Найти тему
Разумный довод

Как скифы хоронили своих царей? Сравнение погребального обряда скифов и тюрков

Описывая погребальный обряд скифских царей, Геродот сообщает, что местом погребения скифских царей является Герр, который находится в конце судоходной части реки Борисфен. Герр, со слов Геродота, является самым далеким местом, находящимся под управлением "царских скифов" (басилов). Геродот отмечает также, что «царские скифы», оплакивая царя, надрезают себе уши и руки, обрезают волосы, раздирают лбы и носы и протыкают себе левую руку стрелами. После этого тело царя по дороге к Герр перевозится в следующее скифское племя, которое поступает так же, как и «царские скифы». Каждое племя следует скифским обрядам в оплакивании царя и присоединяется к похоронной процессии. Так, перевозя тело царя из одного племени в другое и совершая в каждом обряд оплакивания, скифы доходят до священного места захоронения.

В земле Герр выкапывают очень большую четырехугольную могилу, в которую во время захоронения вместе с царем помещают после умерщвления одну из его наложниц, виночерпия, повара, конюха, оруженосца и курьера. Также в могилу помещают золотые сосуды. Затем могила засыпается землей и создается холм великого размера (курган) (Геродот, IV, 71). В годовщину погребения "царские скифы" возвращаются к кургану царя, убивают 50 его лучших служителей и 50 лучших коней, а затем мумифицируют их. Коней они протыкают кольями насквозь во всю длину, так, чтобы кол достиг шеи лошади. После этого они помещают мумии коней на заранее заготовленные деревянные конструкции так, что их ноги свешиваются, не касаясь земли. Затем мумии 50 служителей царя водружаются на лошадей. Они устанавливаются в позиции всадника благодаря колу, который, проходя через туловище лошади, пронзает и весь позвоночник служителя, доходя до шеи. Установив всадников вокруг захоронения царя, "царские скифы" покидают это место (Геродот, IV, 72).

Интересно обратить внимание на идентичность обрядов "царских скифов" и монголов, цари которых, вне зависимости от того, где они умирали, погребались в специфическом месте захоронения предков. В случае со скифами - это Герр, в случае с монголами - это Алтай. Рашид-ад-Дин, описывая захоронения монголов, сообщает, что все великие ханы и наследники Чингисхана, где бы они ни умерли, перевозятся к горе под названием Алтай для захоронения. Далее он обращает наше внимание на странное, по его словам, явление. По пути к Алтаю конвой, сопровождающий тело хана, убивает всех, кто встречается по дороге со словами: "Иди и дожидайся своего повелителя в ином мире". Они также убивают лучших коней хана, полагая, что те будут ему нужны в ином мире. Рашид-ад-Дин также сообщает, что время похорон Чингисхана были убиты 40 прекрасных девушек. У Геродота мы встречаем идентичное упоминание о том, как "царские скифы" убивают наложниц царя и коней во время погребения царя.

Наиболее ранние упоминания о погребальных традициях предков тюрок, восточных кочевников, дошли до нас из китайских источников. Хсиунг-ну (хунны) так же, как и «царские скифы», перерезали горло женам и слугам правителя во время его погребения. Оплакивая погибших, хсиунг-ну, так же, как и «царские скифы», уродовали свои лица ножами, для того что бы слезы воинов смешались с кровью". То же самое можно проследить и у гуннов. Иордан, сообщая о похоронных обрядах гуннов, говорит, что после известия о смерти Аттилы гунны в соответствии с их обычаем выдергивали волосы на голове и обезображивали лица глубокими ранами. Объяснялось это тем, что прославленный воин должен оплакивать усопшего царя не женоподобными стенаниями и слезами, а мужской кровью. Как видно, этот погребальный обычай гуннов идентичен похоронному обряду «царских скифов» Геродота, которые, оплакивая своего царя, надрезают уши, обрезают волосы, режут руки, раздирают лбы и носы и протыкают левую руку стрелами. Подобную идентичность похоронных обрядов тюрок и «царских скифов» можно также проследить на примере империи тюркютов. В Орхоно-Енисейских надписях, посвященных им ператору тюркютов Бильге-кагану, брату Кюль-тегина, сообща ется, что после смерти его отца, кагана, китайский посол Ли-суп пришел на похороны во главе 500 человек. Они принесли на похороны золото, серебро и благовония. Затем на похоронах все эти люди обрезали себе волосы, порезали уши и убили своих хороших коней. О таком методе оплакивания среди тюрков упоминают Менандр Византиец (6 век), Иоан Карпини (13 век).

Тюрк (в центре) оплакивает Будду, разрезая себе лоб ножом. Пещера Майя, кызылские пещеры
Тюрк (в центре) оплакивает Будду, разрезая себе лоб ножом. Пещера Майя, кызылские пещеры
-3

Хотя во всех источниках, описывающих захоронения тюрок, говорится о принесении в жертву коней, авторы не говорят о том, каким способом кони были умерщвлены. Наиболее детальное описание этого обряда во время захоронения тюркских ханов принадлежит Ибн-Баттуте. Путешествуя по Китаю в середине XIV в., он описал увиденное в Ел Ханса(Шен-си) погребение тюркского хана, погибшего в битве. Это описание приводит Э.Г.Миннс. Хана во всем его вооружении поместили в большую гробницу, выкопанную в земле. Вместе с ним в гробницу поместили все принадлежавшие ему золотые и серебряные вещи, четырех наложниц и пять его любимых мамлюков с несколькими сосудами напитков. Затем гробница была закрыта и засыпана землей до высоты очень большого холма(кургана). После этого участники процессии привели четырех коней, которых пронзили копьями насквозь. После того как кони испустили дух, в их туловище, по всей длине позвоночника, было воткнуто копье - так, чтобы оно дошло до шеи. Затем колья установили в земле на вершине холма и кони остались там. Приведем другие свидетельства. Гильом де Рубрук сообщает о погребении команов (половцев): "Над недавно умершим человеком я увидел висящие на длинных жердях кожи 16 коней, по 4 на каждую сторону света".

-4

Как мы видим, способ устанавливать умерщвленных коней в честь усопших царей у тюрок идентичен подобному ритуалу у "царских скифов", который описал Геродот. Ибн-Батута не упоминает функции пяти мамлюков царя. У Геродота эти функции осуществляют повар, виночерпий, конюх, оруженосец и курьер (Геродот, IV , 71). И у "царских скифов", и у тюрков число умерщвляемых служителей равно пяти. Это поразительное сходство вызывает закономерный вопрос: почему же в таком случае число умерщвленных жен или наложниц варьируется от 1 до 40, а число принесенных в жертву коней от 4 до 50? По всей видимости, по той причине, что каждый из них выполняет лишь одну функцию, т.е. царь в потустороннем мире обязательно нуждается в виночерпии, поваре, конюхе, оруженосце и курьере, но может вполне обойтись четырьмя конями (минимально допустимое количество коней для тюркского воина). Создается такое ощущение, что количество убитых коней и жен возрастало вместе с авторитетом царя. По сообщению Рашид-ад-Дина, при захоронении Чингисхана было убито 40 наложниц, что вполне соответствует его статусу покорителя половины мира. При захоронении малоизвестного тюркского царя была убита лишь одна наложница.

  1. Половецкий балбал                                                             2. Скифский балбал
1. Половецкий балбал 2. Скифский балбал

Практика бальзамирования, встречающаяся у скифов, о чем сообщает Геродот (Геродот, IV, 72), упоминается и в туркменской версии эпоса "Кёроглы". Как считает Т.Тархан, в соответствии с Орхонскими надписями, Кюльтегин был мумифицирован. Далее он приводит сведения, что даже после принятия ислама практика мумифицирования у тюрок все еще продолжалась. В частности, мумифицированы были Кылыч Арслан II, Кылыч Арслан III, Сулейман Шах I

Заур Гасанов. Царские скифы.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц