Здравствуйте, дорогие любители фотографии! Сегодня мы поговорим с вами на тему: "Все ли фотографы обладают умением видеть кадр?" Вопрос простой и сложный одновременно! И можно ли выработать это "умение видеть с помощью практики?" Обо всём этом мы поговорим с вами в этой статье, в которой я озвучу мнение суперпрофи и моё скромное тоже)))
Сам стараюсь учиться, особенно у профессионалов своего дела, которые обладают несомненно большими навыками, чем обычные граждане. На Лебедином озере Алтая мы познакомились с Вяткиным Владимиром Юрьевичем - можно сказать классиком корреспондентской съёмки. Сейчас он преподаёт в том числе фотодело на факультете фотожурналистики в МГУ. А это согласитесь, уже о многом говорит. Можете сами в википедии про него прочитать. Я задал ему вопрос: "Можно ли развить у человека умение видеть?"
"Нельзя!" - категорически ответил он. "Либо оно есть, либо все усилия бесполезны!" Я попробовал с ним поспорить, что надо лишь практиковаться, общаться с профессионалами, работать над собой..." "Нет!"- он был как никогда категоричен в этот раз. Я, конечно, "на амбразуру бросаться не стал", но остался всё-таки при своём мнении - умение видеть можно и нужно развивать! Другое дело, сколько кому отпущено таланта... Но, это согласитесь, дорогие читатели, уже другой вопрос. Если я ошибаюсь, то напишите своё мнение в комментариях - подискутируем "без мордобоя")))
Более того, если фотограф, считающий себя профессионалом, говорит, что он всё умеет фотографировать - значит, он вообще мало что умеет! Это уже моё твёрдое убеждение за многие годы общения с профессионалами. У всех настоящих мастеров есть своя специализация - пейзажи, корреспондентская съёмка, портрет, животные, предметная съёмка и т.д. И в каждом из этих направлений можно выделить подвиды. Например, в Москве есть фотограф, который специализируется на съёмке салатов. Салатов, понимаете! И ничего больше не хочет снимать. Но, какие у него получаются "блюда" - этот салатик хочется съесть прямо на картинке. Для одного такого кадра он использует до 5!!! источников света. Вы понимаете уровень съёмки? Все листочки зелени у него прямо светятся насквозь - это само по себе уже маленькое произведение искусства))) При этом, большинство ресторанов столицы заказывает эту съёмку именно у него. Попросите его поснимать пейзаж или животное. Что в итоге получится? Неплохой, но очень посредственный кадр...
Что же предпочитаю снимать я? Во-первых, я не считаю себя полным профессионалом в фотографии и снимаю "что нравится". В этом плане мой учитель фотографии говорит: "Тебе повезло - ты снимаешь для удовольствия, а не для зарабатывания денег. У тебя это просто любимое хобби. Поэтому ты не закрепощён и можешь ловить интересные моменты!" А во-вторых, предпочтения у меня, конечно же, есть. Мне очень нравится снимать диких животных - понимать их, предугадывать моменты и ловить интересное! Остальное я тоже снимаю, но не так вдохновенно)))
В этой статье я для примера показал вам кадры из моего нового фотоальбома "Храмы Алтая!", который я сейчас готовлю к печати. Храмы снимать очень не просто - это очень тонкий и трогательный для верующих людей момент. Здесь надо поймать хороший вид и при этом не навредить никому. Желательно ещё при этом разбираться в том, что ты снимаешь - только тогда может появиться что-то стоящее! Это к разговору о разновидностях съёмки и настоящих профессионалов...
На финал статьи, по доброй традиции в моих публикациях, я размещаю интересный кадр, который я придумал "в свободном полёте творческой мысли")))
P.S. Не бойтесь искать и экспериментировать, друзья, в поисках хорошего кадра! Теория нужна и талант тоже, но "терпение и труд всё перетрут"! Я лично в этом уверен ;) Удачных кадров вам и умения видеть ещё лучше!