Найти тему
kin0guru

Сердце храбреца (СССР, 1951)

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Роман Ужасов:

Придвигайтесь ближе, детишечки, сейчас я расскажу вам сказочку. Жили были два брата – Индигá и Соломдигá… Что значит, почему имена такие? То есть Любомир и Болеслав – для вас нормальные имена, а Соломдига, не такое? Имя как имя - мама так назвала. Ей и без того не сладко приходилось. Одна сыновей поднимала, без отца… Да откуда я знаю куда он подевался, я вам что, судебный пристав по взысканию алиментов, что ли? Ушёл в тайгу и не вернулся. Может комары дикие забодали, а может и тигр голодный повстречался.

Вот как-то раз пошли братья в тайгу эту самую, на охоту, много дичи набили, домой засобирались… Ты чего ревёшь? Дичь на то и дичь, что бы на неё охотится. Что делать, если ближайший магазин от них на полторы тыщи вёрст и всё лесом!

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

А времена тогда были такие, с людьми в тайге всякие вещи случались, каких теперь не бывает вовсе. Тогда на камень глядя — каменного человека видели; на медведя глядя — лесного человека видели; на реку глядя— водяного человека видели. Не было тогда телевизоров да телефонов, вот и обходились чем могли.

Ну и пока они по лесу шли, да в гляделки свои играли, выскочил из чащи тигр и бросился на старшего брата. А младший брат испугался - на землю упал, руки сложил, просит тигра мимо идти, их с братом не трогать! Долго так лежал Индига. Потом голову поднял, смотрит — ни тигра, ни брата нет.

Заплакал Индига, да побрёл домой, к маме. Только непонятно, на что он надеялся. Неласково встретила его суровая таёжная выживальщица, чисто - Родина-мать. Дала ему в дорогу волшебного пенделя отцовское копье и послала брата разыскивать.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Так-то, детишечки. Поскольку ювенальной юстиции тогда тоже не существовало, побрел Индига куда послали, да по пути жаловался на свою судьбу... да не, не в прокуратуру, что вы право! Жаловался разным зверюшкам лесным - зайчикам, ёжикам. Те вроде и сочувствуют, но, говорят: мамка-то права, иди, ищи брата, может его ещё не до конца доели, ну, а если всё-таки не поспеешь вовремя, всё одно, тигр уже не такой голодный будет, есть шансы.

Орёл только дельный совет дал, иди, говорит, куда моё перо полетит, да только помни, что дороги у нас тут сам знаешь какие - страх один. Там вообще-то не один, там все семь страхов парню повстречались. Ну три, как минимум. Чуть в болоте не утоп, едва-едва в камень не обратился и от огненной воды реки тоже мог лютую смерть принять.

из свободных интернет-источников
из свободных интернет-источников

Но кончилось всё хорошо. Преодолел Индига все свои страхи, победил тигра и брата спас... Да какая "Красная книга"! В те годы и вовсе ещё книг никаких не было, на бересте писали. Как-как, сдирали с березы кору и... Опять вам не то, экологичные вы мои. Ну, тогда как и из чего бумагу делают, я и вовсе упоминать не стану.

Да, детишки, видно не понять вам уже старых сказочек. Или, может, рассказывать их надо как-то по-новому? Тогда пусть дядюшка Альберт рассказывает, у него лучше получится.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Albert Magnus:

Время со второй половины 1940-х и до начала 1960-х в советской мультипликации я бы назвал периодом классицизма. Практически все рисованные работы тех лет, став цветными, выполнялись в мягкой манере, позаимствоваванной у Уолта Диснея (даже в годы борьбы с космополитизмом от неё отойти не захотели): звери и птицы как на подбор будто вышли из его полнометражки про Бэмби, а люди - из "Белоснежки" и т.п. Так называемая техника ротоскопирования или "эклер".

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Внешне советские мультфильмы тогда мало отличались и между собой, и даже от того, что снималось в 1940-е на американских студиях - сравним хотя бы с "Томом и Джерри" (MGM). И где в этих условиях художнику-постановщику показать себя, проявить? Не ремесленником, изо дня в день штампующим по утверждённому раз и навсегда стандарту, а фантазёром с собственным почерком. Да вот хотя бы придумывая необычных персонажей!

Не потому ли с 1950 года (начиная с "Волшебного клада") один за другим стали появляться мультфильмы по мотивам сказок народов СССР и стран народной демократии, где регулярно встречались всякие экзотические чудища. Вот и "Сердце храбреца" аж с двумя удэгейскими монстрами Боко и Какзаму явно из числа.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Стоит заметить, что оригинальная сказка, в пересказе Дмитрия Нагишкина получившая название "Семь страхов" (впервые опубликована в N3 журнала "Дальний Восток" за 1947 год), когда обратилась в сценарий, претерпела существенные изменения и дело даже не в сокращении количества "ужасов" до трёх (по русскому народному обычаю). В результате и роль матери приобрела иной, менторский оттенок (в сказке-то и отец был, правда, вскоре умер), но главное - авторы полностью переиначили концовку, можно сказать, в духе времени. Тогда ведь, в 1950-е годы, за отстрел крупных хищников (в том числе тигров и медведей) даже денежные премии полагались и то, с каким почтением когда-то земляки легендарного нанайца Дерсу Узала относились к "хозяину тайги", перестало быть примером для новых поколений охотников.

Скриншот из видео в свободном доступе
Скриншот из видео в свободном доступе

Да и сводить всё к необходимой самообороне, как это предпочли показать в финале мультика, ни к чему было. На самом-то деле (согласно оригиналу), тигр, напавший на старшего брата оказался девушкой-оборотнем из племени людей-тигров. Она влюбилась в Соломдигу и похитила его, но когда Индига, преодолев свои страхи, наконец отыскал старшего брата, ей стало ясно, что те достойны, чтобы "тигрица" жила среди людей. И вместе с ними вернулась в их родной дом. Совсем другой коленкор!

В этом смысле гораздо бережней (но и не подстрочно) передал дух первоисточника Андрей Кузнецов в сравнительно недавней мультэкранизации под названием "Храбрец" (2015) в рамках замечательного цикла "Гора самоцветов":

Р.У: Я конечно уважаю "собственное" видение автором удэгейской нечисти, особенно, когда оно вдохновлено персонажами популярной игры, в свою очередь вдохновленной фильмами вроде "Чужой" и "Хищник", но все-таки образы из старой сказки мне нравились не в пример больше.

Водяной Боко из м/ф "Храбрец" 2015 г
Водяной Боко из м/ф "Храбрец" 2015 г
Зерг-гидралиск из игры "Starcraft" 1998 г
Зерг-гидралиск из игры "Starcraft" 1998 г

Поэтому, я всё-таки лишний раз пересмотрю эпичный мультфильм от Бориса Дёжкина. Мультфильм уже был старым, и тогда, когда я сам был ребенком, но всё-таки, парадоксальным образом ничуть не устарел.

Фольклор нашего Дальнего Востока, это до сих пор непаханое поле (хотя, в данном случае, скорее - тайга нехоженая). Нам этот пласт этнографических сказаний ближе чем многим, потому что сами мы с соавтором родом из тех мест. Когда ученые мужи говорят об амуро-сахалинских народах, так это мы и есть. Даже термин такой есть в физической географии России - Амуро-Сахалинская страна, под которой понимают Южное Приамурье, Приморье и собственно остров Сахалин.

Болотный царь Боко в детстве даже немножко пугал своими пылающими глазами и особенно завываниями: "Утоплю-ууу его, утоплю-ууу!". Правда, литературного первоисточника - "Семи страхов" в детстве я не читал, зато был немного знаком с амурской мистикой по другой сказке Дмитрия Нагишкина: "Киле Бамба и Лоче богатырь"

— В заповедные леса пойду зверя бить! — говорит Бамба. — На Сихотэ-Алиньские горы пойду, тигра, барса, рысь возьму!
— Нельзя туда. Охоться здесь! — говорит шаман. — На Сихотэ-Алине горные черти живут. Удэгейский Какзаму те горы сторожит, в камень людей превращает!
— К Большому морю пойду! Сивуча, тюленя, нерпу возьму! — говорит Бамба.
Замахал на него шаман обеими руками:
— Здесь охоться! На Большом море водяной чёрт — Ганка живёт, человека туловище у него, рыбий хвост у него, не рука, а железный крючок у него из воды торчит. Тем крючком он людей хватает!
— На болота пойду! Выпь, цаплю, утку возьму! — говорит Бамба.
Плюётся шаман:
— Здесь охоться, говорю! На болоте чёрт Боко живёт — одноногий. Запутает тебя в болоте, в трясину утащит. Будешь потом в трясине лежать да пузыри пускать!
— На гольцы-солонцы пойду! — говорит тогда Бамба. — Сохатого, косулю добуду!
Трясётся шаман:
— Здесь охоться, говорю! На гольцах-солонцах Агды — гром — живёт. Каменным топором деревья рубит. Как ударит — человека в пыль обратит!
— На Мылки-озеро войду! Бобра, гусей бить буду!
У шамана пена изо рта хлещет от злости на Бамбу:
— Химу-амба, самый страшный чёрт в озере том живёт! Как человека увидит, из озера выползёт, под ним трава и камни горят. Дохнёт Химу огнём на тебя — сгоришь, и никто не узнает!

«Амурские сказки», иллюстрация Геннадия Павлишина
«Амурские сказки», иллюстрация Геннадия Павлишина

Вот, сколько чертей окружало бедного охотника, покуда не помог совладать с ними его друг Лоче (то есть - русский) богатырь. Но ещё и на нашей памяти, на здешних болотах разное случалось. Но это уже другая история.

5 из 5 - общая оценка от kin0guru

(c) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru

#совместные обзоры от kin0guru