Найти в Дзене
ВТБ Страна

Мазаччо – гениальный реформатор эпохи «четырехсотых»

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, 1401–1428) – художник эпохи Кватроченто (XV век). «Четырехсотые годы» – так можно перевести ее название. Курсы истории искусства часто описывают это время очень бегло, как предшествующее «высокому Возрождению». Поэтому создается впечатление, будто искусство резко прыгнуло из средневековой дремы в небывалый расцвет.

Но дело было не совсем так – новый художественный язык формировался постепенно. И Мазаччо – деревенский паренек из-под Флоренции, который вошел в историю под прозвищем Мазила/Чудак (есть версия, что его так прозвали за небрежность в поведении и одежде), – один из творцов этого языка.

«Чудо со статиром», Мазаччо, 1425–1427 годы
«Чудо со статиром», Мазаччо, 1425–1427 годы

Несмотря на недолгую жизнь, художник успел стать настоящим реформатором Кватроченто. Флоренция того времени была своеобразным заказником творческой энергии и интеллектуальной мощи. Тут уже прогремели Данте и Боккаччо в литературе, назревал прорыв в живописи. В ней во времена Мазаччо процветала «интернациональная готика» – живопись плоскостная, насыщенная деталями и «богатая», про которую говорят: «пиршество для глаз». Мазаччо же выдавал монументальные тяжелые фигуры без украшательств, начал работать с перспективой и «играть» с тенями. Удивительно, как к такому пониманию живописи пришел двадцатилетний молодой человек. Искусствовед Павел Муратов в «Образах Италии» писал, что творчество Мазаччо отличает почти противоестественная «взрослость». И для современников, привыкших к старой школе, Мазаччо был, конечно, авангардом.

«Воскрешение сына Теофила и св. Петр на кафедре», Мазаччо, 1425–1427 годы
«Воскрешение сына Теофила и св. Петр на кафедре», Мазаччо, 1425–1427 годы

Из трех друзей – Донателло, Мазаччо, Брунеллески – Мазаччо был самым младшим. Муратов даже называл Донателло его «духовным отцом». Основоположник искусствознания Джорджо Вазари говорил о рассеянности и невнимательности Мазаччо ко всему, кроме искусства, над чем товарищи, вероятно, подшучивали. Есть легенда, по которой перспектива в работе Мазаччо появилась благодаря шутке Брунеллески. Художник работал над фреской над входом в монастырь кармелитов в память об освящении церкви Санта-Мария-дель-Кармине. И Филиппо Брунеллески, шутя, предложил юному впечатлительному коллеге применить перспективу – «будто то были не живые люди, а поставленные рядами столбы», как пишет в книге «Искусство эпохи Возрождения» искусствовед Александр Степанов.

В толпе, показанной на фреске, флорентийцы должны были видеть самих себя. Мазаччо специально сделал заметными их стопы «в перспективе», чтобы создать впечатление, будто фреска «засасывает» и тех, кто стоит перед ней. В толпе, к слову, Мазаччо изобразил и своих друзей – шутника Брунеллески в деревянных сандалиях и скульптора Донателло.

А главная «сокровищница» работ Мазаччо – фамильная капелла крупного политика Феличе Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине. Здесь художник работал со старшим товарищем Мазолино (долгое время считалось, что Мазаччо был его учеником, но на самом деле Мазолино был принят в цех на год позже) и создал настоящие шедевры. В капелле встречается прием, который сегодня кажется очевидным: когда Мазаччо писал фрески вблизи окон, то обозначал источник света там, где он был в реальности. И тени на фресках расположены так, будто свет на фигуры падает из окна. Такой метод стал прорывом.

Капелла Бранкаччи с фресками работы Мазаччо
Капелла Бранкаччи с фресками работы Мазаччо

Фреска «Изгнание из рая» поражает не только проработкой светотени, но и характерами: истовым горем Евы и кромешным сожалением Адама. Это не декоративное изображение эмоций, как могло быть в «интернациональной готике», а живое и буквальное. На контрасте с обычной сдержанностью персонажей Мазаччо оно особенно заметно. Здесь обращают на себя внимание анатомически правильно выписанные тела мужчины и женщины и, особенно, стопы героев – они не едва касаются земли, как было принято тогда в живописи, а основательно стоят на ней.

«Изгнание из рая», Мазаччо, 1426–1427 годы
«Изгнание из рая», Мазаччо, 1426–1427 годы

Мазаччо не закончил работу в капелле – ряд вещей там написал уже Филиппино Липпи (сын Фра Филиппо Липпи), который, говорят, восхищался Мазаччо. Сам Мазаччо уехал с Мазолино в Рим и внезапно умер. Ему было всего 27 лет. Бытовала даже фантазийная версия в духе «Моцарта и Сальери», будто Мазаччо отравили (первым на нее намекает в жизнеописании Мазаччо Джорджо Вазари). Но, скорее всего, это была какая-то наследственная патология: отец Мазаччо умер в том же возрасте, а предполагаемый автопортрет художника среди персонажей фрески «Воскрешение сына Теофила и апостол Петр на кафедре» выдает человека, с нездоровыми сердцем или почками.

Автопортрет (в центре), Мазаччо, 1420-е годы
Автопортрет (в центре), Мазаччо, 1420-е годы

В коллекции Эрмитажа, давним другом и партнером которого является банк ВТБ, находится холст Луи-Шарля-Огюста Кудера (1790–1873) «Смерть Мазаччо». Спустя столетия один художник представил живописную версию смерти другого.

«Смерть Мазаччо», Луи-Шарль-Огюст Кудер, ок. 1817 года, Эрмитаж, СПб.
«Смерть Мазаччо», Луи-Шарль-Огюст Кудер, ок. 1817 года, Эрмитаж, СПб.

В любом случае флорентийский мастер оставил после себя живопись – новую, другую, за которой было будущее.

Текст: Анастасия Семенович