Найти тему
minibanda

Психологический тест «Рисунок семьи» (часть 1)

Возможно ли увидеть мир глазами ребёнка? Со всеми его законами, ценностями и правилами, которые так далеки от нашей «взрослой» жизни.Своё знание о мире малыш черпает из его видения своей семьи. Наверное, можно говорить, что изначально семья – вот мир малыша.

Какое место, по его собственному мнению, он занимает в вашем доме? Какими он видит родителей и их отношения? А как маме и папе лучше понять своего сына или дочь? Дать ответы на эти вопросы и призвана несложная психологическая методика «Рисунок семьи», которую очень часто и повсеместно используют сейчас как в детских дошкольных учреждениях, так и в начальной школе.

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей во взаимоотношениях внутри семьи. Считается, что в рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.
Существует множество вариантов как применения этого теста, так и обработки результатов. Ребенка просят или нарисовать «свою семью» (В.Хьюлс), или «любую семью» (Е. Хаммер), или изобразить «всех членов своей семьи, занятых чем-либо» (методика «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса). Иногда задание дается и ребёнку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения родителей и детей.

Как понять, что малыш уже готов к выполнению теста, что он «дорос» до него? Пока кроха рисует человечка как шарик с палочками-ручками и ножками – применять тест рано. А вот когда у нарисованного человека начнут проявляться отдельно туловище, голова и конечности (приблизительно когда юному художнику исполнится лет пять) – можно использовать методику «Рисунок семьи».

1. Не нужно подталкивать малыша к мысли, кого он должен нарисовать. Даже на его вопросы нужно ответить, что изобразить можно того, кого захочется.
2. Из «орудий труда» ребёнку предоставляется лишь стандартный белый альбомный лист да простой карандаш, ластик оставляем в забытьи. Если рисунок, по мнению ребёнка, «ну, совсем испорчен», предложите ему другой лист.
3. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».
4. Теперь попросите автора подписать всех героев своей картины. Обратите внимание на эмоциональную окраску подписей. Например, если изображение мамы подписано «мамочка», а младшего братика – «брат», то разница в отношении, думаю, очевидна. Если малыш не умеет писать, пусть расскажет вам, где кто изображён.
5. Ни в коем случае не задавайте наводящих вопросов, не используйте упрёки, типа «Ты зачем тут так написал? Ты что совсем не любишь младшего братика? А почему?»
6. Отдельное внимание уделите изображённым предметам. Это вам кажется, что они не несут никакой смысловой нагрузки. В восприятии малыша телевизор, игрушки, машина, мебель и т.д. могут быть задействованы не только в отношениях между собой, но и с героями рисунка. Может, изобразив папу в машине, а маму за просмотром телевизора ребёнок хотел показать нам, взрослым, что наша привязанность к нашим «игрушкам» заботит нас куда больше, чем собственные дети?
Если на картине предметов больше, чем людей, то это не говорит о том, что члены её мало внимания уделяют друг другу. Скорее всего, это показатель направленности эмоций на «вещественный» мир.
По своему опыту знаю, что увидев рисунок любимого чада, чаще всего родители бывают несколько обескуражены. Почти всем кажется, что именно рисунок их малыша не поддаётся объяснению никакими методиками. Теперь соберитесь – и вперёд!

Как объяснить, что один малыш рисует человечков друг под другом, а другой – в ряд? Есть ли это показатель семейной иерархии? А самая большая фигура символизирует этого человека как самого любимого или наделённого самой большой властью в семье?
Вам лучше знать, как истолковать – доверьтесь своей интуиции. Именно вы знаете своего малыша лучше всех. А пока не разбивайте рисунок на детали, попытайтесь увидеть его целиком. Что самое первое бросается в глаза? Всё верно – то, что самое «большое».
Размер изображённого человека или предмета психологи напрямую связывают с тем, какое место в душе ребенка он занимает, что значат для него их отношения. По высоте «героя картины» можно предположить авторитетность данного члена семьи для ребёнка.

Считается, что наибольшей властью в семье обладает тот, кто нарисован выше всех остальных (если члены семьи изображены в разных плоскостях), ниже всех изображен тот, чьё влияние в семье минимально. Если же они нарисованы в одной плоскости, но имеют разный рост, скорее всего, малыш просто отразил «правду жизни» - то, что папа выше мамы, а брат меньше, чем он сам.
Расстояние между персонажами - их психологическая дистанция. Отрадная картина, когда все стоят рядом или держатся за руки – не так ли? Но и здесь ребёнок рядом с собой изобразит того, кто ему ближе всех. Задумайтесь, если вдруг это окажется любимая игрушка. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого малыш воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.

Внезапное появление на рисунке вымышленных героев – Деда Мороза, Бабы Яги и т.д. свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии или страхах. Подобному герою обязательно уделите внимание и подробно расспросите ребёнка о нём. Возможно, из такого разговора вы откроете много нового для себя – поймёте, что вашего сына или дочь тревожит, а чего не хватает в реальности.
Моя дочь в своё время на рисунке семьи рядом с собой нарисовала ослика. Позже выяснилось, что после просмотра мультика «Шрек» она просто не мыслила своего существования без игрушечного осла, которого видела в детском магазине.

Теперь подумайте об отсутствующих на рисунке членах семьи. Слова вроде «А братику не хватило места… А бабушку я забыл нарисовать…» уже сами по себе о многом могут рассказать. Скорее всего, с этими людьми у малыша нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребёнка.
А если случилось так, что на картине нет самого автора? Поразмышляйте – нет ли у крохи трудностей в общении с близкими людьми, а ощущает ли он себя членом своей семьи, а есть ли в ней для него место?