Наверняка знаток современной военной техники задавался вопросом о том, что малова-то в армии РФ танков Т-72Б3. Особенно на фоне Т-72Б1... Всего, по разным подсчётам у России есть около 2 000 машин, хотя более актуальные сведения говорят о ещё меньшем числе. Почему так получается и есть ли возможность увеличить число "старых-новых" ОБТ?
Т-72 в России
Российской армии, после развала СССР досталось большое количество ОБТ Т-72 различных модификаций. На данный момент численность боевых единиц оценивается в 7 000 на хранении и порядка 2 000-2 500 единиц на службе.
В число машин входят Т-72А, Т-72Б 1984 года, Т-72Б1, Т-72БМ (позже переименованные в Т-72Б3 2011 года), Т-72Б3 2013 года и Т-72Б3М.
Если верить официальным источникам, то сейчас количество Т-72Б, Б1 и Б3 на службе около 2 000-2 200 машин, плюс некоторое количество Т-72А и Т-90.
Почему всего 2 000...?
Если внимательно посмотреть на количество танков Т-72Б3 в армии, то мы обнаружим всего чуть менее 1 800 танков, из которых 1 380-1 400 относятся к сухопутным войскам. Остальные распределены между десантниками и морпехами.
Что самое забавно — из 1 380-1 400 танков примерно 530-550 это Т-72Б3М. Остальных Т-72, по разным оценкам, от 650 до 800 версий Б, Б1, которые ещё не модернизировали. То есть, несмотря на огромное количество Т-72 на складах, "сырья" для получения Т-72Б3 осталось не много.
Почему это так важно? Потому что изначальный проект модернизации подразумевал изъятие Т-72 из боевых частей малыми партиями с последующим апгрейдом и возвратом в войска. В свою очередь содержание не столь крупного танкового парка обоснованно экономически. Если ввести все Т-72 в строй, то главной проблемой будет не их ремонт, а банальное содержание, квалификация экипажей и снабжение. Плюс отсутствие инфраструктуры, необходимость расширить численность личного состава и активный призыв.
Если учитывать эти факторы, то недавний возврат в строй Т-80БВ после модернизации до версии БВМ выглядеть вполне разумным, ведь армия получает большее количество более-менее актуальных танков за сравнительно не большие деньги.
Кстати о деньгах — капитальный ремонт машины со склада стоит ощутимо дороже той, которая уже служила. Как минимум из-за проблем, связанных с консервацией и её последствиями для агрегатов. Плюс, подавляющее большинство Т-72 на хранении это наименее актуальные версии, машины с дифектами или самые старые партии, которые не рационально возвращать в строей.