официальные отношения, где власть полностью принадлежала мужу.
"Римская свадьба". Эмилио Васарри
"Римская свадьба". Эмилио Васарри
  • Коэмптио (Coemptio) возглавлял Либрипенс (libripensa, казначей), во время торжественного заключения договора о передаче собственности, его присутствие было чисто символическим. Такой брак заключался в присутствии пяти свидетелей, пользующихся полными гражданскими правами. Покупатель - в данном случае будущий муж - произносил ритуальную фразу, подтверждающую «покупку» невесты с целью женитьбы, а не для того, чтобы сделать ее рабыней. Но, так как, coemptio использовалось также при покупке и продаже материальных вещей, можно говорить о том, что муж покупал жену.
  • Брак Usus был похож на coemptio, с той лишь разницей, что женщина переходила во власть мужа, только после года совместного проживания. Настоящим владельцем любого товара считался тот, кто постоянно владел им в течение определенного периода времени, который варьировался в зависимости от типа товара. Точно так же муж приобретал право собственности на жену - со всеми вытекающими отсюда последствиями и привилегиями. Интересно, что, если в течение этого года женщина проводила хотя бы три ночи вдали от дома своего партнера, то она теряла его авторитет. Многие этим пользовались, чтобы не быть собственностью мужа.

Свадьба без поцелуя

Что касается свадебных церемоний, то среднестатистические римляне обычно их не проводили. Более официальные и более дорогие свадебные церемонии проводились только высшими социальными слоями.

В таких случаях на девушке или женщине, сменявшей семейное положение, был специальный наряд (традиционно желтый), молодоженов сопровождала свита и играла музыка. Символом союза, в раннем Риме, было надевание железного кольца на безымянный палец левой руки невесты. Позже, во времена империи, появились золотые кольца.

Древнеримская свадьба. Кадр из фильма "Римская империя: Нерон" (2004 год)
Древнеримская свадьба. Кадр из фильма "Римская империя: Нерон" (2004 год)

Стоит отметить, что две тысячи лет назад о поцелуе, скрепляющем брак, не могло быть и речи. В греко-римскую эпоху, которую так часто называли бесстыдной, никто об этом и думать не мог. Обычно, церемония бракосочетания в древнем Риме скреплялась рукопожатием молодоженов.

Если старый римлянин приветствовал свою жену поцелуем, то не из любви, а…, чтобы проверить, нарушила ли она запрет на алкоголь. Невинный поцелуй с женой на людях мог доставить неприятности даже сенатору.

Положение женщины в браке

Для мужчины супруга была ещё одним домашним работником, наряду с детьми, рабами, вольноотпущенниками. Самое главное муж обсуждал не с женой, а с друзьями, знакомыми - с мужчинами. К жене обычно относились как к большому ребенку, с которым нужно было хорошо обращаться (причины: приданое или знатный тесть).

 Эмилио Васарри
Эмилио Васарри

Жены могли время от времени изменять своим мужьям. Неверность была несчастьем, но не слишком большим. Часто в таких ситуациях, по мнению общества, был виноват мужчина: его обвиняли в отсутствии бдительности или твердости, в чрезмерной снисходительности по отношению к жене. Супружеская любовь была редкостью.

Читайте также:

Как древние греки наказывали любовников своих жен

Вотчина богини Венеры Клоакиной или как это делали в общественных туалетах древнего Рима?

Спасибо за внимание!

-7

Terrarum Antiqua | Античный мир - не скучно!

Библиография:

  • Грегори С. Олдрет, Повседневная жизнь в римском городе. Рим, Помпеи и Остия
  • Мэри Бирд, SPQR. История Древнего Рима
  • Тит Ливий, История Рима от основания города
  • Поль Вейн, История частной жизни
  • Институции Гая
  • Институции Юстиниана

-8