Хайп – то, чего все ждут в социальных сетях и медиапространстве, даже если они отрицают. Это неотъемлемая составляющая медиасреды, а с приходом соц.сетей и больших блогеров с огромным количеством подписчиков запросы на хайп только растут.
В чем суть хайпа? Порвать шаблон юзернейму и, как правило, на социально значимой тематике. Хайп создает общественный диссонанс, разбивая юзеров на два лагеря: защитников и хейтеров (возмущающихся, дословный перевод «ненавистники» как-то не соответствует реальности). Эти две группы и создают нужный эффект – привлечение внимания. Они обсуждают событие или поступок, их страшно «бомбит», а имидж того, кто хайпонул («хайпожора») становится более ярким и выпуклым в медиапространстве, а оттого – более привлекательным.
К хайпу часто прибегают молодые блогеры, они даже строят имидж на хайпе или пранке, поскольку во-первых, предъявить что-то конструктивное и интересное пока что не способны; а во-вторых, медиапространству, увы, в значительно меньшей степени нужны умные рассуждения. Ему подавай яркие события, и хайп здесь – то, что доктор прописал.
А теперь перейдем к российскому хайпу наших юных блогеров и вопросу о том, почему он ужасен и вообще перестал работать.
Для наглядности лучше смотреть на примерах.
Пример 1. Инстасамка, блогер из Insgram c 4,5 миллионов подписчиков, девушка чуть за 20.
Она выплеснула помои на курьера Яндекс Еды, обозвала его за то, что курьер был без перчаток. Позже появилось видео в сети, где курьер снимает перчатки, чтобы воспользоваться смартфоном, необходимым ему в работе. Из-за этой выходки Дарья-инстасамка оказалась забаненой в январе этого года Яндекс Едой.
Этот поступок хоть и привлек внимание, однако вызвал больше негативную волну и презрение к юной избалованной девице. Позже Дарье пришлось инсценировать нападение хейтера с обливанием зеленкой и плакать на камеру, возможно, чтобы вызвать сочувствие публики, или же опять привлечь внимание, и в последнем случае уже не так важно, инсценировала она этот случай или нет.
Пример 2. После ужасной трагедии в Казани в мае этого года, когда молодой человек застрелил несколько детей и учительницу в одной из школ, некоторые получили серьезные ранения, блогер Андрей Петров, известный своей нетрадиционной ориентацией и любовью к макияжу, сравнил себя с в клубе после алкогольного напитка с жертвами трагедии. Он сказал, что умер в баре и «воскрес», при этом посмеиваясь на камеру в своих сторис в Insgram.
Общество не поняло «шутки», на него вылилась народная ненависть, что заставило потом блогера извиняться.
Вообще, эти два случая, особенно последний, способны вызвать жуткую ненависть вообще ко всем российским блогерам. Чтобы создать общественный диссонанс, нужно «играть» на лицемерии общества, что кстати, грамотно делает Моргенштерн.
Например, его тексты намекают на продажность женщин: «Сотни с** хотят ко мне, сотни с** хотят камней…». Во-первых, в нашей стране на книжных полках продаются книги а-ля «Как выйти замуж за миллионера», существование эскорта ни для кого не секрет. Есть в обществе такое, женская продажность. И Моргенштерн поет об этом без ненависти или порицания, а даже с симпатией. Он выпячивает то, что есть, о чем не принято говорить подросткам. Девочкам говорят: учись, и будет тебе счастье, и это все на фоне низкого статуса школьных учительниц и шикарных картинок дорогого отдыха инстаграмщиц, нашедших папика с «камнями». Это уже вскрытие «язв» общества.
Во-вторых, Моргенштерн никого не оскорбляет лично, поет про абстрактных девиц.
А что же в рассматриваемых примерах?
В случае с Андреем Петровым и вовсе аховая ситуация: оскорбление жертв теракта, смех над чужим несчастьем, смертью детей. Даже в этике войны был запрет на причинение вреда вдовам и сиротам (как он соблюдался – уже отдельный вопрос, но это не то, чем мог хвастануть солдат). Попытка хайпонуть на таком горе – ниже всяких оценок, мерзкий поступок, на который общество сразу среагировало. При этом ранее Андрей Петров заявлял о гомофобии и угрозах физического насилия в свою сторону, явно намекая на несовершенство и косность нашего российского общества. Вот и получается – геев обижать – так ох и ах, а подобным образом реагировать на трагедию – нормалек. Блогер показывает свои пороки, а не пороки общества, свою ничтожность.
В примере с инстасамкой – личное оскорбление работника службы доставки, абсолютно безосновательное, к тому же на фоне забастовок курьеров из-за низких заработков, за которые они вынуждены терпеть и таких клиентов. Личное оскорбление + совершенно безосновательные барские повадки девицы, ничего путного в своей жизни не сделавшей, но полностью пораженной звездной болезнью. Опять собственные пороки, а не общественные. Поэтому после пришлось искать жалости инсталяцией случая с поливкой зеленкой, строить из себя жертву.
И до наших отечественных молодых блогеров не дойдет простая истина, что общественный диссонанс – сердце хайпа, а для его создания нужно освещать пороки общества, а не показывать собственную испорченность, мерзкие выходки будут только размножаться и кто, знает, может и появиться у нас своя «культура отмены» таких вот персонажей.
Еще по теме: